Характеристика основных объектов коммерческой деятельности




Сущность коммерческой деятельности

Слово "коммерция" происходит от латинского commercium — торговля. Поэтому часто эти слова использу­ются как синонимы, а понятие "коммерческая деятельность" в узком смысле трактуется как деятельность, связанная с торговлей, куплей-продажей товаров.

Существует и более широкое толкование этого понятия, в соответствии с которым коммерческая деятельность отож­дествляется с деятельностью предпринимательской.

Причиной этого является то обстоятельство, что в граж­данском законодательстве Российской Федерации применя­ется термин "коммерческие организации", которыми призна­ются организации, преследующие извлечение прибыли в ка­честве основной цели своей деятельности. А в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществля­емая на свой риск деятельность, направленная на системати­ческое получение прибыли от пользования имуществом, про­дажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в уста­новленном законом порядке.

Таким образом, с точки зрения гражданского законода­тельства, любая законная деятельность, направленная на получение прибыли, является коммерческой.

На практике же коммерческую деятельность чаще рас­сматривают как разновидность предпринимательства, осу­ществляемого в сфере обращения товаров и услуг. Поэтому в дальнейшем речь будет идти именно о ком­мерческой деятельности в торговле.

Посредством торговли обеспечивается обращение това­ров, т. е. их движение из сферы производства в сферу по­требления. Поэтому коммерческая деятельность в торговле включает в себя:

• изучение спроса и определение потребностей в това­рах;

• выявление поставщиков товаров и установление с ними хозяйственных связей;

• организацию оптовой продажи товаров;

• организацию розничной продажи товаров;

• формирование ассортимента и управление товарными запасами;

• рекламно-информационную деятельность;

• оказание торговых услуг.

Следовательно, коммерческая деятельность в торговле представляет собой совокупность последовательно выпол­няемых торгово-организационных операций, которые осу­ществляются в процессе купли-продажи товаров и оказа­ния торговых услуг с целью получения прибыли.

Выступать в роли субъектов коммерческой деятельнос­ти, т. е. осуществлять ее, могут как торговые организации (юридические лица), так и индивидуальные предпринима­тели. Они выполняют роль посредника, связывающего меж­ду собой сферу производства и сферу потребления, способ­ствуют доведению товаров до конечных потребителей.

Осуществляя коммерческую деятельность, предприятия торговли должны:

•строго соблюдать действующее законодательство;

• принимать эффективные коммерческие решения, позво­ляющие получать прибыль, необходимую для дальнейшего развития их деятельности;

• повышать качество обслуживания покупателей.

Соблюдение указанных выше требований способствует ус­пешному выполнению задач, стоящих перед коммерческими службами организаций торговли. Основными такими задачами являются:

• совершенствование работы по изучению конъюнктуры рынка на основе маркетинговых исследований;

• своевременное принятие решений, соответствующих сло­жившейся на рынке ситуации;

• формирование взаимовыгодных отношений с партнерами (поставщиками и оптовыми покупателями);

• усиление роли договоров и укрепление договорной дис­циплины;

• установление длительных хозяйственных связей с постав­щиками;

• повышение эффективности коммерческой деятельности за счет автоматизации отдельных операций, связанных с заклю­чением и исполнением договоров, управлением товарными за­пасами и др.

Успех коммерческой деятельности торговых организаций во многом зависит от состояния их материально-технической базы, ассортимента реализуемых товаров и перечня оказываемых услуг, уровня конкуренции на рынке и других факторов.

Немаловажную роль играет и уровень квалификации управ­ленческого персонала, а также работников коммерческой и других служб предприятия, их отношение к выполняемой ра­боте, заинтересованность в результатах своего труда.

Характеристика основных объектов коммерческой деятельности

Вкачестве основных объектов коммерческой деятельнос­ти в торговле выступают товары и услуги. Эффективность коммерческой деятельности организаций торговли во многом зависит от того, насколько набор товаров и услуг, предлага­емых покупателям, соответствует их потребностям. В усло­виях конкуренции на рынке правильный выбор объектов ком­мерческой деятельности играет особую роль.

Товары как объект коммерческой деятельности. Товарэто произведенный для продажи продукт труда. Им может быть любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно от­чуждаемая и переходящая от продавца к покупателю по до­говору купли-продажи.

В зависимости от целей, с которыми приобретаются това­ры, они могут быть разделены на две группы:

• товары народного потребления;

• товары производственного назначения.

Товары народного потребления предназначены для про­дажи населению с целью личного, семейного, домашнего ис­пользования, то есть не связанного с предпринимательской деятельностью.

Товары производственного назначения предназначены для реализации различным организациям или индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйствен­ной деятельности. Такими товарами являются, например, технологическое оборудование, строительно-дорожная тех­ника, транспортные машины общего пользования, топливно-сырьевые товары и т. п.

Все товары обладают потребительскими свойствами, т. е. способностью удовлетворять те или иные потребности по­требителя. Совокупностью потребительских свойств товара определяется его качество.

Поскольку качество товара является мерой его полезнос­ти, то одна из основных задач торговли — обеспечение по­требителей именно такими товарами. С этой целью коммер­ческие службы торговых организаций должны постоянно вза­имодействовать с изготовителями закупаемых товаров, воздействовать на них с тем, чтобы они совершенствовали и обновляли ассортимент своей продукции.

Кроме того, для сохранения качества товаров большое значение имеет правильная организация таких технологичес­ких операций, как транспортирование, приемка, хранение и др. Способствует этому и применение современного оборудо­вания для перемещения, хранения, подготовки товаров к продаже.

Содержание коммерческой работы с тем или иным това­ром во многом зависит от того, как давно он появился на рынке, насколько известен покупателю, т. е речь идет о не­обходимости учитывать жизненный цикл товара.

Концепция жизненного цикла товара исходит из того, что любое изделие, какими бы потребительскими свойствами оно ни обладало, рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным товаром. При этом прибыль от реализа­ции прежнего товара настолько уменьшается из-за падения спроса, что дальнейшая торговля им становится экономичес­ки невыгодной.

Жизненный цикл товара состоит из следующих стадий:

• внедрение;

• рост;

• зрелость;

• насыщение;

• спад.

На стадии внедрения товара торговля им убыточна, по­скольку объем продаж низок, а расходы на продвижение велики.

В стадии роста происходит признание покупателями то­вара, спрос на него быстро увеличивается. Соответственно растут объем продаж и прибыль, а расходы на рекламу умень­шаются.

Зрелость товара наступает, когда большинство покупате­лей уже приобрело его. Поэтому темпы роста продаж пада­ют, прибыль начинает снижаться из-за увеличения расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия.

При насыщении рынка товаром рост его продаж не на­ступает, даже если предпринимаются усилия по их стимулированию. Тем не менее прибыль торговли на этой стадии жизненного цикла товара может увеличиться из-за умень­шения расходов на производство (полное освоение техноло­гии, снижение брака и т. п.).

Стадия спада — это период резкого снижения сначала продаж товара, а затем и прибыли.

Предприятие торговли на основе изменений темпов про­дажи и прибыли определяет, на какой стадии жизненного цикла находится в настоящее время товар, и принимает раз­личные меры, способствующие поддержанию спроса на него (проводит рекламные акции, снижает цены и др.).

Услуги торговли. Услуга является результатом непосред­ственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а так­же собственной деятельности исполнителя по удовлетворе­нию потребности потребителя. Услуги, оказываемые населе­нию, по функциональному назначению подразделяются на материальные и социально-культурные.

Материальные услуги удовлетворяют материально-бы­товые потребности потребителя. Они обеспечивают восста­новление, изменение или сохранение потребительских свойств изделий либо изготовление новых изделий, а так­же перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. Поэтому к материальным услугам, в частно­сти, относят бытовые услуги, связанные с ремонтом и из­готовлением изделий, услуги общественного питания, ус­луги транспорта.

Социально-культурные услуги удовлетворяют духовные, интеллектуальные потребности и поддерживают нормальную жизнедеятельность потребителя. С их помощью обеспечива­ется духовное и физическое развитие, повышение профес­сионального мастерства, поддержание и восстановление здо­ровья личности. К социально-культурным могут быть отнесе­ны медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т. д.

Услуга торговлиэто результат взаимодействия про­давца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.

Услуги торговли можно разделить на две группы1:

• услуги оптовой торговли (оказываемые предприятиями оптовой торговли);

• услуги розничной торговли (оказываемые в магазинах и других предприятиях розничной торговли).

Основная услуга торговли — это реализация товара. Од­нако для того, чтобы выгодно продать товар, необходимо осуществить целый комплекс мероприятий, связанных с закупкой товаров, их хранением, доставкой оптовым по­купателям, предпродажной подготовкой в розничной тор­говле и др. Иными словами, именно оказание различных услуг, предшествующих реализации товаров и связанных с ней, составляют основу коммерческой деятельности лю­бого предприятия торговли.

Услуги как оптовой, так и розничной торговли по своей сути являются посредническими. Причем, учитывая много­образие таких услуг, часть из них относятся к материаль­ным (например, перевозка товаров, их хранение, подготовка к продаже и пр.), а часть — к социально-культурным (на­пример, предоставление консультаций покупателям, инфор­мационные услуги и др.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: