Римские юристы разграничили jus publicum (публичное право) и jus privatum (частное право). Классическое разграничение публичного и частного права, перешедшее в века, дает выдающийся юрист своего времени Ульпиан: «Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное - которое относится к пользе отдельных лиц»[2].
Западноевропейские и русские романисты (специалисты в области римского права) истолковывают классификацию Ульпиана в том смысле, что в ее основание положено разграничение интересов.
Публичное право (jus publicum) включало в себя «святыни, служение жрецов и положение магистров» и непосредственно охраняло интересы государства и его органов. Оно определяло компетенцию учреждений и должностных лиц, регулировало при помощи императивных норм взимание налогов, определяло, какие деяния являются преступными и какие наказа-ния полагаются за них. К публичному праву, исходя из современной пра-вовой систематики, принято относить государственное, административное, финансовое, земельное, уголовное, судебное, военное, а также международное право.
Частное право (jus privatum) содержало правовые нормы, регулирующие отношения между физическими и юридическими лицами и защищало интересы частных лиц при помощи диспозитивных норм. Сюда принято относить:
а) право собственности и другие вещные правоотношения;
б) обязательства, выраженные в договорах;
в) семейные отношения; право наследования.
В соответствии с современной правовой систематикой к jus privatum отнесем гражданское право и процесс, семейное право, торговое (коммерческое), наследственное право, международное частное право, а это и есть вся цивилистика.
|
Отметим, что деление права на публичное и частное получило широкое признание как в мировой юриспруденции, так явилось основным и в национальных правовых системах современности.
Однако современной юридической наукой выработаны более строгие критерии для разграничения публичного и частного права. Из таких критериев наиболее существенное значение имеют следующие два, выделенные одной из отраслей юридических знаний - аналитической юриспруденцией.
Во-первых, для публичного права характерны отношения «власть-подчинение», для частного права - отношения юридического равенства субъектов.
Во-вторых, публичное право построено на принципе субординации, частное право - на принципе координации воли и интересов участников отношений.
Итак, частное право (jus privatum) в Древнем Риме состояло из следующих элементов:
- Jus civile (цивильное право) - это собственное право всех жителей римской общины (по-другому цивильное право называлось квиритским правом - jus quiritium - то право, которое распространялось на всех коренных жителей Рима, квиритов).
- Jus praetorium (преторское право) - право, творимое претором - высшим должностным лицом - для дополнения и исправления цивильного права в «целях общественной пользы» (должность городского претора, ведавшего делами правосудия, была учреждена в 367 году до н.э.).
- Jus gentium (право народов) - служившее для регулирования отношений между перегринами (иностранцами), а также перегринами и римлянами и творимое претором перегринов (должность перегринского претора учреждена в 242 году до н.э., и претор перегринов, или иностранцев, получил такие же полномочия, какие имел городской претор, с той разницей, что юрисдикция претора перегринов распространялась на отношения между перегринами, а также между перегринами и римлянами). Массив этой системы сложился из общих норм и принципов международного торгового оборота, в котором участвовали представители различных наций, высококультурных народов древности: греков, финикийцев, египтян, евреев и др. Но право народов не было иностранным, оно было правом римским.
|
В свою очередь, эти три элемента (jus civile, jus praetorium, jus gentium) составляли три исторические правовые системы Древнего Рима.
Таким образом, гражданскому праву в Риме (в современном смысле) более или менее соответствовала совокупность всех трех названных систем - цивильного права, права народов и преторского права. В качестве единого термина для всей этой совокупности более подходящим является jus privatum (частное право).
Между частным и публичным правом существовала органическая связь: так как деятельность римских юристов и магистратов протекала в рамках публично-правовых установлений, и в итоге публичное право составляло не только фон, но и основу, на которой строилось и развивалось частное право. В заключение о периодизации. История Западной Римской империи насчитывает около 1200 лет. Начальной датой принято считать год основания Рима - 753 год до н.э. Конечной датой - 476 год, когда римская империя была завоевана германскими племенами, или 565 год - дату смерти императора Юстиниана.
С достаточной точностью трудно провести какую-либо одну периодизацию, ведь достоверно известно только, когда было начало, и когда наступил конец, т.е. время возникновения и время исчезновения римского рабовладельческого общества, римского государства и римского права. И все же для удобства пользования и лучшего усвоения можно рассмотреть приведенную ниже периодизацию истории римского государства и римского права[3].
|
В истории римского государства различают следующие периоды:
- период царей - VIII-VI вв. до н.э.;
- период республики - V-I вв. до н.э. (ранняя республика - V-III вв. до н.э. и поздняя - II-I века до н.э.);
- период империи - I-V вв. н.э. (в свою очередь, империю подразделяют на принципат - I-III века н.э. и доминат - IV-середина VI века н.э.).
История государства древнего Рима имела свою периодизацию, а история римского права - свою, не всегда совпадавшую с периодизацией римского государства.
Необходимо подчеркнуть, что указанные выше даты весьма условны. В жизни римское право лишь постепенно переходило из одного состояния в другое.
Таким образом, римское право подразделяется на частное римское право и публичное римское право, которые имеют ряд своих характеристик и особенностей.