Монастыри в Тетюшском крае




Долгая дорога к храму

«Нам с вами выпала историческая миссия – сохранить то, что у нас есть, возродить и передать это будущим поколениям».

(Первый Президент Татарстана М.Ш.Шаймиев)

Первые монастыри

 

История появления первых монастырей и храмов на территории республики связана с процессом колонизации края после присоединения его к России в середине XVI века. Так 16 мая 1555 года жалованной грамотой царя Ивана IV были пожалованы земли Свияжскому Богородицкому монастырю. Пожалования монастырю были подтверждены позднее грамотами царей Федора Ивановича и Бориса Годунова. Его владения располагались недалеко от реки Свияги и лишь небольшая часть находилась в стороне, возле Волги. Второй монастырь - Троицкий Сергиев получил земли в разных местах.

Московское правительство, после завоевания Казанского царства, поспешило раздачею земель служилым людям и православному духовенству закрепить край за Россией.

Важные сведения об освоении монастырями земель на правобережье Волги можно найти в работе историка XIX века Г.И.Перетятковича «Поволжье в XVII - начале XVIII вв.» В частности, он указывает на то, что на левой стороне реки Свияги тогда находилось старое сельцо Городище и другие поселения Троицкого Свияжского монастыря. Активно шло освоение русскими поселенцами свободных земель по рекам Большой и Малой Берле, притоках Свияги с левой стороны.

В конце 60-х годов XVI в. на реке Берле находилась лишь одна деревня Агишево (нынешнее село Ульянково в Кайбицком районе). На этом месте до появления русских существовало, вероятно, инородческое поселение, оставившее по себе след в названии местности. В писцовой книге сказано: «а живут в ней полоняники», после чего названы 5 дворов с их хозяевами, которые называются одним лишь уменьшительным именем, причем среди них встречаются такие имена, как Якуш и Улянко, что, по мнению Перетятковича, не было характерно для русского населения. К концу XIX столетия на реке Берле, среди монастырских поселений существовало три деревни вместо прежней одной, и один починок. В «деревне Улянково, что был починок Улянков» имелось среди угодий «лесу пашенного около пол по смете 7 десятин с половиною». Относительно двух поселений на реке Берле сказано, что они «поставлены после писцов» (т. е. после описи 1567 года) «по государевой жалованной грамоте в 83 году» (1567), следовательно, для них была получена земля монастырем от правительства вновь.

Благодаря увеличению пахотной земли, уменьшению лесов, иссушению местами болот, число ключей и источников значительно уменьшилось, вследствие чего обмелели небольшие речки. В первой половине XVII столетия исчезли многие небольшие водяные мельницы, которые именуются в описи «меленки колотовки». Так, например, в конце XVI века под деревней «Агишево, Улянково тож» находились «3 меленки колотовки крестьянские»; под починком Корноуховским, бывшим на этой же речке стояли «на ручью 3 крестьянские меленки колотовки». В описях первой половины XVII столетия они уже не упоминаются. Но зато вместо маленьких мельниц появляются новые, большие мельницы, необходимые для обслуживания увеличивающегося населения в монастырских вотчинах. Так, в вотчинах Троице-Сергиева монастыря вместо одной мельницы «Большое колесо», которая упоминалась в XVI столетии, теперь находилось 4 мельницы «Большое колесо» и одна «меленка колотовка»; на землях Богородицкого монастыря вместо одной мельницы «Большое колесо» стало 3 мельницы «Большое колесо» и 2 «меленки колотовки».

Среди владений монастыря на реке Берле главным в XVII веке было село Новое, а «деревня Агишево, Улянково тож» развивалась сравнительно медленно, в документах не упоминается даже о монастырском дворе. По описи 1594 г. в селе имелось крестьянских дворов 21, по описи 1646 г. 23 двора.

Исчезнувшие храмы

В описи 1652 г. указывается, что в деревне Агишево (Улянково) имелась церковь. По данным Казанской епархии православный приход в селе Ульянково существовал с 1724 года. Известно, что до революции в этом селе был деревянный храм «пророка Божия Илии» постройки 1854 года. В документах указано, что ещё в 1937 году храм в селе стоял. В советские годы храм был закрыт и разрушен в 1970-х гг. Помню рассказ бабушки о том, как сбрасывали колокол с колокольни. Стон упавшего колокола был слышан в самых дальних концах села. Судьба того, кто совершил это святотатство, была трагической. В деревянном здании церкви был открыт клуб. Позднее на этом месте был построен каменный дом культуры. Кстати, во время рытья котлована было обнаружено крупное поселение и захоронения древних абашевских племен бронзового века! Не случайно это место было выбрано когда-то жителями под церковь.

На территории нынешнего Кайбицкого района в прошлом было немало храмов. Большинство из них разрушено или находятся в плачевном состоянии.

Так, православный приход в селе Большое Подберезье существовал с 1719 года. В 1854 году на средства прихожан в селе был построен каменный двухпрестольный храм преподобного Сергия Радонежского. Придел был освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1901 году храм был перестроен, возведена новая колокольня. В советские годы он был закрыт и в настоящее время находится в аварийном состоянии.

В селе Малое Подберезье однопрестольный деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1902-1910 гг. как приписной к приходу села Большое Подберезье. Храм был построен по инициативе и на средства прихожан. В советские годы храм был закрыт.

В полуразрушенном состоянии находится и Казанско-Богородицкая церковь в селе Муратово, построенная во второй половине XIX века.

Удалось найти интересные сведения, относящиеся к истории Казанско-Богородицкой церкви, находящейся когда-то в селе Корноухово. Она связана отчасти с историей Смоленской церкви в селе Караваево (ныне район Казани).

В 1907 г. в Караваево (название которому, по преданию, дал сам Е.И.Пугачев) произошло долгожданное событие – здесь появилась своя церковь – во имя Смоленской иконы Божией Матери. Церковь была возведена на средства прихожан и частные пожертвования. Храм был каменным, «с таковою же в одной связи колокольнею», теплым, обнесенным каменной оградой с деревянной решеткой. Однако, к сожалению, как и большинству православных храмов Казанской епархии, церкви была предначертана печальная участь. В начале 1930-х гг. Смоленская церковь, вместе со всем бывшим селом, оказалась в черте «авиастроя» и была «перестроена» под столовую. Окончательно церковь была разрушена в 1950-е гг. и сейчас на ее месте находится остановка «Караваево» девятого маршрута трамвая.

В 1909 – 1910 гг. псаломщиком в церкви являлся двадцативосьмилетний Александр Васильевич Сперанский. Родился он в селе Пичкасы Чистопольского уезда, в семье священника. В 1899 г. окончил курс в Казанском духовном училище, после чего – 30 октября того же года – был определен псаломщиком к Казанско-Богородицкой церкви села Корноухово Свияжского уезда.

О существовании в Караваево когда-то Смоленской церкви давно уже ничего не напоминает. Не сохранилась и Казанско-Богородицкая церковь в селе Корноухове. Само село, основанное в XVIII веке, постепенно исчезает, в 1997 году в нем проживало всего 155 жителей.

 

Монастыри в Тетюшском крае

При монастырской поддержке в конце XVI и в первые годы XVII столетий успешно осваивался и Тетюшский край, который наряду со Свияжским являлся окраиной Московского государства в Поволжье. Свободной земли для пахоты в крае было достаточно. В девяностых годах XVI столетия местность около Тетюш была уже укреплена засекой от вторжений кочевников. Она шла через вековой лес, который тянулся на 10 верст в длину и на 8 поперек и упирался непосредственно в реку Свиягу.

Земли в этих местах во второй половине XVI столетия отчасти уже использовались тетюшскими служилыми людьми и местными монастырями, которые большей частью помещены были около города. Возводились и храмы. На реке Улеме в 1599 году была построена по царскому приказу церковь во имя Святого великомученика Федора Стратилата, и село названо Федорским.

На территории Тетюшского района в разное время существовали три монастыря. Первый, Никольский, был основан ещё во второй половине XVI века. Он был разорен в Смутное время и не восстанавливался. Находился он на месте, известном позже как «Богородицын рынок» (в восьми километрах ниже Тетюш).

В XVII веке на территории района существовал другой мужской монастырь – Покровский. Предположительно он находился к северу от Тетюш, в районе нынешних деревень Любимовка и Федоровка. Покровский монастырь унаследовал и земли бывшего Никольского монастыря, основал на них, по одной из версий, село Монастырское.

В 1646 году монастырь имел подворья в самих Тетюшах. Позже монастырь и его владения (включая села Ильинское и Монастырское) были приписаны к знаменитому Новоспасскому монастырю в Москве (основанному в 1490 году Иваном III), а в конце XVII века он был закрыт.

В книге Г.И.Перетятковича «Исследования по истории заселения поволжских народов» говорится о казанском Спасо-Преображенском монастыре (самом богатом монастыре Казанской епархии), который издавна владел рыбными ловлями за рекой Камою. В описи начала XVII века сказано, что для рыбной ловли на Волге против Тетюш поставлен монастырский двор. Среди работных рыбных ловцов находились и крестьяне Преображенского монастыря. В 30-годы XVII века «на острову меж Волги и острова Чертыка» поставлен монастырь и устроен храм во имя Троицы. Здесь же была основана деревня. Судя по документам, в 1643 году деревню и монастырь разграбили калмыки, увели в плен всех крестьян (более 80 человек) и около 400 голов лошадей.

Разрушенные храмы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: