5 Главным вопросом, занимавшим Д. И. Фонвизина в комедии «Недоросль», является вопрос о том, каким должен быть истинный дворянин и отвечает ли русское дворянство своему назначению. «Истинное существо должности дворянина» Д. И. Фонвизин видит в служении государству, отечеству. Только в одном случае дворянин может устраниться от несения государственной службы, «взять отставку». Это «когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не принесет». Но и уйдя с государственной службы, он должен отвечать назначению дворянина. Оно — в разумном управлении имением и крестьянами, в гуманном к ним отношении.
Обратившись к изображению поместной жизни дворян, Д. И. Фонвизин главным предметом внимания сделал отношения дворян с крестьянами. Он направил свою комедию против «тех злонравных невежд, которые, имея над людьми свою полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно».
Группировка персонажей в комедии Д. И. Фонвизина отражает реальный, действительный процесс расслоения дворянства. В комедии отчетливо противопоставлены две категории людей: невежественные, непросвещенные дворяне и дворяне образованные, просвещенные. Причину злонравия своих героев Д. И. Фонвизин видит в их невежестве, «в собственном их развращении». «Не умел грамоте» отец Простаковой и Скотинина. «Ни от кого слышать не хотел» о ней их дядя Вавила Фалалеич; «от роду ничего не читывал» Скотинин-младший. Пренебрежение к науке дети получали в наследство от отцов. «Без наук люди живут и жили», «ученье вздор», главное уметь «достаточек нажить и сохранить» — к этому сводится житейская философия невежественного дворянства. В руках этого дворянства, далекого от понимания нужд государства, находится воспитание молодого поколения дворян. Раскрывая образ Митрофана, Д. И. Фонвизин добивается большой художественной убедительности в изображении молодого повесы. Слово «недоросль» имело вполне нейтральное значение: так именовались молодые дворяне, которые еще не получили достаточного образования, не имели свидетельства об образовании и не могли быть допущены (не доросли) до службы в армии или в канцелярии. Значение комедии Д. И. Фонвизина было столь велико, осмеяние дворянского увальня-дитяти столь едким, что впоследствии «недорослями» стали обзывать неучей и лентяев, нерадивых подростков и юношей. 26
Г. Р. ДЕРЖАВИН. СТИХОТВОРЕНИЕ «ПАМЯТНИК» 21
Основой искусства, содержанием его Державин считает истину, в разъяснении которой состоит предназначение поэтов и художников. Поэт для Державина — существо особое, значительное. Вера в силу слова, в его всемогущество была распространена среди просветителей XVIII века. Писатель, говорящий истину, — мужественный гражданин и верный сын отечества, он не умрет в памяти людей, в то время как троны могут пасть и разрушатся царства: «Героев и певцов вселена не забудет; / В могиле буду я, но буду говорить».
«Памятник» Державина дышит уверенностью поэта в своем бессмертии, потому что бессмертно человеческое слово. Эта мысль проходит через ряд стихотворений Державина, но в «Памятнике» она является главной темой и выражена особенно ясно. Важно заметить, что Державин считает себя национальным поэтом: «И слава возрастет моя, не увядая, / Доколь Славянов род вселена будет чтить...»
В стихотворении Державин говорит о народной памяти: «Всяк будет помнить то в народах неисчетнытх...». Он видел память народа, из поколения в поколение передающего повести о великих людях, сложенные поэтами, чье слово — бессмертно.
Свои заслуги Державин перечисляет лаконично и точно: «Что первый я дерзнул в забавном русском слоге / О добродетелях Фелицы возгласить, / В сердечной простоте беседовать о боге / И истину царям с улыбкой говорить».
Уменье отказаться от напыщенной торжественности похвальной оды, внести в стихи колкую сатиру в грубоватых просторечных выражениях составило индивидуальную манеру Державина, благодаря которой он открыл новую страницу в истории русской литературы.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
♦ Закончи предложения.
Сон Святослава
Символы сна: ___________________________________________________________________________
Бояре истолковывают сон: ________________________________________________________________
Митрофан
Недоросль в умственном отношении: _______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Недоросль в моральном отношении: ________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Недоросль в гражданском смысле: __________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
♦ Заполни таблицу «Система персонажей комедии».
Четко выделены три группы: в каждой три мужских и один женский образ | ||
Софья; Стародум; Правдин; Милон | Простакова; Простаков; Скотинин; Митрофан | Еремеевна; Цыфиркин; Кутейкин; Вральман |
Ответы на тестовые задания (неделя 4) —
1 — 1187; 2 — прославление; 3 — «Плач Ярославны»; 4 — поход на половцев; 5 — затмение солнца;
6 — Простакову; 7 — да; 8 — А - 2, Б - 1, В - 4.
ЗАДАНИЯ К РАЗДЕЛАМ «ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» И «ИЗ ЛИТЕРАТУРЫXVIII в.»
Какое значение имеет образ автора в «Слове о полку Игореве»?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
В чем актуальность «Слова о полку Игореве» в наши дни?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Почему «Памятник» Г. Р. Державина «дышит» уверенностью поэта в своем бессмертии?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Почему комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль» называют «комедией воспитания»?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________