Описание содержания основных программ и мероприятий.




Урок по теме: “Банк идей – объекты Солнечного города”

Цель для учеников: сформировать банк идей - объекты Солнечного города.

Цель педагога - психолога: стимулирование творческой активности и продуктивности на основе высказывания на предложенную тему учениками любых идей или мыслей, не оценивая их при этом как истинные или ложные, бессмысленные или странные.

Методика: мозговая атака. Данная методика позволяет организовать обсуждение и решение проблем таким образом, что появляются новаторские идеи и тормозятся контрольные механизмы сознания, которые могут сковывать поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решений.

Творческая среда: непринужденная свободная обстановка: ученики разместились в комнате для групповых занятий психолога так, как им хотелось: кто на стульях, кто в креслах и на диванах, один сел прямо на стол. Психолог – ведущий демонстрирует участникам в процессе занятия, что их идеи имеют ценность.

Правила мозговой атаки:

  • Авторы идей высказываются свободно, критические замечания запрещаются.
  • Поощряется свободный полет мысли – чем оригинальнее идеи, тем лучше.
  • Идей должно быть высказано много, тогда больше вероятность найти среди них дельные.
  • Желательно, чтобы участники подхватывали идеи других, строили комбинации и развивали их.
  • Мозговая атака проходит весело с элементами игры.

Инструкция участникам: “Принимаются все вопросы и любые самые необычные идеи. Всякая критика отменяется, можно только восхищаться друг другом”.

В результате получился следующий список идей: виртуальный клуб, автосалон, картинг, роледром, комната пыток для педагогов, американские горки, выставочный зал, комп-клуб, танцплощадка, компьютерные классы по предметам, видеокамеры в классах, зоопарк, аква-парк, клуб “Мужской стиль”, клуб “Шарм”, площадка для битвы роботов, туалет, курилка, клуб читателя, цветочные клумбы, зеленые аллеи и уголки для влюбленных, лазерное освещение и цветомузыкальные фонтаны, скульптурные композиции из кустарников и деревьев, электронная реклама: виртуальный экскурсовод по Солнечному городу.

Урок-дискуссия по теме: “Как нескучно проводить свободное время?”

Цель для учеников: Выбрать самые интересные объекты Солнечного города для творческой разработки в группах.

Цель педагога-психолога: Научить учеников слушать других, высказывать свое мнение. Выбрать критерии для оценки предлагаемых решений, фиксировать результаты.

Организация пространства: все ученики сидят в кругу, в центре которого список объектов Солнечного города, составленный на предыдущем уроке.

Процедура: простой обмен мнениями по каждому объекту и выявление желающих заниматься его разработкой. Одна из участниц записывает результаты голосования по каждому объекту и желающих им заниматься.

Результат работы: список проектов, наиболее интересных для разработки: битвы роботов, автосалон, виртуальный клуб, комната пыток для педагогов, американские горки, танцплощадка, клуб “Мужской стиль”, клуб “Шарм”.

Урок по теме: “Найди единомышленников”

Цель учащихся: формирование групп для поиска и сбора информации.

Цель педагога-психолога: актуализация творческих компонентов мышления, стимуляция творческого поиска, развитие умений находить единомышленников и налаживать с ними деловое сотрудничество

Процедура.

Творческая разминка, работа в кругу, в процессе которой ученики решали творческие задачки

Задачи для творческой разминки (актуализация творческих компонентов мышления:

1. Вы видите пять символов . Выберите из них тот, который отличается от остальных.

2. Иллюзии восприятия. Данные рисунки не согласуются с нашей нормальной точкой зрения (ученикам были предложены рисунки на иллюзию восприятия)

3. Что это за фигура? (в одном рисунке можно было увидеть знак вопроса, птицу и куницу, играющую мячом)

4. Перед вами римская цифра семь, превратите ее в восемь, добавив только одну линию: VII - ответ прост – VIII. А теперь превратите в шесть римскую девятку IX.

Ответ сложнее - SIX.

5. Вот стандартная газета. Рвать ее нельзя. Попробуйте двое встать на нее лицом друг к другу и не касайтесь друг друга.

Поиск единомышленников. Работа в малых группах.

Ученикам было предложено походить вокруг столов, на которых стояли таблички с названиями выбранных ими проектов: битвы роботов, автосалон, виртуальный клуб, комната пыток для педагогов, американские горки, танцплощадка, клуб “Мужской стиль”, клуб “Шарм” и сесть за тот стол, название проекта кажется ему более интересным. Затем в группах началось обсуждение проектов, определение планов и распределение ролей. Ученикам разрешалось переходить от стола к столу, пока каждый не сделает свой окончательный выбор. На столах лежали карточки с вопросами для стимуляции творческого поиска. Учитывая возраст детей, психологу следует объяснять эти вопросы и оказывать помощь подросткам в поиске ответов на них.

Вопросы участникам (стимуляция творческого поиска):

Порядок

- Можно ли это расширить? Увеличить в пространстве и времени, повторить, усилить, увеличить количество составляющих, утолщать, надстроить.

- Можно ли это уменьшить? Сжать в пространстве и времени, укоротить, уменьшить, ограничить увеличить частоту, устранить, облегчить.

- Можно ли это перестроить? Изменить во времени, сварить, заморозить, смягчить, упростить, абстрагировать, разобрать на части.

- Каковы внутренние факторы?

- Каковы внешние факторы?

Структура

- Можно ли это переделать? С чем это схоже? Какого оно рода? Каковы его виды? Что оно делает? Для чего оно нужно?

- Можно ли это разделить на части? Что оно из себя представляет? Каковы его характерные черты? Какого оно вида? Какого типа?

- Имеет ли это логические или эмоциональные характеристики? Из чего оно состоит?

- Какова его форма? Какова его величина? Каково его количество? Какое воздействие оно оказывает на ощущения? Какие эмоции вызывает?

Соотношение

- Может ли это быть превращено в обратное ему? Есть ли его противоположность?

- Может ли это быть реорганизовано? Частью чего оно является? Каковы его неделимые и делимые части? Можно ли это изменить его образец или модель? Можно ли менять местами части?

- Каковы комбинации? Что представляет собой интегральная совокупность компонентов объекта? Каковы их части? Можно ли их использовать в различных целях? Может ли это быть разделено? Или быть составным?

- Каковы альтернативы? Что можно в этом заменить? Другие части, материалы, кратность?

- Может ли это быть изменено? Что можно заменить? Значимость, цель, характер использования, назначение?

- Каковы характеристики сходства?

Подведение итогов: мы определили название проектов и участников групп, которые будут выполнять эти проекты. Каждый ученик выбирал себе задание, которое более всего подходили ему для самовыражения, для удовлетворения его потребностей, более соответствовало его способностям. Не прошел только один проект: комната пыток для педагогов.

Самостоятельная работа “Я у психолога”

Основные занятия детей: знакомство с литературой, составление коллажей, рисование, обсуждение проектов, работа за компьютером в программе Power Point, работа в интернете.

Организация пространства: Кабинет для групповых занятий, компьютер, аудиомагнитофон, чай, сушки.

Участникам предложен информационный материал – база для развития творческих идей.

В ходе решения основной творческой задачи психолог задавала участникам вопросы (логические конструкты творческого мышления), стимулирующие творческий поиск.

Участники получали организующую, эмоционально - регулирующую и обучающую помощь.

После урока “Найди единомышленников” произошло непредвиденное мной: ребята после уроков являлись ко мне и объявляли, что у них сейчас как раз есть время поработать над проектом. Поэтому мне пришлось выделить им комнату для групповых занятий, расставить столы для работы в группах, раздать журналы для поиска картинок при оформлении коллажа и информационные журналы, снабдить детей клеем, ножницами, фломастерами и прочим. Конечно, я поила их чаем и заходила проведывать: “как идут дела?” - каждые 20 минут. Интересно отметить, что самостоятельно работали ученики, которые выбрали технические проекты: автосалон, автогонки, битвы роботов. При этом они так увлекались, что у меня не было проблем с дисциплиной. Некоторые задерживались часа на два после уроков. Группы, которые выбрали темы: мужской клуб и женский клуб, а также танцплощадку - отличались гиперактивностью, часто отвлекались на игры между собой, хотя они также увлекались проектом, а их презентация была впоследствии более артистичной.

Урок-“Презентация своего дела”

Цель учащихся: нарисовать что-то связанное с бизнесом, который им больше всего нравиться и придумать для него рекламу

Цель педагога-психолога освоение способов и приемов проектной деятельности, приобретение навыков оформления работ. Развитие навыков публичного выступления, защиты и доказательства своих идей.

Организация пространства. Столы стоят по периметру класса вдоль стен. Участники сидят как бы по кругу, который замыкает пространство для выступления и стол для жюри.

Процедура:

1. Психолог дает задание участникам: в течение 10 минут нарисовать рекламу для бизнеса, который каждому особенно нравиться и приготовить выступление по рекламе этого бизнеса.

2. Каждый выходит перед классом и представляет свой рекламный проект. Слушатели на пальцах показывают свою оценку (поднимает руку и показывает от 1 до 5 пальцев) Жюри подсчитывают балы и проставляют общее количество очков, набранное каждым выступающим в специальном бланке.

3. Победителю каждый говорит приятные слова.

Акция-презентация

Процедура:

Под музыку пред зрителями вышли с шарами в руках ученики 6 класса. Плакаты с проектами уже примагничены к доске, мультимедийные проекты готовы к презентации на компьютере. Каждая группа участников защищала свой проект. Например, ученики 6 класса защищали следующие проекты: план Солнечного города, битвы роботов, автосалон, виртуальный клуб, американские горки, танцплощадка, клуб “Мужской стиль”, клуб “Шарм”. Они выходили группами по 3-4 человека. Каждая группа показывала свой плакат, мультимедийную презентацию, рассказывали (иногда пели) содержание проекта, а некоторые дополняли свои проекты в пантомиме. В процессе презентации участники использовали музыку. Представление проектов сопровождалось обсуждением темы проекта со зрителями. Жюри выбирали лучшие проекты и награждали участников.

Зрители в поддержку участников хлопали, поднимали плакаты поддержки. Члены жюри выставляли баллы. В конце каждый участник получил подарок и сертификат участника для своего портфолио. А проекты развесили по школе.

Маслакова Н.А.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: