Педагогические идеи античных философов.




Вначале педагогическое знание развивалось в философской мысли. Оно стало основой обобщения опыта воспитания, выделения теоретических начал, которые в последующем и дали начало педагогике как науке. Педагогические идеи развивались в философских учениях древнегреческих мыслителей Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, древнеримских мыслителей Цицерона, Сенеки, Квинтилиана и других античных философов, в трудах которых отражены идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.

Демокрит (460-370 до н.э.) - ученый-энциклопедист, стал одним из первых основателей материалистического взгляда на мир и человека. Он дал 'развернутую теорию познания, различая чувственное и рассудочное знание, считая чувственный опыт началом познания.

Материалистическая теория познания Демокрита, согласно которой началом знания являются ощущения («темное познание»), а истина постигается разумом (теоретическое мышление), который свои доказательства берет из ощущений, имела значение при решении им вопросов умственного воспитания.

По дошедшим до нашего времени фрагментам сочинений Демокрита можно отметить, что он разрабатывал все отрасли знания того времени: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, психологии, искусству.

Демокрит высказал и ряд педагогических идей:

- необходимость семейного воспитания, где главное - учить следовать примеру родителей - «Благомыслие отца - лучшее наставление детям»;

- определяющее значение обучения и его направленности - «Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться», «Следует учиться многоумию, а не много - знанию»;

- важность в ходе обучения и воспитания убеждений, доводов, упражнений - «Больше людей становятся хорошими благодаря упражнению, чем от природы»;

- необходимость сообразовывать воспитание с природой ребенка, которую определил термином «микрокосм», от них и зависит становление личности человека - «Иногда молодым людям присущ разум, а старцам безрассудство, ибо разуму учит не время, а надлежащее воспитание и природа»;

- высокое значение приучения ребенка к труду, а при нерадивости - и принуждения к нему, поскольку «учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда», а без труда дети не могут «обучаться ни письму, ни музыке, ни гимнастике…, ни способности стыдиться».

Нравственным человеком Демокрит считал человека умеренного, действующего по долгу перед обществом, способного участвовать в общественной и политической жизни.

Демокрит одним из первых выдвинул идею природосообразности воспитания.

Сократ (469 или 470-399 до н.э.) - видный философ, посвятивший свою жизнь философскому творчеству и педагогической деятельности. Сократ не оставил после себя трактатов, книг, но его дела и мысли известны по описанию в трудах его учеников - Ксенофонта и Платона.

Сократом был разработан и широко внедрен в практику один из первых методических приемов обучения и воспитания - метод вопросно-ответного обучения («сократический метод»). Суть сократического метода состоит в последовательной постановке вопросов таким образом, чтобы, давая ответы на них, обучаемый сам приходил к определенным истинным суждениям. Посредством умело поставленных вопросов Сократ подводил ученика к признанию тех положений, которые являются истинными. При этом собеседнику-ученику казалось, что он сам пришел к этим новым для него мыслям, а не учитель навел его на них. Для Сократа живое общение, устное слово, совместный поиск были лучшим путем образования человека.

Педагогическими принципами Сократа являлись отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным способом в обучении и воспитании.

Будучи идеалистом, он утверждал, что природа создана богами в интересах человека, чтобы удовлетворять всем его потребностям. Изучение природы он считал богопротивным и недопустимым. Единственным объектом познания должен быть сам человека, что и составляет цель воспитания по Сократу - «Познай самого себя!».

Платон (427-347 до н.э.) излагал свои мысли о воспитании в своих политических и философских трактатах «Государство» и «Законы».

Совершенное государство Платона основано на разделении труда между разрядами свободных граждан: философами, воинами, ремесленниками и земледельцами. Каждый разряд должен выполнять только свои обязанности и не вмешиваться в функции других. В учении о делении граждан на разряды Платон руководствовался своей классификацией частей души: разумной, волевой и чувственной. Трем частям души у Платона соответствуют три добродетели: мудрость, мужество и умеренность. Имеющие душу с преобладанием разумной части станут правителями - философами, волевой - воинами, чувственной - ремесленниками или земледельцами. Первые два разряда - привилегированные: философы управляют, воины охраняют государственный порядок; функция же ремесленников и земледельцев - материальное обеспечение привилегированны х. В государстве Платона сохранялись и рабы, составлявшие низший социальный слой, не имевшие каких-либо прав, удел рабов - физический труд.

В «Государстве» Платон выдвинул идею общественного воспитания детей с самого младшего возраста и предложил определенную систему ее организации. С 3 до 6 лет всех детей всех жителей города или поселка нужно собирать в особых местах для игр. При этом специально назначенные стражами закона женщины должны следить за порядком и руководить играми. С 6 до 12 лет дети в государственной школе учатся читать, писать, считать, а также петь и играть на музыкальных инструментах. С 12 до 16 лет они посещают палестру, где главное внимание уделяется разностороннему физическому воспитанию. С 16 лет юноши изучают арифметику, геометрию, астрономию, преимущественно с практическими целями (предвоенная подготовка). С 18 до 20 лет они в эфебии получают специальную военно-физическую подготовку. На этом этапе заканчивается образование тех, кто по своим возможностям должен остаться в разряде воинов, ремесленников, земледельцев и купцов. Только лица, у которых разумная часть души - философы, до 30 лет изучают философию, развивают отвлеченное мышление, изучая в этих целях геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, и готовятся к государственной деятельности. Выделившиеся в этой группе самые сильные в интеллектуальном отношении продолжают свои занятия и, овладев философией, становятся правителями государства.

В трактате «Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, особенно выделив социальные функции воспитания - «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать».

В идеальном обществе, которое представлено в «Законах», руководитель дела образования является первым лицом государства. Государство опекает будущих матерей, заботясь, чтобы они вели здоровый образ жизни. Платон провозглашает принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения: «Стар и млад должны по мере сил получить образование». В программе он сделал попытку соединить достоинства спартанского и афинского воспитания, соблюдая при этом «золотую середину», Платон полагает, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т.е. учитывать личные склонности и соблюдать принцип воспитывающего обучения («Самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание»).

Платон неустанно разъяснял огромное значение воспитания, привлекая к нему внимание общества и законодательных органов. Он утверждал, что воспитание необходимо человеку, так как только оно делает его «кротким и достойным созданием». В воспитании молодого поколения должно быть особенно заинтересовано государство, которое в результате получит хороших воинов, государственных деятелей, философов.

Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь». Платон требовал разностороннего воспитания для всех, кто его мог получить, будь то мудрецы или воины.

Воспитание, по мнению Платона, обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственности и добродетели. Формирование «тела и души наипрекраснейшими н наилучшими» - такова цель воспитания.

Воспитание, считал Платон, должно сообразовываться с природой души ребенка. Человек изменяется с детских лет и до старости. Поэтому и воспитание не может быть одним и тем же на всех ступенях развития подрастающего человека.

Воспитание надо начинать с раннего возраста, так как «ВО всяком деле самое главное - это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного».

Платон считал, что внутренней основой воспитания маленьких, детей являются эмоции. Он утверждал, что первые детские ощущения - это наслаждение и страдание и что они окрашивают детские представления о добродетели и благе.

Особое значение как средству воспитания он придавал играм. Платон также требовал, чтобы взрослые следили за детскими играми: дети должны строго выполнять правила игры, не вносить в них каких-либо новшеств; иначе, приучившись к этому в игре, они захотят внести изменения и в законы рабовладельческого государства, а этого допустить нельзя. Платон считал в то же время, что «все науки надо преподавать детям не насильно, играючи», ибо «свободный человек никакой науке не должен учиться рабски». Платон также называл важным средством воспитания чтение и рассказывание детям литературных произведений. мифов. При этом он считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям. Большое место в воспитании он отводил песням и танцам.

Отметим, что Платон впервые рассматривал вопросы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для дальнейшего развития теории дошкольного воспитания.

Платон рассматривал воспитание как могучий, но не всесильный способ формирования личности. Педагогическое воздействие ограничено сложной и противоречивой природой человека, в которой сплетены воедино «свет и тень», «добро и зло».

Воспитатель должен учитывать такие противоречия, готовить воспитанников к преодолению отрицательных природных влияний. Главная задача педагогики - передать потомкам принципы добродетели и этим самым укреплять разумную часть души.

Платон был не только теоретиком педагогики, но и практиком. В 378 г. до н. э. он основал в окрестностях Афин философскую школу - Академию, которой сам руководил и которая стала центром античного философского идеализма и пропаганды педагогических идей Платона. В этой Академии получил философское образование Аристотель.

Аристотель (384-322 до н.э.) отразил вопросы воспитания в своих сочинениях «Политика» и «Этика».

Педагогические воззрения Аристотеля связаны с его учением о душе, ее трех видах: растительной, животной, разумной. этим трем видам души соответствуют три стороны воспитания: физическая, нравственная, умственная, которые, по убеждению философа, неразрывны.

Наиболее системно взгляды Аристотеля на воспитание и образование изложены в трактате «Политика».

Рассматривая извечную проблему о соотношении социальных и биологических факторов в воспитании, Аристотель занял гибкую позицию. Он считал, что с одной стороны, «от хороших. родителей может произойти лишь хорошее потомство», а с другой - «природа зачастую стремится к этому, но достичь этого не может».

Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. Он полагал, что всякая форма государственности нуждается в соответствующем воспитании как в первой необходимости. При этом утверждал ась целесообразность равного («однородного», «тождественного») воспитания для свободного населения в идеальном государстве. Аристотель дал философско-психологическое обоснование практики афинского воспитания, направленного на всестороннее развитие личности.

Одним из первых Аристотель сделал попытку дать возрастную периодизацию:

- От рождения до 7 лет - воспитание в семье под началом отца и под присмотром государственных чиновников - педономов (физическое воспитание, забота о здоровье ребенка, чтобы затем «воспитание тела способствовало воспитанию духа»),

- С 7 до 14 лет - воспитание под контролем государства (физическое и умственное воспитание, цель воспитания - формирование добродетели).

- от 14 до 21 года - умственное, эстетическое, нравственное воспитание (выработка привычек и навыков нравственного поведения).

Большое внимание Аристотель уделял воспитанию в дошкольном возрасте. «Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучить его непосредственно с пеленок», - говорил он, причем утверждал, что до 7 лет дети должны воспитываться в семье. Следуя принципу природосообразности, Аристотель дал общую характеристику дошкольного возраста. До 7 лет, считал он, в детях преобладает растительная жизнь, поэтому надо в первую очередь
развивать их организм. Главное для маленьких детей - питание, движение, закаливание. Дети должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки (непременно одобренные властями), детей следует обучать речи. С 5 лет родители должны готовить их к обучению в государственной школе.

Главная цель воспитания, по Аристотелю, - нравственное развитие личности, воспитание чувства собственного достоинства и чести, храбрости, мужества. Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках - частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот; которые должны быть продуманными и умеренными. Такое уравновешенное поведение можно считать добродетельным. Заниматься нравственным воспитанием детей должны главным образом родители.

Аристотель уделял большое внимание воспитанию этических добродетелей. Он считал, что добродетель не дается людям от природы, хотя природа способствует этому. Осуществляется эта возможность через усилия самого человека, его деятельность и общение. Особая роль в формировании прекрасного отводилась музыке.

Умственное воспитание, по мнению Аристотеля, осуществляется путем изучения грамматики, арифметики, рисования, предметов, полезных в житейском обиходе и имеющих практическое применение. Однако детей следует обучать этим наукам не столько в интересах получаемой от этого пользы, сколько потому, что такое обучение расширяет умственный кругозор, подготавливает учеников к восприятию дальнейших знаний.

Аристотель продолжил исследование проблемы факторов, влияющих на формирование человека, начатое еще Платоном. Он выделял три основных фактора: внешний, окружающий человека и воспринимаемый органами чувств мир; внутренние силы, развивающие в человеке присущие ему задатки; целенаправленное воспитание, развивающее способности человека в необходимом для общества-государства направлении.

Аристотель занимался и непосредственно педагогической деятельностью в основанной им в Афинах для молодых представителей рабовладельческой знати знаменитой философской школе Ликея (335 г. до н. э.), просуществовавшей несколько столетий.

Аристотель оказал определяющее влияние на философскую и педагогическую мысль Античности и Средневековья. Его трактаты служили учебными пособиями в течение многих столетий.

Педагогическая мысль Древнего Рима нашла отражение в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.

Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) был оратором, политическим деятелем, философом, педагогом. Свои педагогические идеи он изложил в целом ряде трактатов: «Оратор», «Об обязанностях», «О природе Добра и Зла».

Под влиянием греческой философской традиции Цицерон рассматривал душевную жизнь человека как сложный поток меняющихся состояний. Человека толкают к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума. Но есть силы, которые дают надежду и препятствуют его гибели: это - всепобеждающий разум и чувство благоразумия. Поощрить развитие таких сил прежде всего должна семья, полагал Цицерон.

Сущность человека Цицерон определял понятием «humanitas» - гуманность, человечность. Идеал воспитания для него - совершенный оратор, художник слова, общественный деятель.

Цицерон считал, что единственным путем для достижения истинно-человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование. Оратору прежде всего следует освоить общую для того времени культуру получить «универсальное образование». Книги Цицерона широко использовались в школах эпохи Средневековья и Возрождения.

Луций Анней Сенека (ок. 4 до н.э, - 65 н.э.) - философ и оратор эпохи императорского Рима. Критиковал формализм школьной системы, при которой воспитывается «ум, но не душа». Он считал, что образование должно формировать прежде всего самостоятельную личность («пустъ говорит он (ученик) сам, а не его память»).

Вопросы нравственного воспитания были рассмотрены им в таких произведениях, как «Письма на моральные темы», «Нравственные письма к Луцилию».

Главной задачей воспитания провозгласил моральное совершенствование человека.

Основным предметом школьного обучения он считал философию, овладев которой можно постичь природу и самого себя, и которая является средством нравственного самосовершенствования человека.

Основным методом воспитания называл самодвижение к божественному идеалу, а основным средством воспитания - назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории.

«Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла», - писал Сенека, полагая, что воспитатель всегда должен иметь в виду необходимость движения к такому знанию (идеальной нравственной «норме») посредством названных назидательных бесед.

Сенека был сторонником энциклопедического образования, не считал «семь свободных искусств» основными школьными дисциплинами.

Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 - ок. 90 гг.) - известный римский педагог-практик дополнил греческие педагогические идеи обширными дидактическими указаниями в своем сочинении «О воспитании оратора».

Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора («поэтами родятся, а ораторами становятся»). Квинтилиан открыл в Риме свою риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью и приобрела статус государственного учебного заведения. В школе Квинтнлиана основательность широкого общего образования сочеталась с глубоким изучением ораторского искусства времен античного классицизма. Как и многие другие философы и педагоги античности Квинтилиан исповедовал идеи и принципы гуманистической, ненасильственной педагогики.

Он полагал, что от природы дети обладают всеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями и получать необходимое образование. Но для этого педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих питомцев, четко ориентируясь на возрастную специфику их развития.

Квинтнлиан считал, что уже в раннем возрасте можно определить степень способностей (первые признаки ума маленьких детей - память, быстрая и меткая, восприимчивость и долгое удержание приобретенного, раннее развитие в ребенке стремления к подражанию), однако полагал, что воспитанием можно достигнуть очень многого.

Квинтилиан критиковал семейное воспитание в высших слоях римского общества, где дети допускались на пиршества и становились свидетелями неблаговидного поведения взрослых; осуждал родителей за потворство детям и недооценку важности периода детства для становления личности человека. Квинтилиан требовал от родителей, кормилиц и нянь, чтобы они помнили, что ребенок очень восприимчив и в нем легко укореняется как хорошее, так и «дурное»; следует учитывать это и при выборе товарищей-сверстников и педагогов. Справляться с «дурными» наклонностями помогает воспитание. Чтобы достичь хороших результатов, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание.

Воспитание должно формировать свободного человека. Ребенок - «драгоценный сосуд», с которым надо обращаться бережно и уважительно. Здоровое семейное воспитание должно беречь детскую психику, нельзя прибегать к физическим наказаниям, ибо битье подавляет стыдливость, развивает рабские качества. Необходимо тщательно выбирать няньку для младенца. Она должна обладать достойными нравственными качествами. Надо, чтобы учитель должно заменял ученику отца, приучал питомца мыслить и действовать самостоятельно.

Квинтилиан настаивал на необходимости образования полезного обществу. Цель воспитания он видел в серьезной Подготовке молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Идеалом человека-гражданина Квинтилиан считал афинского политического деятеля Перикла.

Возраст от 5 до 7 лет Квинтнлиан, как и Аристотель, отводил на подготовку к школе. Он считал, что дети до 7 лет должны практически овладеть двумя языками - родным и греческим, причем сначала греческим, а затем параллельно и родным. Он допускал и систематические занятия с детьми при условии, что обучение будет радостным. Квинтилиан советовал поощрять малышей похвалой, просьбами, вызывать их на соревнования со сверстниками, не жалеть и наград.

Римский педагог дал методические советы по обучению детей грамоте. Он настаивал на одновременном ознакомлении их с видом и названием букв с помощью наглядных пособий (буквы из слоновой кости), настаивал на соблюдении систематичности и последовательности в обучении.

«Учить надо не многому, - говорил Квинтнлиан, - но основательно, будущему оратору нужна развитая память, чувство художественного слова, ритма, хорошая дикция и интонация, выразительность речи и мимики; все это нужно начинать развивать в Дошкольном возрасте».

Лучшим средством воспитания оратора Квинтилиан считал разучивание стихотворении, которые способствовали бы и нравственному воспитанию. Он заложил основу методики разучивания стихотворений: стихотворение прочитывают целиком, разбивают на логические части и заучивают частями, в заключение оно декламируется целиком.

В истории развития педагогической мысли Квинтилиан занимает важное место как автор первого специального педагогического труда, заложивший основы дидактики и методики, систематизировавший требования к воспитанию детей дошкольного возраста.

Квингилиан теоретически обосновал и применял в своей практике три метода в обучении и воспитании, которые считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение. По его убеждению, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).

Идеи Квинтилиана приобрели большую популярность в эпоху Возрождения и оказали значительное влияние на многих деятелей того времени.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: