Экспресс-анализ прогнозируемых показателей




Финансовый план является важнейшим разделом бизнес-планов, которые составляются не только для обоснования конкретных инвестиционных программ, но также и для управления текущей и стратегической финансовой деятельностью предприятия.

При этом очень важным этапом финансового планирования является проведение серьезной аналитической работы посредством расчета наиболее важных относительных показателей (финансовых коэффициентов), динамические ряды которых позволяют определить тенденции развития финансовой ситуации на предприятии при принятии конкретных решений (в нашем случае — при выпуске новой продукции).

Финансовые коэффициенты рассчитываются на основе полученных в ходе проектировок данных и всесторонне характеризуют рассматриваемый проект. Как правило, на этой стадии прогнозирования осуществляется расчет наиболее важных показателей, дающих представление об уровне платежеспособности, рентабельности деятельности предприятия в рассматриваемый период.

Цель такого рода экспресс-анализа — в наиболее конкретном виде представить тенденции развития предприятия в условиях заявленной программы действий, сделав вывод о целесообразности (нецелесообразности) осуществления этого проекта. Финансовые коэффициенты, рассчитанные но результатам проектировок, включаются в таблицу финансового резюме (табл. 5) и в значительной степени могут повлиять на мнения потенциальных кредиторов и инвесторов.

Приведем некоторые показатели, которые рассчитываются для оценки прогнозируемых результатов деятельности предприятия. К ним относятся: показатели ликвидности, характеризующие способность погашения краткосрочной задолженности; показатели, характеризующие управление средствами, — период оборачиваемости запасов, дебиторской задолженности, период погашения кредиторской задолженности (табл. 4).

Для оценки финансовой устойчивости предприятия или степени зависимости от долговых обязательств рассчитывается показатель соотношения заемных и собственных средств. Он позволяет судить о стабильности положения предприятия и его способности привлекать дополнительные средства.

Таблица 4. Проектировка финансовых коэффициентов

Показатели рентабельности включают в себя норму прибыли (отношение чистой прибыли к чистому объему продаж), рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к объему собственного капитала) и рентабельность активов (отношение чистой прибыли к сумме активов предприятия).

Финансовые коэффициенты, характеризующие рентабельность деятельности предприятия, ожидаемый уровень платежеспособности, наряду с другими важными показателями деятельности предприятия включаются в финансовую часть резюме бизнес- плана (раздел I).

Для нашего примера показатели финансового резюме приведем в табл. 5. Прогнозные показатели чистого объема продаж, чистой прибыли на предстоящий период показывают позитивную динамику развития предприятия (увеличение объема продаж к пятому году более чем в четыре раза, чистой прибыли — от отрицательных значений в первом году периода (-190 тыс. руб.) до достаточно высокого значения в последний год (+317 тыс. руб.). Подкрепляют выводы о хороших перспективах развития предприятия при реализации цели (производство нового вида продукции) значения рассчитываемых финансовых коэффициентов (норма прибыли увеличивается от 0,0 до 11,2%; рентабельность собственного капитала — от 0,0 до 53,6%; рентабельность активов — от 0,0 до 36,2%).

Из приведенных в финансовом разделе бизнес-плана расчетов видно, что уровень текущей ликвидности баланса нестабилен, однако начиная с четвертого года прогнозного периода его значения превышают нормативный уровень.

Таблица 5. Финансовое резюме

Показатель 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год
Чистый объем продаж, млн руб.          
Прибыль после уплаты налогов, млн руб. -380 -304      
Норма прибыли, % 0,0 0.0 0,6 10,0 11,2
Рентабельность собственного капитала. % 0,0 0.0 10.8 73.9 53.6
Рентабельность активов, % 0,0 0,0 2,6 44.5 36.2
Коэффициент текущей ликвидности 1,4 1.1 2,4 3,0
Соотношение заемных и собственных средств. % 35,1 85.4 156.1 9.1 4.2

Одним из важнейших показателей финансовой устойчивости предприятия является соотношение заемных и собственных средств (см. табл. 5). Во втором и третьем годах планируется увеличение этого показателя, причем в третьем году до 156,1%, что отражает тактику предприятия на вынужденные краткосрочные заимствования для покрытия увеличивающихся объемов оборотных средств. Однако в четвертом и пятом годах этот показатель заметно снижается.

Приведенные расчеты позволяют утверждать, что значения финансовых коэффициентов в четвертом и пятом годах указывают на хорошие перспективы развития предприятия. В первые два года его деятельности финансовые трудности будут достаточно ощутимыми, хотя преодолеть их позволит правильно определенная политика заимствований при сохранении достаточного уровня ликвидности.

Иногда финансовый план заключают анализом безубыточности, чтобы показать, каким должен быть объем продаж, чтобы предприятие могло осуществлять производство безубыточно. Такой анализ имеет определенное значение для потенциальных кредиторов предприятия.

3.Требования к подготовке финансового плана

В зарубежной практике сложились достаточно строгие формализованные требования к подготовке финансового плана, которые включают определенный набор финансовых плановых и отчетных документов и расчет безубыточности деятельности предприятия. Российская система бухгалтерского учета и анализа отличается от систем, принятых в большинстве зарубежных стран, но начавшийся в России переход на международную систему учета должен упростить взаимопонимание в сфере предпринимательства, включая подготовку бизнес-планов. Многие российские банки уже полностью перешли на новую систему, другие - на подходе к ней.

Если бизнес-план разрабатывается для расширения деятельности уже функционирующего предприятия, то начинать данный раздел рекомендуется с анализа реального финансового состояния организации. Цель такого анализа - предоставление объективной информации об уровне сбалансированности структурных элементов активов, капитала и обязательств организации и уровне эффективности их использования. Информационная база для анализа финансового состояния организации - бухгалтерская отчетность. Существует большое количество методов проведения анализа, которые подробно рассмотрены в специальной литературе. Так, при изучении бухгалтерского баланса целесообразно использовать методы горизонтального и вертикального анализа.

Горизонтальный заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополнительными относительными темпами роста (снижения). Как правило, берутся базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов). Это позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения, что важно для характеристики финансового состояния организации. Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. Так, динамика стоимости имущества организации дает дополнительную к величине финансовых результатов информацию о мощи организации. Однако важно заметить, ценность горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции.

Вариант горизонтального анализа - анализ тенденций развития (трендовый анализ), при котором каждая позиция отчетности сравнивается с рядом предыдущих периодов и определяется тренд, то есть основная тенденция динамики показателя, очищенная от случайных влияний и индивидуальных особенностей периодов. Этот анализ имеет перспективный прогнозный характер.

Большим значением для оценки финансового состояния обладает и вертикальный (структурный) анализ актива и пассива баланса. Такой анализ дает представление баланса в виде относительных показателей. Цель вертикального анализа заключается в расчете удельного веса отдельных статей в итоге баланса и оценке его изменений. с помощью вертикального анализа можно проводить межхозяйственные сравнения организаций. К тому же относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов.

Широко используемый способ оценки финансового состояния организации - расчет и оценка специальных финансовых коэффициентов. Они представляют собой систему финансовых показателей, характеризующих соотношение между отдельными статьями бухгалтерской отчетности, соотношение основных результатов финансовой деятельности организации. Использование финансовых коэффициентов повышает полезность информации и дает возможность сравнивать полученные результаты с установленными нормативами, с данными за прошлый период, с соответствующими показателями организаций - конкурентов, а также со среднеотраслевыми данными, избегая влияние инфляции.

К финансовым показателям предприятия относятся:

- коэффициенты ликвидности (текущей, абсолютной и др.);

- коэффициенты устойчивости (коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами; отношение общей и текущей задолженности к итогу баланса и остаточной стоимости основных средств);

- коэффициенты деловой активности (показатели скорости оборачиваемости всех активов предприятия и отдельных их частей - готовой продукции, дебиторской задолженности и др.);

- коэффициенты прибыльности (различные модификации рентабельности продукции и активов).

Анализ коэффициентов - эффективный подход к анализу финансового состояния организации, однако ему присущи следующие недостатки:

- коэффициенты воспроизводят существовавшие ранее условия, поскольку основаны на фактических данных, а потому отражают характеристики прошлых событий. Использование альтернативных методов учета может повлиять на значения коэффициентов (разные методы оценки запасов, способы начисления амортизации и так далее);

- изменения учетных оценок и методов могут повлиять на коэффициенты в том году, в котором они произошли;

- виды деятельности могут быть разными, и ее порой сложно отнести к конкретной отрасли экономики, что усложняет процесс сравнения с другими организациями;

- коэффициенты обычно рассчитывают по фактическим данным, что не отражает влияния колебаний цен и текущих рыночных условий.

К числу плановых и отчетных форм, которые целесообразно разработать и представить в бизнес-плане, относятся:

- оперативные планы (отчеты) за каждый период по каждому товару и рынку;

- планы (отчеты) о доходах и расходах по производству товаров(услуг), которые показывают, получает ли предприятие прибыль или терпит убытки от продажи каждого вида товаров;

- план (отчет) о движении денежных средств, показывающий поступление и расходывание денег в процессе производственной деятельности;

- балансовый отчет, подводящий итог деятельности фирмы за определенный период времени.

Важный элемент финансового плана - прибыльность каждого вида продукции. Основные инструменты оценки продукции - это “точка безубыточности” и “порог рентабельности”.

Анализ безубыточности - это простой и эффективный способ моделирования ситуации с определенными допущениями.

Недостатки ''условности'' разделения затрат многократно перекрываются аналитическими преимуществами, которые дает анализ безубыточности.

Точка безубыточности - это величина объема продаж, при которой предприятие будет в состоянии покрыть все свои издержки (постоянные и переменные), не получая прибыли.

Объем продаж в точке безубыточности (Tmin) в стоимостном выражении равен:

Tmin = Cпост +Cперем,

где Cпост - постоянные затраты;

Cперем - переменные затраты в точке безубыточности.

В стоимостном выражении уровень безубыточности продаж полезен для того, чтобы знать, какая сумма нам потребуется для покрытия затрат.

В натуральном выражении уровень безубыточности продаж полезен для того, чтобы знать, сколько продукции необходимо продать, чтобы покрыть затраты.

В стоимостном выражении уровень безубыточности определяется по формуле:

Tmin = Cпост / (1 - Cперем / V),

где V - объем продаж в стоимостном выражении;

Cпост - постоянные затраты;

Cперем - переменные затраты.

В натуральном выражении количество единиц проданных товаров в точке безубыточности равно:

Qmin = Tmin / Цена единицы продукции

Точка безубыточности позволяет определить, за каким уровнем продаж обеспечивается рентабельностью продаж. Для анализа аппроксимируем кривую поведения суммарных затрат. В результате она будет представлять собой прямую.

График безубыточности составляется в основном для наглядности. На нем прекрасно видно положение точки безубыточности относительно существующего уровня продаж.

Порог рентабельности продукции - это такая выручка от реализации, которая покрывает не только переменные и прямые постоянные затраты, но и косвенные постоянные затраты. тогда разность между критическими объемами продаж, соответствующими порогу рентабельности и точке безубыточности, определяет величину дополнительного объема продаж продукции, позволяющего компенсировать расходы на управление предприятием.

Рассчитав, какому количеству производимой продукции соответствует порог рентабельности, можно определить критическое значение физического объема производства.

Прибыль до уплаты налогов равна нулю. Ниже критического объема производства производить невыгодно.

Таким образом, когда достигается уровень безубыточности, прибыль равна нулю, то есть выручка от продаж составляет переменные или накладные издержки плюс расходы, которые потребовались для производства проданного товара. Анализ безубыточности позволяет определить минимально приемлемый объем продаж при данном установленном уровне цены; уровень цен, при котором фирма может реализовать запланированный объем производства продукции.

В процессе формирования финансового плана обязательно нужно предусматривать некоторые механизмы для осуществления мониторинга. Один из его процессов - регулярное сравнение планируемого уровня доходов и расходов с фактически достигаемыми результатами. При этом любые несоответствия, возникающие в результате сравнения действительных и планируемых значений, незамедлительно должны выполнять функцию системы сигнализации, стимулируя анализ причин таких расхождений, а также приводя к принятию соответствующих мер. Мониторинг должен выполняться, по крайней мере, раз в месяц и как можно ближе к концу предыдущего месяца, чтобы в случае появления проблем была возможность

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: