Нормативно-правовая основа деятельности социального работника





Анисимова С.А., к.пол.н., доцент. В своей деятельности социальные работники основываются на нормативно-правовой базе, существующей в Российской Федерации, международных правовых документах, ратифицированных Российской Федерацией. Эти документы носят как общий характер (для всех сфер деятельности), так и специальный (для социальной сферы,

регламентирующие деятельность социальных работников).

К российским нормативно-правовым документам относятся:

Конституция РФ декларирует, что «1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других».30

 

 

30 Конституция РФ. М., 2010. Гл. 2. Права и обязанности человека и гражданина. Ст.17.


Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197 гарантирует следующие права работникам:

- заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

- предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

- рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;

- своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

- полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

- профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

- объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

- участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;


- ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;

защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

- возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Работник обязан:

- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

- соблюдать трудовую дисциплину;

- выполнять установленные нормы труда;

- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

- бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;

- незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе


имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).31

ФЗ от 22 июля 1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» гарантирует право на охрану здоровья:

- граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико- социальной помощи;

- государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

- государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний (лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность);

- гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

- граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах

 

 

31 Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197. Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений, Ст.21 Основные права и обязанности работников.


(информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации);

- при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно- ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. 32

ФЗ от 24 июня 1998 г. № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» гарантирует право на:

- обеспечение по страхованию в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

- участие в расследовании страхового случая, в том числе с участием профсоюзного органа либо своего доверенного лица;

- обжалование решений по вопросам расследования страховых случаев в государственную инспекцию труда, профсоюзные органы и в суд;

- защиту своих прав и законных интересов, в том числе в суде;

- бесплатное обучение безопасным методам и приемам работы без отрыва от производства, а также с отрывом от производства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с сохранением среднего заработка и оплатой командировочных расходов;

- самостоятельное обращение в лечебно-профилактические учреждения государственной системы здравоохранения и учреждения медико- социальной экспертизы по вопросам медицинского освидетельствования и переосвидетельствования;

 

32 ФЗ от 22.07.1993 № 5487-1 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан». Раздел IV. Право граждан в области охраны здоровья, Ст. 17. Право граждан РФ на охрану здоровья, Ст. 19. Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье, Ст.20. Право граждан на медико-социальную помощь.


- обращение в профсоюзные или иные уполномоченные застрахованными представительные органы по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- получение от страхователя и страховщика бесплатной информации о своих правах и обязанностях по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Застрахованный обязан:

- соблюдать правила по охране труда и инструкции по охране труда;

- извещать страховщика об изменении места своего жительства или места работы, а также о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера получаемого им обеспечения по страхованию или утрату права на получение обеспечения по страхованию, в десятидневный срок со дня наступления таких обстоятельств;

- выполнять рекомендации по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации в сроки, установленные программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, проходить медицинские освидетельствования и переосвидетельствования в установленные учреждениями медико-социальной экспертизы сроки, а также по направлению страховщика. 33

ФЗ от 2 августа 1995 № 122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» гарантирует социальным работникам:

- право на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания»; 34

- право на частную деятельность в сфере социального обслуживания; 35

 

33 ФЗ от 24.06.1998 № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевания». Глава III. Права и обязанности субъектов страхования, Ст.

16. Права и обязанности застрахованных.

34 ФЗ от 2.08.1995 г. № 122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Глава

V. Профессиональная деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, Ст. 34.


- права социальных работников, 36 согласно которым социальные работники, занятые в государственном и муниципальных секторах социального обслуживания имеют право на:

1) работу на условиях трудового договора (контракта),

2) бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующих бюджетных ассигнований,

3) защиту профессиональной чести, достоинства и деловой репутации, в том числе в судебном порядке,

4) получение квалификационных аттестатов и лицензий на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания,

5) повышение квалификации за счет работодателя,

6) бесплатное получение жилой площади и жилищно-коммунальных услуг в случае, если они проживают в сельской местности или поселках городского типа, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При исполнении служебных обязанностей социальные работники, занятые в государственном или муниципальном секторах социального обслуживания, имеют право на:

1) обеспечение специальной одеждой, обувью и инвентарем или выплату денежной компенсации на их приобретение в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации,

2) внеочередное обслуживание государственными и муниципальными предприятиями торговли, общественного питания, быта, связи, отделениями сбербанков и учреждениями, оказывающими юридическую помощь социальным работникам при исполнении служебных обязанностей,

 

 

35 Там же. Ст.35.

36 Там же. Ст.36.


3) первоочередную установку квартирного телефона и приобретение на льготных условиях автотранспорта в целях обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации,

4) бесплатный проезд на транспорте общего пользования (кроме такси) социальных работников, чья профессиональная деятельность связана с разъездами,

5) компенсацию за эксплуатацию личного автотранспорта, используемого для оказания социальных услуг в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

Кроме того, социальные работники имеют право на дополнительные льготы, которые определяются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 37

Деятельность по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов подлежит контролю со стороны соответствующих служб. 38

Социальный работник обязан обслуживать граждан пожилого возраста и инвалидов в следующих формах:

- социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

- полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

- стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

- срочное социальное обслуживание;

 

 

37 См. там же. Ст. 36.

 

38См там же. Глава VI. Контроль за деятельностью по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, Ст. 37. Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг.


- социально-консультативная помощь. 39

ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 195 «Об основах социального обслуживания населения в РФ» определяет, что

- эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг;

- меры социальной поддержки работников государственной системы социальных служб определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями;

- медицинским работникам государственной системы социальных служб, непосредственно занятым социально-медицинским обслуживанием, могут предусматриваться меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения;

- работникам учреждений социального обслуживания государственной системы социальных служб, непосредственно осуществляющим социальную реабилитацию несовершеннолетних, могут предусматриваться меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для педагогических кадров образовательных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних;

- меры социальной поддержки работников социальных служб иных форм собственности устанавливаются их учредителями самостоятельно на договорной основе. 40

 

 

39 См. там же Глава III. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, Ст. 16. Формы социального обслуживания.


В законе определяются принципы социального обслуживания, которые должны лежать в основе деятельности социальных работников (адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации), 41 а также даются определения понятиям «социальные службы»,

«клиент социальной службы», «социальные услуги», «трудная жизненная ситуация». 42

Согласно ФЗ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» социальный работник как исполнитель определенного вида деятельности обязан:

- предоставлять качественные услуги согласно существующим требованиям или заключенному договору, 43

- своевременно предоставлять потребителю (клиенту) необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, 44

- нести ответственность за нарушение прав потребителя (клиента). 45

В то же время, как потребитель, социальный работник обладает всеми правами потребителя, которые призван гарантировать данный ФЗ.

 

 

40 ФЗ от 1.12.1995 г. № 195 «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Глава V. Ресурсное обеспечение социального обслуживания, Ст. 25. Кадровое обеспечение социальных служб.

41 См. там же. Гл. I. Общие положения, Ст. 5.

42 См там же. Гл. I, Ст.3. Социальные службы- предприятия и учреждения независимо от форм

собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица; клиент социальной службы- гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги; социальные услуги- действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом; трудная жизненная ситуация- ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное).

 

 

43 ФЗ от 7.02, 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Глава I. Общие положения, Ст. 4. Качество товара (работы, услуги).

44 См там же. Ст. 10. Информация о товарах (работах, услугах).

45 См там же. Ст.12-13.


В соответствии с ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов РФ» социальные работники, как представители социальных служб защиты населения должны осуществлять социально- бытовое обслуживание инвалидов (см. ФЗ от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»). 46

ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» устанавливает:

- государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, которые включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг, в частности, по социальному обслуживанию, социальной защите детей, социальнойадаптации и

социальной реабилитациидетей, находящихся в трудной жизненной

ситуации; 47

- дает определение «социальные службы для детей» - организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без

 

 

46 ФЗ от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов Российской Федерации». Глава III. Реабилитация инвалидов, Ст. 28. Социально-бытовое обслуживание инвалидов. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают специальные службы социального обслуживания инвалидов, в том числе по доставке инвалидам продовольственных и промышленных товаров, и утверждают перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание. Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных учреждениях. Условия пребывания инвалидов в стационарном учреждении социального обслуживания должны обеспечивать возможность реализации инвалидами их прав и законных интересов в соответствии с настоящим Федеральным законом и содействовать удовлетворению их потребностей.

 

47 ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Глава. I. Общие положения, Ст. 8. Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей.


образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей. 48

Согласно ФЗ социальные работники:

- несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка,

- по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка.49

На основании ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

- предоставляют социальные услуги несовершеннолетним , находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации;

- выявляют несовершеннолетних , находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц,

 

48 См там же. Глава I. Общие положения, Ст. 1. Понятия, используемые в ФЗ.

49 См там же. Глава I. Общие положения, Ст. 7. Содействие ребенку в реабилитации и защите его пав и законных интересов.


оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;

- принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

- должностные лица учреждений социального обслуживания (социальные работники) имеют право:

1) в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;

2) запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц. 50

Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предъявляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» утратило силу после внесения поправок в ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 22 августа 2004 г. № 122.

 

 

50ФЗ от 24 июня 199 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Глава II. Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорных и правонарушений несовершеннолетних, Ст. 12. Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания.


К международным соглашениям, на которых основываются принципы социальной работы, деятельность социальных работников, ратифицированные Российской Федерацией относятся:

Устав ООН (принят 26 июня 1945 г на. Конференция ООН в Сан- Франциско), в котором был провозглашен принцип равенства людей независимо от расы, пола, языка, религии: «Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (ратифицирован Верховным Советом СССР от 20 августа 1945 г.).51

Хартия прав человека: всеобщая декларация прав человека (принята

10 декабря 1948 Генеральной Ассамблеей ООН) провозглашает права человека, независимо от этнической, религиозной, половой принадлежности:

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства» (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1954 г.). 52

Декларация прав ребенка (принята ГА ООН 20 ноября 1959 г.) провозглашает права ребенка (10 принципов), которые признаются за всеми детьми без всяких исключений, различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

 

 

51 Устав ООН. В сб.: Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей. В сб.: Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей. М., 1998 г.

52 См. там же. Хартия прав человека: всеобщую декларацию прав человека. С.14-17.

52 См там же. Международный пакт о гражданских и политических правах. Ч.II.Ст.3.http:www.un.org/russian/document/pactpol.htm


Международный Пакт о гражданских и политических правах (принят 16 декабря 1966 г. ГА ООН, вступил в силу 23 марта 1976 г.) провозгласил, что: «Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в настоящем Пакте». 53

Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин (принята 7 ноября 1967 г. ГА ООН приняла) гарантирует реализацию принципа равенства вне полового различия. 54

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (принята 18 декабря 1979 г. ГА ООН, вступила в силу 3 сентября 1981 г.) впервые раскрыла понятие «дискриминация в отношении женщин»

- «любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области».55

Конвенция № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями» (принята 3 июня 1981 г. Генеральной Конференцией Международной организацией труда (МОТ) предусматривает меры, призванные содействовать утверждению подхода к проблеме равенства прав путем разделения трудовых льгот и семейных обязанностей между трудящимися мужчинами и женщинами на основе принципа равных

 

 

54 См. там же. Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин.

55 См. там же. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. С.51-53, Ч. I, Ст.1- 2.


возможностей (ратифицирована ГД ФС РФ 10 октября 19 октября 1997 г., Указом Президента РФ 30 октября 1997 г. № 137-ФЗ).56

Декларация об искоренении насилия в отношении женщин (принята

20 декабря 1993 г. ГА ООН) впервые раскрывает понятие «насилие в отношении женщин»- «любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни». 57

Конвенция о правах ребенка (принята ГА ООН 20 ноября 1989 г.) определяет задачи государства, его роль в защите прав детей, а также права ребенка как субъекта международного права, вводит ряд новых прав ребенка: на выживание и развитие; на сохранение индивидуальности; на свободное выражение своих взглядов; на неучастие в военных действиях; на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации.

Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (одобрен 6 октября 1999 г. Генеральной Ассамблеей ООН) допускает право подачи женщинами и женскими неправительственными объединениями индивидуальных жалоб о нарушении Конвенции. После ратификации и вступления в силу Факультативного протокола в 2004 г. такие жалобы могут направляться в Комиссию ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин отдельными лицами, группой лиц или организациями, понесшими ущерб или в иной форме пострадавшими в результате нарушения прав, предусмотренных в Конвенции. 58

 

56 См указ. произв. Конвенция № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязательствами». С. 171-173.

57 См. там же. Декларация об искоренении насилия в отношении женщин. С. 75-78, Ст.1-3.

58 См. там же. Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в

отношении женщин.


5.2. Профессионализм в социальной работе

 

Холостова Е.И., д.ист.н, профессор. Профессия – это род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в

результате общей и специальной подготовки, а также опыта работы.

Профессия «специалист по социальной работе» введена в Российской Федерации в 1991 году. В квалификационном справочнике специалист по социальной работе наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого- педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и т. д., оказывает содействие в их разрешении и обеспечивает социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально- экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с

асоциальным поведением.

Специалист по социальной работе: выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде; участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье (усыновление, попечительство


и опека, социальная реабилитация), приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по ин- тересам и т. д.; организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы59.

Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций;

диагностическая — изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит "социальный диагноз";

прогностическая — прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения;

правозащитная, использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержку населения, его защиту;

организационная — способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению;

предупредительно-профилактическая — приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

социально-медицинская — организует работу по профилактике заболеваний, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т. д.;

 

59 См.: Дополнение и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и

служащих, утвержденный постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопро- сам. — М., 1991.


социально-педагогическая — выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности (культурнодосуговой, спортивно- оздоровительной, художественного творчества) и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т. д.;

психологическая — консультирует по вопросам межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

социально-бытовая — способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т. д.) в улучшении их быта, жилищных условий;

коммуникативная — устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, разрабатывает единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Социальные работники при исполнении своих профессиональных функций заняты разными видами деятельности. Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы:

воспитательный подход — выступает в роли учителя, консультанта, эксперта; социальный работник в таких случаях дает советы, обучает умениям, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры как метод обучения;

фасилитативный подход — играет роль помощника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности; когда это сделать трудно ей самой; деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутр





Читайте также:
История русского литературного языка: Русский литературный язык прошел сложный путь развития...
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание...
Общие формулы органических соединений основных классов: Алгоритм составления формул изомеров алканов...
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.119 с.