I. Обжалование актов нормативного характера, действий (бездействия) должностных лиц.




 

Статья 137 НК РФ устанавливает, что нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Однако налоговые органы в настоящее время не вправе издавать нормативные акты (п.2 ст.4 НК РФ).

Налоговые органы обязаны осуществлять только контрольные и надзорные функции в налоговой сфере (п.п.3 ст.9 НК РФ). Следует обратить внимание, что налоговые органы также выпускают письма, в которых выражается позиция налоговой службы по тому или иному вопросу налогообложения, которые не относятся к нормативным актам.

Налоговые органы не вправе заниматься разъяснениями налогового законодательства, так как это компетенция финансового ведомства (ст. 34.2 НК РФ). В то же время они обязаны бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков (п.п.4 п.1 ст.32 НК РФ).

Законодательство о налогах и сборах РФ состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п.1 ст.1 НК РФ). Это означает, что иные нормативные акты, принятые по вопросам налогов и сборов, не входят в систему законодательства о налогах и сборах РФ.

Законодательство о налогах и сборах субъектов РФ состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ.

Представительные органы муниципальных образований принимают нормативные правовые акты о местных налогах и сборах в соответствии с НК РФ.

Таким образом, налоговое законодательство можно подразделить на федеральное, региональное и местное. Данное разделение соответствует системе налогов и сборов, установленной в ст.12 НК РФ, где отмечено, что в России устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Положения п.1 ст.4 НК РФ указывают на возможность принятия нормативных правовых актов в области налогов и сборов Правительством РФ, исполнительными органами власти РФ, исполнительными органами власти субъектов РФ и исполнительными органами местного самоуправления.

Налоговый кодекс РФ имеет безусловный приоритет в системе налогового законодательства. Принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законы субъектов РФ, нормативные акты представительных органов самоуправления и иные нормативные акты в области налогов и сборов должны соответствовать НК РФ.

Обжалование нормативных правовых актов, принятых по вопросам налогообложения, происходит в порядке, установленном федеральным законом (ч.2 ст.137 НК РФ). Согласно п.3 ст.6 НК РФ " признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом".

Налоговый кодекс РФ не предусматривает иного порядка, поэтому обжалование нормативных правовых актов возможно исключительно в судебном порядке.

В п.1 ст.6 НК РФ устанавливается перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Налоговому кодексу РФ:

- издан органом, не имеющим в соответствии с НК права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

- отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные НК;

- вводит обязанности, не предусмотренные НК, или изменяет определенное НК содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК;

- запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК;

- запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК;

- разрешает или допускает действия, запрещенные НК;

- изменяет установленные НК основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК;

- изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в НК;

- иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК.

Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

Нормативный правовой акт (отдельные его положения) признается недействующим, не подлежит применению с момента вступления решения суда в законную силу и должен быть приведен в соответствие с законом и иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

При обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов судам рекомендовано исходить из того, что ответчиком по такому спору истец вправе указать как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый орган.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: