Вопрос Срок полномочий и ответственность Президента Российской Федерации




Срок полномочий Президента России – шесть лет.

Основания досрочного прекращения полномочий Президента России предусмотрены ч. 2 ст. 92 Конституции РФ. Их можно подразделить на два вида. Первый – обстоятельства, наступающие по инициативе и волеизъявлению Президента РФ. В их числе: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Второй вид – досрочное прекращение полномочий в силу обстоятельств, не зависящих от воли Президента. Это – отрешение от должности. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Кроме перечисленных в Конституции РФ

возможны и другие основания досрочного прекращения полномочий Президента: смерть, выезд за пределы России на постоянное место жительства, выход из гражданства России и получение гражданства другого государства.

Отставка – довольно широкий по содержанию термин, применимый ко всем основаниям досрочного прекращения полномочий Президента. Поэтому в случае принятия федерального закона о статусе Президента РФ следовало бы добавить термин "добровольная" отставка и урегулировать ее процедуру. Отсутствует также законодательное регулирование процедуры реализации прекращения полномочий

Президента в связи со стойкой неспособностью по состоянию здоровья исполнять полномочия[1], что требует более подробной правовой регламентации.

Формой ответственности Президента РФ является отрешение его от должности по обвинению в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы и должно содержать конкретные указания на признаки преступления, предусмотренного ст. 93 Конституции РФ, которое вменяется в вину Президенту РФ. Затем предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ направляется Государственной Думой на заключение специальной комиссии, образуемой палатой с учетом пропорционального представительства фракций, для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения.

Специальная комиссия проверяет обоснованность выдвижения обвинения против Президента РФ, соблюдение кворума, необходимого для выдвижения обвинения, правильность подсчета голосов, а также соблюдение других процедурных правил, установленных регламентом, до принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения.


Проект постановления о процедуре обсуждения предложения о выдвижении обвинения против Президента РФ вместе со списком приглашаемых экспертов и других лиц вносятся специальной комиссией в Совет Государственной Думы, который направляет его не позднее чем за три дня до дня заседания Государственной Думы депутатам Государственной Думы, Президенту РФ и вносит проект постановления на рассмотрение Государственной Думы.

Палата большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы принимает проект постановления за основу, а если нет письменных поправок, то принимает его в целом. В обсуждении предложения о выдвижении обвинения против Президента РФ принимают участие депутаты Государственной Думы, а также приглашенные для этого эксперты и другие лица. Преимущественное право на выступление имеют представители фракций.

По итогам обсуждения Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления отдельно по каждому предложению о выдвижении обвинения.

Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также в Верховный Суд РФ – для дачи заключения о наличии в действиях Президента признаков преступления, и в Конституционный Суд РФ – для дачи заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Рассмотрение вопроса об отрешении Президента РФ от должности на заседании Совета Федерации начинается с сообщения Председателя Государственной Думы об основаниях выдвижения обвинения против Президента РФ.

Затем слово предоставляется Председателю Конституционного Суда РФ для оглашения заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения и Председателю Верховного Суда РФ для оглашения заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

После этого заслушивается заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству.

Президенту РФ либо его представителю предоставляется слово по его желанию.

В соответствии с ч. 3 ст. 93 Конституции РФ решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней. Оно считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, и оформляется постановлением Совета Федерации.

Если за решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации, рассмотрение обвинения против Президента РФ прекращается, что оформляется постановлением Совета Федерации.

Постановление Совета Федерации незамедлительно доводится через СМИ до всеобщего сведения.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 06.07.1999 № 10-П пришел к выводу, что предусмотренное ч. 3 ст. 92 Конституции РФ положение о временном исполнении Председателем Правительства РФ обязанностей Президента РФ распространяется на случаи досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий, перечисленных в ч. 2 ст. 92 Конституции, а также на иные исключительные случаи, когда Президент своим решением возлагает на Председателя Правительства РФ выполнение своих обязанностей или когда объективно исключено принятие Президентом решения о временном возложении исполнения обязанностей Президента па Председателя Правительства РФ.

Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: