Ход урока.
1. Прочитайте текст
Поведение
Человек как продукт природы и общества — явление сложное и многогранное. Человек живет и действует, совершая определенные поступки. Его деятельность и общение с другими людьми объединяются единым понятием "поведение". В поведении, в действиях и поступках человека проявляются его основные социально-психологические свойства.
Поведение человека, его поступки и действия зависят от:
- биологических и психологических особенностей его организма;
- условий жизни
- от способов взаимодействия человека с окружающими людьми.
Различают два вида направленности человеческого поведения:
Реактивное | Активное |
реакции на различные внутренние и внешние стимулы | связано со способностями человека к сознательному выбору целей и форм поведения для достижения выбранных целей |
Состояние и поведение человека всегда определяется его мыслями и чувствами, отражающими действительность, и волей, направляющей его поведение. Наука о психическом отражении действительности в деятельности и поведении человека называется психологией.
Психика (греч. "душевный")- свойство мозга человека (высокоорганизованной материи) отражать реальную действительность. Это что-то нематериальное, но присущее человеку, внутренний мир человека, его сознание. Это совокупность душевных явлений и процессов. Ощущения, представления, мысли индивида создают у него субъективные образы и модели внешнего мира, которые, преобразуясь в мозгу, переходят в различные формы деятельности и поведения. Человек, изучая функции мозга и свою психику, познает тем самым механизмы собственной деятельности, познает себя.
|
Психика человека – это качественно белее высокий уровень, чем психика животных; это системное качество головного мозга, которое формируется в процессе жизни через собственную активную деятельность. Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения слюдьми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли). Специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, человеческих способностей.
Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.
Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира. Таким образом, психическое отражение - субъективное и преобразующее.
Этапы развития психики и формы поведения в животном мире
Этап | Основные этапы психического отражения | Основные этапы развития поведения животных |
I | Элементарная чувствительность | Инстинкты – врожденные формы реагирования на определенные условия среды. |
II | Предметное восприятие. | Навыки – формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных. |
III | Отражение межпредметных связей (стадия интеллекта) | Интеллектуальное поведение – сложные формы поведения, которые отражают межпредметные связи. |
|
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ | |
ЖИВОТНЫХ | ЧЕЛОВЕКА |
Инстинктивно-биологическая основа | Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении |
Не существует общества, нет совместно деятельности | Каждое действие приобретает смысл только в совместной деятельности |
Руководствуются наглядными впечатлениями | Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей |
Типичны наследственно закрепленные программы | Передача опыта через язык и другие социальные средства общения |
Зачатки орудий деятельности не создают никаких новых операций | Изготовление орудий труда |
Психическая деятельность зависит от особенностей человеческого организма и функционирования коры головного мозга, в которой выделяют:
- сенсорные зоны (принимают и обрабатывают информацию от органов чувств и рецепторов);
- гностические зоны ( ответственны за процесс восприятия);
- моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой, движениями, действиями человека);
- праксические зоны ( обеспечивают тонкую моторику и автоматические движения);
- ассоциативные зоны (служат для переработки информации, связаны смыслительной деятельностью, речью, памятью и осознанием положения тела в пространстве)
|
Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.
Функции левого полушария | Функции правого полушария |
Хронологический порядок | Текущее время |
Чтение карт, схем | Конкретное пространство |
Запоминание имен, слов, символов | Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц людей |
Речевая активность, чувствительность к смыслу | Восприятие эмоционального состояния |
Видение мира веселым, легким | Видение мира мрачным |
Детальное восприятие | Целостное, образное восприятие |
Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время суток, время года, ориентироваться в конкретном пространстве — не могли найти дорогу домой, не чувствовали «выше-ниже», не узнавали лица своих знакомых, не воспринимали интонации слов и т. п.
Структура психики:
1) психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах
психических явлений. Обеспечивают формирование знаний и
первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
познавательные | эмоциональные | волевые |
ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение | активные и пассивные переживания | решение, исполнение, волевое усиление и т. д. |
2) психические состояния - определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и вербальных воздействий (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс, вдохновение и т.д.);
3) психические свойства человека - устойчивые образования, обеспечивающий определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека(темперамент, способности, характер, направленность личности) например, интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума, волевые — решительность, настойчивость, эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.;
4) психические образования - это лабильные (подвижные, изменчивые) психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного опыта и определяющие качество профессиональной и другой деятельности человека (знания, умения, навыки, привычки, убеждения).
Безусловные рефлексы
И. М. Сеченов, великий русскийученый-физиолог, в 1863 году впервые предположил, что деятельность высших отделов головного мозга имеет рефлекторный характер в его книге "Рефлексы головного мозга". До него физиологи и неврологи не решались поставить вопрос о возможности физиологического анализа психических процессов, которые предоставлялось решать психологии.
Идеи И. М. Сеченова получили развитие в трудах И. П. Павлова, который экспериментально исследовал функции коры, разработал метод выработки условных рефлексов и создал учение о высшей нервной деятельности. Павлов в своих трудах ввел деление рефлексов на безусловные (врожденные, наследственно закрепленные) и условные (формируются в процессе индивидуальной жизни человека или животного).
Рефлекс (от лат. — отражённый) — стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой, осуществляются посредством рефлекторной дуги.
Рефлекс — основная форма деятельности нервной системы.
- Найдите в учебнике определение безусловного рефлекса.
Безусловные рефлексы — наследственно передаваемые (врожденные) реакции организма, присущие всему виду. Выполняют защитную функцию, а также функцию поддержания гомеостаза (приспособления к условиям окружающей среды).
- Приведите примеры безусловных рефлексов человека (пищевые, защитные, дыхательные, хватательные, ориентировочные, половые)
- Безусловные рефлексы возникают главным образом под влиянием контактного раздражения: пищевой безусловный рефлекс— при попадании пищи в рот и воздействии ее на рецепторы языка; оборонительный — при раздражении болевых рецепторов. Однако возникновение безусловных рефлексов возможно и под влиянием таких раздражителей, как звук, вид и запах предмета. Так, половой безусловный рефлекс возникает под влиянием специфического полового раздражителя (вид, запах и другие раздражители, исходящие от самки или самца). Ориентировочно - исследовательский безусловный рефлекс возникает всегда в ответ на внезапный малоизвестный раздражитель и проявляется обычно в повороте головы и движении животного в сторону раздражителя. Биологический смысл его заключается в обследовании данного раздражителя и всей внешней окружающей обстановки. Примером защитного рефлекса является рефлекторное отдергивание руки от горячего объекта. Гомеостаз поддерживается, например, рефлекторным учащением дыхания при избытке углекислого газа в крови. Практически каждая часть тела и каждый орган участвует в рефлекторных реакциях.
- Где находятся центры безусловных рефлексов? (спинной мозг, ствол и подкорковые ядра головного мозга)
- Что такое инстинкт и чем он отличается от рефлекса? (сложная система безусловных рефлексов, которые имеют циклический характер и сопровождаются различными эмоциональными реакциями)
- Безусловные рефлексы служат основой для образования условных рефлексов. Нарушение или извращение безусловных рефлексов обычно связано с органическими поражениями головного мозга; исследование безусловных рефлексов проводится для диагностики ряда заболеваний центральной нервной системы.
Дуги безусловных рефлексов формируются к моменту рождения и сохраняются в течение всей жизни. Однако они могут изменяться под влиянием болезни. Многие безусловные рефлексы проявляются лишь в определенном возрасте; так, свойственный новорожденным хватательный рефлекс угасает в возрасте 3—4 месяцев.
2. Выполните конспект предложенного текста (самое главное выделено зелёным цветом) или параграфа 49.
3. Д/з: прочитайте текст урока, п.49, выучите конспект.