ПР5. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫРОССИИ
Средства обучения: Атл. РФ
Задание 1. Проанализируйте структуру земельного фонда РФ за 2015 г.:
Одним из основополагающих принципов российского земельного законодательства является принцип деления земель на категории по целевому назначению. Согласно основному законодательному акту в земельной сфере Земельному кодексу Российской Федерации (ЗК РФ), ст.: «Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса»
Задание 1.1. Какие категории земель составляют структуру земельного фонда РФ?
Задание 1.2. Проранжируйте категории земель, входящие в структуру земельного фонда РФ. Объясните причины, почему отдельные категории земель занимают такие позиции
Задание 2. На основе теоретического материала выявите существенные признаки понятий «землевладение» и «землепользование».
Система земельных отношений основывается на понятиях «землевладение» и «землепользование».
Землевладение - это право физического или юридического лица на обладание землей, которая рассматривается не как субъект присвоения, а как условие хозяйствования. Землевладение и собственность на землю, как правило, не совпадают. Формы землевладения обусловливаются господствующими в обществе экономическими отношениями.
Землевладение означает признание права данного лица (физического и юридического) на определенный участок земли. Чаще всего под землевладением подразумевается собственность на землю. Землевладение осуществляет собственник земли.
Землепользование предполагает пользование земельным участком, которое определяется существующими в обществе экономическими отношениями, в рамках которых земля рассматривается, с одной стороны, как средство производства, с другой - как объект присвоения создаваемого продукта.
Землепользование— это использование земли в установленном обычаем или законом порядке. Пользователь земли не обязательно является ее собственником, а во многих случаях выступает в качестве арендатора земли.
В реальной экономической жизни землевладение и землепользование часто не совпадают. Они нередко олицетворяют разные физические и юридические лица (земельный собственник и арендатор). Однако эти процессы могут совпадать. Примером служит представление землевладения и землепользования одним лицом — фермером.
Задание 3. Проанализируйте статью 13 земельного кодекса РФ и ответьте на вопросы:
3.1. Какое определение «охране земель» дает Земельный кодекс РФ?
3.2. В обязанности каких собственников земельных участков входит охрана земель, в т.ч. и почв?
3.3. Напишите перечень мероприятий по охране земель, которые должны проводить собственники земель, землепользователи, землевладельцы и арендаторы
Статья 13. Содержание охраны земель
1. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
2. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
3. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
4. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
5. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
6. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
7. В случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
8. Лица, в результате деятельности которых возникла необходимость консервации земель, возмещают правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение о консервации, убытки в соответствии со статьей 57 настоящего Кодекса.
9. Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах.