Итак, что нужно делать для старта собственного дела?




· сформулировать бизнес-идею – понять, чем хочется заниматься и можно ли на этом заработать в качестве предпринимателя;

· изучить мнения – поинтересоваться у окружающих, как они оценивают идею для бизнеса;

· провести экспресс-тест: до регистрации и затрат на брендирование создать объявление о предоставлении услуг/товаров согласно своей идее. Проанализировать спрос;

· изучить конкурентов – исследовать аналогичные компании на рынке, посмотреть, какими методами и решениями они добиваются своих целей;

· при старте бизнеса чаще пользоваться услугами «тайного покупателя». Можно попробовать купить что-то у конкурентов, чтобы сравнить качество товара/услуги и обслуживания;

· постоянно анализировать пути улучшения, вносить корректировки в собственный бизнес;

· правильно определить наценку – рассчитать, сколько стоит один клиент, поделив маркетинговые расходы на количество заказов/покупок;

· четко понимать путь, который проходит товар/услуга от создания до потребителя, факторы, влияющие на этот путь и затраты на каждом этапе. Для понимания лучше нарисовать схему или смысловую карту;

· не бояться поражений – без них не бывает успеха;

· Анализировать действия и работать над ошибками. Улучшать бизнес после получения выводов.

Составление бизнес-плана стоит начинать с предварительного анализа текущей ситуации на рынке. Необходимо собрать как можно больше материалов и информации, изучить сферу будущей деятельности. Можно воспользоваться сторонними источниками или даже обратиться за помощью к специалистам. Очень хорошей технологией предварительной аналитики является SWOT-анализ. Он очень прост и помогает четко структурировать имеющиеся данные.

У бизнес-плана, как у любого процесса должна быть основная цель. В этом случае успешность инвестиционного проекта будет зависеть от трех основных факторов:

- уровень, на котором бизнесмен находится в текущий момент времени;

- четкая конечная цель, которой компания планирует достигнуть;

- четкое понимание шагов, задач, этапов, которые нужно проработать, чтобы перейти из первого пункта во второй.

Составление бизнес-плана выступает осознанным первым шагом для будущего бизнесмена практически в любом сегменте предпринимательской деятельности. Процесс написания бизнес-плана можно структурировать схемой[1] (рисунок 1):

Рисунок 1- Схема бизнес-плана

 

Для конкретного инвестиционного проекта производятся расчёты, которые позволят понять, какие проблемы и подводные камни ждут предпринимателя, возможность их преодоления и подстраховки.

Бизнес-план позволяет решить следующие задачи:

Ø проанализировать рынок сбыта, актуальность идеи, конкурентов;

Ø оценить возможную прибыль бизнеса;

Ø показать возможные проблемы и риски и найти пути их решения заранее;

Ø определить контрольные показатели.

 

Структура бизнес-плана

 

Бизнес-план состоит из меморандума о конфиденциальности, аннотации, резюме, основных разделов и приложений.

В меморандуме о конфиденциальности все участники проекта дают подписку о неразглашении той его части, которая составляет коммерческую тайну.

Аннотация содержит краткое описание основных положений бизнес-плана и обоснование его назначения.

В резюме указываются суть и эффективность проекта, обеспечение и механизм реализации, источники финансирования, сроки возврата займа и гарантии, цель, задачи и миссия проекта. Приводятся основные данные о руководителях будущего предприятия (общее и бизнес-образование, опыт работы, изобретения и т. д.).

Резюме предназначено для предварительного ознакомления с бизнес-проектом потенциального инвестора, который должен оценить идею и основные прогнозируемые результаты проекта.

Основная часть бизнес-плана делится на разделы.

Раздел 1. Описание предприятия (при реконструкции) и отрасли. Дается характеристика текущего состояния, организационной структуры, указываются учредители, достижения предприятия, место на рынке, основные клиенты и партнеры, а также возможности конкурентов и методы борьбы с ними. Потребуется изучить сегмент рынка, на который вы хотите войти. Необходимо проанализировать экономические показатели, количество аналогичных предприятий в вашем регионе или городе, долю бизнеса, его перспективы. Очень хорошо помогает понять, как движется отрасль, если анализировать ее долю на рынке в течение нескольких лет. Анализ конкурентов осуществляется по некоторым факторам. Прежде всего, необходимо рассмотреть прямых конкурентов для вашего бизнеса, то есть проанализировать деятельность компаний, расположенных в локации непосредственно рядом с вами. Далее рассматриваются конкуренты второго уровня, то есть те фирмы, которые не создают вам прямую конкуренцию, но занимаются аналогичной с вами деятельностью. Выделите сразу их положительные и отрицательные характеристики, а также позаботьтесь об определении качеств, благодаря которым клиент отдаст предпочтение именно вам.

Раздел 2. Описание продукции (услуг). Описываются назначение, технические характеристики, конкурентоспособность, патентоспособность, наличие сертификата, условия гарантии и обслуживания. Данный раздел документа должен включать в себя описание всех видов товаров, которые вы планируете продавать или производить, и услуг, которые будут предложены вашим потенциальным клиентам. В бизнес-плане прописываются основные аспекты и методы технического достижения задач. Если вы открываете производство, вы должны будете указать информацию о выпускаемой продукции с описанием ключевых характеристик и достоинств, которые получит клиент. Если у вас есть авторские права, патенты, инновационные технологии, особенное оборудование – любые факторы, которые делают вашу концепцию уникальной, необходимо представить информацию о них. Также, в данной части бизнес-плана рекомендуется указать информацию о возможных перспективах роста и развития компании.

Раздел 3. Маркетинг и сбыт продукции. Рассматриваются требования потребителей к продукции, рынки сбыта, конкуренция, системы каналов сбыта, ценовая политика, стратегии и программы продвижения товара на рынок. Описывается маркетинговая стратегия и возможная рекламная кампания для бизнеса. Рекомендуется также прописать финансовое обеспечение рекламной кампании. Рекомендуется сразу описать инструменты продвижения, цели, также пути достижения. В этом помогут следующие составляющие:

- анализ целевой аудитории. Данный инструмент помогает увидеть портрет конечного покупателя. Вы будете знать, на каких именно людей стоит ориентироваться, и сможете воздействовать непосредственно на них при рекламе.

- анализ конкурентных преимуществ. Об этом речь шла в разделе выше. Обязательно выделите сильные стороны вашего бизнеса и поймите, как именно вы будете их применять.

- разработка ценовой политики компании. Заранее стоит подумать о стоимости товаров и услуг. Это осуществляется после анализа предложения конкурентов. Грамотная ценовая политика может стать основным фактором привлечения потенциального потребителя.

- разработка рекламной кампании. Анализируются и описываются инструменты, которые будут использоваться для продвижения товаров/услуг. Уделите внимание поиску наиболее эффективных инструментов конкретно для вашей отрасли бизнеса. Заранее указывается бюджет на рекламу.

Всё это дает вам максимально точно понимание, как именно продукт, услуга и бренд будут позиционироваться на рынке.

Раздел 4. Производственный план. Данный раздел документа необходим для того, чтобы понять этапы открытия вашего бизнеса. В тот момент, когда ваш проект только готовится к открытию, в производственном плане указывается информация обо всём, что потребуется для запуска предприятия:

- локация;

- поиск помещения;

- работы по ремонту и перепланировке;

- разработка интерьера и фирменного стиля;

- разработка концепции компании;

- подбор оборудования;

- формирование инженерных коммуникаций;

- подбор персонала;

- разработка линейки ассортимента товаров или услуг;

- основные этапы и технология производства продукции;

- материалы, комплектующие;

- поставщики.

Производственный план – очень важный этап документа, благодаря которому вы сможете по пунктам выполнить все необходимые задачи для открытия организации.

Раздел 5. Организационный план. Организационный план определяет структуру предприятия, кадровую политику фирмы, а также ее правовое обеспечение. Прописываются все необходимые документы и разрешения от инстанции, которые потребуется получить для работы. Рекомендуется указать календарный график реализации проекта, а также основные особенности работы компании. В данном разделе прописываются основные моменты по государственной регистрации бизнеса. Необходимо обоснование выбора организационно-правовой формы компании и налоговой системы. Прописывается распределение обязанностей между персоналом, трудовые ресурсы, информация о руководящем составе, партнеры по реализации проекта.

Раздел 6. Финансовый план. В данном разделе расписывается детальный план расходов и их обоснование, а также прогноз доходов. Нужно не забывать о стратегии финансирования компании, о прогнозах рентабельности. Приводятся расчеты объемов реализации, постоянных и переменных издержек, себестоимости продукции, поток наличности, смета доходов и расходов, прогнозный баланс, потребность и источники финансирования.

Раздел 7. Эффективность проекта. Рассчитываются показатели эффективности проекта: срок окупаемости, чистый приведенный доход (NPV) с учетом дисконтирования поступлений и выплат, индекс прибыльности — соотношение дисконтированных поступлений и дисконтированных расходов и т. д.

Раздел 8. Риски и гарантии. Показываются предпринимательские риски проекта и возможные форс-мажорные обстоятельства его реализации. Несмотря на то, что данный тип анализа относится к финансовому разделу, лучше вынести и рассмотреть его отдельно. Это один из самых важных разделов бизнес-плана. Риски – это любые негативные ситуации, которые с большой вероятностью могут произойти с вашим бизнесом. Проанализировать их нужно для того, чтобы заранее знать, как именно действовать в случае возникновения этих ситуаций. Составление данного прогноза позволяет провести профилактику рисков, уменьшив их вероятность или нивелируя негативное воздействие. Чем серьезнее и крупнее ваш бизнес-проект, тем более конкретный прогноз рисков необходим. Условно можно разделить риски на две категории: Внешние - это тип рисков, на который вы не сможете повлиять, но можете к ним подготовиться. К данной категории можно отнести экономические и политические факторы, изменения законодательства, природные явления и стихийные бедствия. Внутренние - к данной категории рисков относятся те, которые вы можете предупредить. Сюда можно отнести проблемы с производством, персоналом, поставщиками. Заранее зная, с какой проблемой вы можете столкнуться, вы сможете не допустить ее. Аналитика рисков подтвердит ваш серьезный подход. Кроме того, этот раздел станет инструкцией и поможет вам сохранить ясный ум, когда неприятность всё же произойдет.

Приложения. Также рекомендуется дополнить бизнес-план приложениями, справочной документацией. Сюда могут входить копии лицензий, разрешений, регистрационных документов, если они получены, копии страховых документов, документы, подтверждающие финансовую состоятельность будущего предпринимателя, патенты и прочее. Включают отчет о маркетинговых исследованиях, стратегический план маркетинга, а также документы, подтверждающие и дополняющие информацию, которая содержится в бизнес-плане (фотографии опытных образцов, макетов предлагаемого для разработки нового изделия, схемы технологического процесса, имеющиеся сертификаты качества, копии различного рода заключенных договоров, протоколов о намерениях и т. д.)

 

Основные ошибки при составлении бизнес-плана

Бизнес-план представляет собой документацию стратегического планирования, которая дает первое представление о будущей компании, а также экономической зрелости самого предпринимателя. При грамотном написании данного документа начинающий бизнесмен может произвести хорошее впечатление.

Однако существуют некоторые факторы, которые могут стать причиной негативного восприятия:

1. Недостаточное понимание рынка, тенденций развития, уровня конкуренции. Это наиболее распространённая ошибка, которая возникает по причине того, что составитель бизнес-плана не хочет заниматься изучением материальной базы. Он делает упор на описание производственных аспектов, забывая о том, чтобы посмотреть на проект со стороны. Перед тем как составлять бизнес-план обязательно проанализируйте рынок, потребителей, конкурентов. Это поможет вам предоставить аргументы в свою пользу.

2. Размытые и неоднозначные цели проекта. Очень часто начинающие предприниматели просто не осознают, к чему именно хотят идти. Рекомендуется сразу обозначить тот уровень, к которому вы стремитесь. Например, за год выйти на определенный объём производства или к определённому времени открыть новые филиалы.

3. Наличие непроработанных вопросов. При составлении бизнес-плана помните, что этот документ должен быть максимально полным. Это важно как в случае составления его для инвестора, так и случае составления его для себя. Если вы упустите какие-то аспекты в бизнес-плане для инвесторов, вам обязательно зададут неоднозначные или неудобные вопросы, на которые вы просто не сможете ответить, потому что данные моменты вы не рассмотрели.

4. Занижение уровня необходимых инвестиций в проект. Данная ошибка происходит в том случае, если предприниматель уделил недостаточное внимание аналитике финансовой составляющей.

5. Нереальные сроки реализации проекта. В случае присутствия данного фактора вы демонстрируете свою некомпетентность и переоценку возможностей. При определении сроков реализации необходимо быть объективным.

6. Отсутствие четкого маркетингового плана. Выше уже говорилось о важности разработки качественного плана продвижения продукции или услуг. Вы должны осознанно понимать, какие именно действия совершите для раскрутки компании.

7. Отсутствие определенной схемы возврата заемных средств. Если вы планируете привлекать финансирование со стороны, обязательно рассмотрите вопрос о том, как вы будете возвращать денежные средства. Данный раздел будет особенно важным для кредиторов и его отсутствие может повлечь за собой отказ в финансировании.

Это ключевые ошибки, которые вы можете допустить при составлении бизнес-плана. Его отсутствие повышает вероятность успеха.

 

 


[1] Источник: https://бизнесидея.рф/chto-takoe-biznes-plan

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: