Составьте схему «Классификация правовых экспертиз нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».




Правовая экспертиза – установление соответствия документов или отдельных их частей действующему законодательству и целям, которые ставились при создании и подписании этих документов. Эта экспертиза также называется юридической или – реже – юридико-технической.

Классификация видов юридических экспертиз имеет относительный характер. В законодательных документах четкого разграничения видов правовых экспертиз нет, следовательно, регламентировать разделение можно лишь условно.

Виды экспертиз НПА:
По субъектам: -государственные органы (органы гос-ва, гос.учреждения); - негосударственные органы
По функциональному признаку: - Внешняя; - Внутренняя.
По степени обязательности: - обязательная; - независимая(добровольная).
В зависимости от глубины проведения юридической экспертизы можно выделить: - полную правовую экспертизу - проверка всего документа; - точечную – проверка, (отдельных разделов договора, дополнений к распоряжению)
Правовая экспертиза по виду нормативно-правового документа делится на два основных вида: А Правовая экспертиза договора: - купли-продажи недвижимости, - брачного контракта, - дарения недвижимости, - кредитного займа и другие. Б Правовая экспертиза нормативно-правовых актов: - акты органов местного самоуправления – всевозможные постановления, распоряжения, протоколы собраний, документы представительных органов и так далее, - акты учреждений и организаций (еще они называются локальные документы) – всевозможные приказы, решения, распоряжения внутри компаний, организаций, органов и так далее.  
По содержанию(юридическая (экспертиза, проводимая с точки зрения законности правового акта): 1. Политологическая (предметом анализа является концепция законопроекта и выявление возможных негативных его последствий); 2. Логическая (которая должна дать ответ на вопрос, не нарушены ли логические правила ЮТ); 3. Лингвистическая (проверка соответствия законопроекта нормам современного русского языка с учетом функциональных стилистических особенностей законов). 4. Антикоррупционная (проверка нормативных актов на предмет коррупции) 5. внутренняяэкспертиза, кот.может иметь самост-й характер или предшествовать независимой экспертизе. Ее могут проводить работники юр. отдела правотворческого органа, в недрах которого готовился законопроект.


4. Составьте и заполните таблицу «Нормотворческие ошибки».

 

Ошибки Общая характеристика Примеры
     
Юридико-идеологические   Юридико-идеологические ошибки связаны с просчетами в определении цепей и содержания нормотворческой деятельности, с той неразберихой, которая, к сожалению, присутствует в правой политике. Ложно понятые и искусственные правовые интересы, неверно определенные пути достижения правовых цепей приводят к тому, что подготавливаются и принимаются нормативные правовые акты или правовые нормы, которые не обусловлены социальными ожиданиями либо заведомо не реализуемые на практике. Рядом депутатов Государственной Думы поднимался вопрос о необходимости срочной разработки закона о защите русского языка. Первоначальные варианты этого законопроекта содержали набор призывов сохранять чистоту русского языка как величайшую духовную ценность, но не имели предмета правового регулирования. То есть не все социальные ценности или пороки могут быть защищены или, соответственно, искоренены силой закона. В соответствии с признанным утратившим силу Законом РСФСР "О собственности в РСФСР" каждый потерпевший от преступления мог взыскать с государства причиненный ему ущерб. Но реально сделать это никому не удалось, ибо в действующем законодательстве отсутствовал порядок реализации этого права, оно не было подкреплено экономически. Ст 10 «О гражданской обороне» устанавливает, что граждане РФ «проходят обучение в области гражданской обороны», «принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне», а также «оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны». При этом называется статья «Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны». Естественно, возникает вопрос: что из перечисленного – права, а что – обязанности.
Юридико-компетентностные   Юридико-компетенционные ошибки состоят в превышении соответствующим должностным лицом своих полномочий по принятию (изданию) нормативного правового акта либо конкретной правовой нормы. Нередко этим грешат департаменты министерства, закладывая в свои письма в территориальные органы нормативные предписания. Кпмпетенционная ошибка допускается и в случае, когда нормативный правовой акт, хотя и принят уполномоченным должностным лицом, но без согласования с соответствующими органами или должностными лицами, если это обязательно. Завышение уровня правового регулирования: включение в проект НПА норм, которые могут быть приняты только актом высшей юридической силы. Если законодательные органы субъектов РФ примут закон федерального значения, то это будет нормотворческой ошибкой. Присвоение нормотворческой компетенции других субъектов правообразования: других федеральных органов исполнительной власти, судебных органов и т.д.   Отсутствие согласования проекта с соответствующими органами и должностными лицами.
Юридико-содержательные   Юридико-содержательные ошибки - это погрешности сущностного свойства. Они проявляют себя, как недостатки внутреннего единства или правового регулирования в цепом либо соответствующего нормативного правового акта, либо конкретной правовой нормы. Наиболее распространенные из них: дублирование, противоречивость (коллизионность), неконкретность, избыточность, пробельность. ст. 3 Федерального закона "О государственном регулировании в области генно - инженерной деятельности" "Законодательство Российской Федерации в области генно - инженерной деятельности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации". Из приведенного текста видно, что, во-первых, к законодательству Российской Федерации приравнены иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, и, во-вторых, генно - инженерная деятельность регулируется не только этим законом, но и другими федеральными законами (неясно, какими, что в них записано, как они соотносятся с нормами этого Закона). В абз. 3 п. 1 ст. 6 Федерального закона "О науке и государственной научно - технической политике" записано: "Академии наук, имеющие государственный статус, создаются, реорганизуются и ликвидируются Федеральным законом по представлению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации". Анализ приведенной нормы закона говорит о ее несогласованности и внутренней противоречивости. Запись о том, что академии наук создаются Федеральным законом по представлению Президента или Правительства порождает вопросы: что понимать под термином "представление" - законопроект, законодательное предложение или письмо в Государственную Думу. В п. 2 ст. 11 Федерального закона "О Пограничной службе Российской Федерации" записано, что ее комплектование осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, в частности, гражданским персоналом "путем добровольного поступления на работу", в то время как правильнее было бы записать "путем заключения трудового договора", так как трудовому законодательству известен только последний правовой институт.
Юридико-языковые   На переднем плане здесь синтаксические, грамматические, орфографические и фонографические погрешности. В п. 4 ст. 157 в предложении "В случае возврата пассажирами проездных документов в пути следования в связи с прекращением поездки, в подлежащую возврату сумму включается сумма налога в размере. " была пропущена очевидная запятая, которая заняла свое место лишь спустя полгода. Тавтологии - словосочетания типа "живые животные" (взято из Таможенного кодекса РФ). Животное может, как и человек, быть только живым; иные их состояния именуются по-другому. Определение неизвестного через еще менее известное. Например, в Федеральном законе "О геодезии и картографии" в ст. 3 (часть вторая) сказано: "К геодезическим и картографическим работам федерального значения относятся: определение параметров фигуры Земли и внешнего гравитационного поля в этих целях". Но человек, далекий от геодезии и картографии, вряд ли поймет, что значит "определение параметров внешнего гравитационного поля".  
Юридико-технические   Юридико-технические ошибки проявляют себя как недостатки стиля и языка нормативного правового акта или правовой нормы. Разработчики проектов нормативных актов зачастую пренебрегают правилами оформления нормативного правового акта, его составных частей, приложений. Хроническими являются случаи несоблюдения требований, предъявляемых к оформлению сносок и примечаний, отсутствия или неправильного указания источников опубликования официальных документов. Много нареканий порой вызывает последовательность изложения нормативного материала. В абз. 10 п. 2 ст. 238 предшествующей редакции НК в предложении ". суммы такой платы могут быть освобождены от налогообложения" неопределенное, не имеющее обязательной силы словосочетание "могут быть освобождены" заменено в новой редакции на конкретное и юридически точное определение "освобождаются". В последнем пункте статьи 40 НК РФ содержалась ссылка на главу «Налог на прибыль (доход) организаций», которая на самом деле называется «Налог на прибыль организаций». Во второй части НК, в статьях 218-221 говорилось об «определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 2 статьи 210 настоящего Кодекса». На самом деле, правила определения налоговой базы установлены третьей частью статьи 210.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: