Раздел 2. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Лекция 14. Воспитание в первобытном обществе
Основные лекционные вопросы:
4.1. Концепции происхождения воспитания.
4.2. Особенности развития первобытного строя на разных этапах.
14.3. Содержание воспитания в родовой общине.
14.4. Семейное воспитание.
Концепции происхождения воспитания.
Первая практика воспитания возникает в период первобытного строя.
Изучению становления воспитания в данный период способствует ряд источников:
- археологические (основные пути усвоения подрастающим поколением социального опыта человечества через обращение к материальной культуре первобытных людей),
- этнографические (информация об особенностях воспитательного процесса у народов, относящихся к различным этносам),
- фольклор (воссоздает воспитательную деятельность и механизм передачи воспитательного опыта вне организационной воспитательной деятельности),
- антропологические (возможность про следить этапы исторического становления воспитательной деятельности человека на различных стадиях развития первобытной культуры).
На основании анализа источников в истории педагогики выделяются следующие концепции происхождения воспитания:
- эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) - воспитательная деятельность людей в первобытном обществе похожа на инстинктивную заботу животных о своем потомстве;
- психологическая (П. Монро) - воспитание происходит от бессознательных инстинктов подражания взрослым;
- социально-экономическая (трудовая) (К Маркс, Ф. Энгельс) - передача трудового опыта лежит в основе возникновения и развития воспитания.
|
Последователи данных традиционных концепций дополняют их рядом обоснований.
Л. Торкато, Дж. Кнеллер - последователи концепций П. Монро и Ш. Летурно стирают качественную грань между механизмами передачи опыта жизнедеятельности в коллективе людей и подобными механизмами среди животных. Н. Миллер считает, что социальные формы воспитательной деятельности возникают на основе определенных биологических импульсов индивидов, постепенно обретающих общественный характер. Г. Водхаус рассматривает становление воспитания в контексте постепенного усложнения культуры.
Исходя из социально-экономической концепции, имеющей наиболее рациональные основания, рассматривается, что применение примитивных орудий труда и их расширяющееся и усложняющееся сознательное изготовление повлекли за собой необходимость передачи трудовых знаний, умений и опыта подрастающим поколениям. Сначала это происходило в процессе трудовой деятельности, всей бытовой и общественной жизни. В дальнейшем воспитание становится особой сферой деятельности и сознания человека.
Названные традиционные концепции объединены в концепции антропосоциогенеза.
В основе концепции антропосоциогенеза лежит понимание происхождения воспитания как своеобразного скачка от биологической к социальной форме движения материи, а также рассмотрение труда в качестве главной движущей силы антропосоциогенеза. это дает возможность определить основные принципы исследования процесса возникновения воспитания:
- воспитание, преемственно связанное с передачей опыта поведения животных предков людей, имеет принципиальное отличие от названной передачи опыта поведения. Переходная деятельность по передаче опыта подрастающему поколению между специальными действиями животных и собственно воспитанием представляет собой формирующееся воспитание.
|
- историческая необходимость возникновения воспитания обусловлена объективной социальной потребностью подготовки подрастающих поколений к труду, что предполагает усвоение опыта производственной деятельности.
Антропосоциогенез следует рассматривать как важнейшую предпосылку генезиса воспитания. Происхождение воспитания исторически связано с возникновением системы социального наследования, являющейся как бы надстройкой над биологической системой наследования. Социальная сущность формируется у человека путем усвоения опыта истории в процессе общественно-практической деятельности. Передача опыта от поколения к поколению и является социальным наследованием. Система социального наследования возникает и существует под воздействием культуры. Посредством приобщения подрастающего поколения к культуре происходит формирование человеческих качеств. Культура обеспечивает создание, хранение и передачу новым поколениям образцов производственного и социального поведения, т.е, решает своеобразную общественно-педагогическую задачу. Воспитание - это изначально целенаправленно организованный процесс по руководству становлением человеческой личности в онтогенезе.
Современные исследователи при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания акцентируют внимание на его качественных социальных характеристиках, которые позволяют рассматривать воспитание как особый вид деятельности, признавая преемственность форм рассудочной деятельности некоторых высших животных и человека.