Цели и задачи развития лесного хозяйства




Целями развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами являются создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами при соблюдении требований непрерывного, рационального и неистощительного пользования лесным фондом, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- урегулирование отношений собственности на лесной фонд, леса, не входящие в лесной фонд, и древесно-кустарниковую растительность на землях других категорий;

- определение и четкое разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере лесных отношений;

- обеспечение дальнейшего совершенствования и развития рыночных отношений в лесопользовании;

- повышение интенсивности ведения лесного хозяйства с учетом экологических и экономических факторов;

- совершенствование экономического механизма в лесном секторе в целях увеличения лесного дохода и введения в действие эффективной системы финансирования лесохозяйственных мероприятий;

- совершенствование системы управления лесным фондом и лесами, не входящими в лесной фонд.

На первом этапе (2003 - 2005 годы) необходимо сформировать эффективную структуру по управлению лесным фондом, находящимся в федеральной собственности, осуществить разработку новых и совершенствование действующих нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, обеспечить условия дальнейшего развития рыночных отношений в лесопользовании.

На втором этапе (2006 - 2010 годы) предусматривается осуществить планомерное развитие лесного хозяйства на основе внедрения достижений науки и техники, широкого использования геоинформационных систем и технологий (ГИС-технологий) для обеспечения интенсивного, комплексного использования лесных ресурсов при сохранении экологического и генетического потенциала лесов России.

Немаловажным направлением в структурной перестройке лесопромышленного комплекса является развитие малого предпринимательства. Создание малых предприятий по переработке древесины в районах основных лесозаготовок, использование и переработка древесных отходов для переработки собственных энергетических ресурсов, добыча и реализация не древесной продукции леса в виде грибов, ягод и т.д. всё это создаёт условия, для развития малого бизнеса. Однако в настоящее время без поддержки федеральной программы это крайне затруднительно.

Стратегии развития лесопромышленного комплекса в условиях общей стабилизации экономики народного хозяйства России позволит обновить производительный потенциал лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, преодолеть кризисное состояние отрасли и обеспечить её дальнейшее функционирование, улучшить социально-экономическое положение работников и экологическую обстановку в России.

 

Заключение.

В заключении необходимо сказать, что перспективы развития российского лесопромышленного комплекса и реализации его потенциала, определяемого весьма значительной ресурсной базой, находятся в прямой зависимости эффективности действий, направленных на решение наиболее острых проблем ЛПК.

В настоящий момент время работает против ЛПК. Даже при немедленных действиях по реформированию отрасли конечный результат уже может быть признан несколько запоздалым. При сложившейся практике не менее двух-трех лет уйдет на разработку и реализацию конкретных мероприятий, способных заложить основу для долговременного развития отрасли. Столько же (если не больше) потребуется и инвесторам для того, что бы поверить в эффективность действующей системы и безопасность своих вложений в лесную промышленность России. Да и инвестиционный цикл в отрасли достаточно длинен: окупаемость крупных проектов возможна в лучшем случае через 3-5 лет после первоначальных инвестиций. Реальные результаты реформ, выражающиеся в модернизации структуры отечественного ЛПК, не следует ждать ранее, чем через 8-10 лет.

Согласно данным рейтинга "Эксперт-200" среди 200 крупнейших компаний России представлены 8 корпораций лесной промышленности с общим доходом в 2002 г. 2,3 млрд долл., при том, что 5 ведущих лесопромышленных фирм Финляндии в прошедшем году получили доход от продаж в размере 33 млрд долл. Если уже сегодня приступить к энергичным мерам по реформированию лесопромышленного комплекса, то в течение ближайших 10 лет в российском лесопромышленном бизнесе в результате консолидации вполне могут появиться 2-3 компании, сопоставимые с финскими корпорациями и по технологическому уровню, и по объемам продаж. В этом случае, их доходы к 2015 г. могут составить 14-16 млрд долл. В масштабах же всего ЛПК, учитывая возросший уровень концентрации производства, объем реализованной продукции может достигнуть порядка 20 млрд долл. Таким образом, при благоприятном сценарии развития за 10 лет доходы ЛПК могут удвоиться относительно сегодняшних показателей.

 

Впрочем, существует и другой вариант развития событий. Консервация сложившегося положения вещей или полумеры, призванные создать видимость решения накопленных проблем, неизбежно приведут к постепенной деградации отрасли. Сохранение дефицита инвестиций обусловит медленное выбывание существующих мощностей по причине их полного физического износа, и исключит вероятность использования современных технологий при переработке леса. Соответственно, российские лесопромышленные компании со временем утратят свои позиции на мировом рынке, а спрос российских потребителей целлюлозно-бумажной продукции будет все в большей степени обеспечиваться импортом. Остатки, доставшиеся еще с советских времен инфраструктуры лесозаготовок, будут использоваться, прежде всего, для увеличения экспорта необработанной древесины, а средства для сертификации российских лесов по международным экологическим стандартам так и не будут найдены. При этом возможности для поставок круглого леса крупнейшим западным компаниям, скорее всего, существенно сократятся вследствие усиления экологических требований к лесозаготовкам со стороны "цивилизованных" импортеров. Увеличится "серый" экспорт древесины и, соответственно, объемы нелегальных рубок. Когда же, в конце концов, доступные лесные ресурсы полностью иссякнут, у российского леса останется единственная сфера использования - на дрова.

 

Список используемой литературы.

1. Фетищева, З.И., Экономика предприятий лесной промышленности / З.И. Фетищева М.: Издательство МГУЛ. 2000.- 373 с.

2. Бурдин Н.А., Гукасян А.Г. Организация и финансирование инвестиций в лесопромышленном комплексе: учеб. пособие. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2008. – 210 с.

3. Газета «Вестник-МГУЛ»/ № 11-12 (1885-1886), 18 июня 2010 года

4. Газета «Аргументы и факты»/ АиФ №33 от 13.08.2010 года

5. Газета «Московский Комсомолец»/ № 176 от 14.10.2010 года

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: