Началом отсчета европейского Средневековья считается 476 г., когда под натиском германских племен пала Римская империя. В этот период на смену рабовладельческому обществу приходит новое общество с феодальными отношениями, определившими развитие христианства. Средние века охватывают двенадцать столетий.
Средневековье условно подразделяют на три периода:
V-X вв. - раннее Средневековье;
ХI-ХIII вв. - развитое Средневековье;
XIV-XVII вв. - позднее Средневековье, больше известное как эпоха Возрождения, или Ренессанс.
Характерной особенностью средневекового общества в Западной Европе была его сословная структура, а также монополия церкви во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании. Постепенно все, что было связано с античностью, предавалось забвению, в том числе и идея о всестороннем развитии личности. Католическая церковь проповедовала идеал аскетической личности, вся жизнь которой на земле есть подготовка к жизни вечной в ином мире. Детей предписывалось воспитывать в строгости, искореняя все пороки, вследствие чего широко были распространены физические наказания. Образование распространялось крайне медленно, большинство европейских монархов периода раннего средневековья оставались неграмотными. Раннее Средневековье почти не знало чисто педагогической деятельности, школ как таковых было мало. Образовательная деятельность совмещалась с духовной, а в некоторых случаях со светской миссией или службой. Основной формой воспитательного воздействия стала церковная проповедь, Обучение имело догматический характер - принятие информации без доказательств на веру.
Цель средневекового образования - научить прежде всего страху Божьему. К такому страху воспитанник идет длинным и тяжелым путем, начинающимся на кончике розги его первого учителя. Все средневековые педагоги считали необходимым проводить первый этап обучения в большой строгости для дисциплинирования воли, смирения гордыни и приобретения опыта постижения, почитания и следования Господу. Они считали, что страх Божий очищает и преображает человека, человек вспоминает вложенное в него Богом доброе начало. Он постоянно «совлекает» с себя «ветхого», т.е. плотского человека, отрешась от страстей и порочных желаний и помыслов. Постепенно в процессе воспитания рождается «новый» человек, не обремененный низменным и темным.
|
Цель наставления и обучения - немногознание. Педагоги отмечали, что многознание суетно, часто препятствует сосредоточенности на праведном и увлекает на неверный путь. Это суетное любознайство, любопытство. Истинное же воспитание и обучение требуют, по мнению средневековых педагогов, любомудрия, неспешного и вдумчивого диалога с божественно устроенным миром, с самим Божеством.
Педагогический процесс определяло отношение ученика к Богу - создателю и творцу всего сущего, спасителю мира. Внутренние условия средневекового христианского воспитания составляли:
- качества души и ее отношения с телом, роль в этом рассудка;
- способности ума к дисциплине, а памяти - к тренировке, чувства - к сопереживанию, любви к страху;
- способность к аскетизации воли;
- способность вспоминать Божественное в самом себе.
Вместе с тем выделяли и внешние воздействия, внешние условия воспитания:
|
- правильная последовательность в обучении и качества наставников,
- условия вскармливания ребенка и истинное содержание его образования,
- происхождение и человеческие качества родителей,
- жизненное окружение.
Таким образом, средневековая педагогика исходила не впрямую от человека, а из божественной определенности его развития. Эта определенность двух типов: человека как звена в природной иерархии, т.е. человека как такового, как бы самого по себе перед Богом, что было для многих европейских обществ с родовыми традициями открытием; и человека как занимающего также определенное место, но уже в социальной иерархии, т.е. как представителя сословного устройства средневекового общества.
К XII в. относится появление педагогических сочинений по вопросам образования и воспитания.
Гуго Сен-Викторский (1096-1141) получил известность благодаря своему тракту «Дидаскаликон», в котором предложил свод наук для изучения в школе; дал рекомендации по их изучению.
Винсент из Бове (1190-1264) в сочинении «Об обучении детей благородных особ» предлагает программу всестороннего развития личности. Работа содержит ценные советы по воспитанию нравственности, развитию интереса к познанию у детей.