Самостоятельная работа по теме «Философия эпохи Возрождения»
1) Широкое антикатолическое и антифеодальное движение в Европе XVI в., положившее начало протестантизму, – __________________.
2) Система мира, согласно которой неподвижная Земля является центром мироздания (разработана в трудах Аристотеля, Птолемея), – ___________.
3) Идеалистическое воззрение, по которому вся природа одушевлена, обладает психикой, – ___________________________.
4) Область философского знания, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности, – _____________________________.
5) Мировоззрение, философское мышление эпохи Возрождения, ставящее в центр внимания и рассуждений человека, его светскую жизнь и деятельность, направленную на достижение счастья в земной жизни, – ________________.
6) Движение, возникшее к концу Средневековья, противостоящее схоластке и духовному господству Церкви и выражающее признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, равенство, развитие творческих сил и способностей - ________________.
7) Философско-мировоззренческая установка, оценивающая мир через человека, полагая его центром мироздания - ______________________.
8) Автор «Божественной комедии» и др. произведений, предпринявший попытку снять противопоставление земного и божественного в человеке - __.
9) «Отцом» гуманизма называют итальянского мыслителя ________.
10) «Прекрасен мир, но тело человека многократно превосходит другие», - писал представитель раннего Ренессанса ________.
11) Назовите величайшего гуманиста эпохи Возрождения, размышлявшего о человеке как особом мире в космической иерархии - ________________.
12) У истоков экспериментального метода познания мира стоял ________.
13) Известный философ Возрождения, ученый, кардинал - ______________.
14) Какой метод нашел выражение в следующем его суждении: «В едином Боге свернуто все…, и он «развертывает все…во всем»? ________________.
15) Автор книги «Об обращении небесных сфер» ____________________.
16) «Колумбом неба» называют _________.
17) Всеобщая одушевленность природы - ________________________.
18) Основное произведение Ш. Монтеня, ставшее настольной книгой А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого _______________________.
19) Автор книги «Город Солнца» _____________________.
20) Мировоззренческая установка, отвергавшая идею повседневного вмешательства Бога в дела природы и человека. Бог здесь мыслился лишь как перводвигатель - _______________________.
21) Ученый-мыслитель Ренессанса, изложивший основы механистической картины мира - ______________________.
22) Феномен ренессансной культуры, представляющий собой совокупность взглядов, выражающих признание ценности человека как личности и творца всех ценностей, его достоинства и прав на свободу и счастье, – __________.
23) Система мира, согласно которой Земля, вращающаяся вокруг своей оси, является одной из планет, обращающихся вокруг Солнца, которое занимает центральное место во Вселенной, называется – _____________________.
24) Философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению – _____________________.
25) Понятие, введённое Т. Мором и означающее модель определённого вымышленного, но опирающегося на некоторые реальные социальные структуры общества как воплощения социального идеала, – ______________.
26) Процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви – ____________________________.
Задание 2. Заполните таблицы
1) Учения о боге в истории философии
Учение | Эпоха | Понимание Абсолюта |
Теизм | ||
Пантеизм | ||
Деизм |
2) Великие гуманисты эпохи Возрождения и их взгляды
Мыслитель | Основные произведения | Гуманистические идеи и жизненные принципы |
Задание 3. Проанализируйте отрывки из философских текстов. Ответьте на вопросы:
1) Высшим критерием нравственной жизни Д. Бруно объявил деятельность человека, видя в ней смысл, достоинство и возвышение личности. Он назвал главным труд во имя высших целей, а не ради достижения личного благополучия и самосохранения. «Человек, - писал он, - должен преодолеть стремление к самосохранению, подняться над страхом личного уничтожения, ибо то высокое наслаждение, к которому стремится энтузиаст, немыслимо без деяний и жертв».
Ø В чем новизна такой трактовки смысла жизни человека по сравнению с христианской?
Ø Как эта нравственная позиция Бруно согласуется с жизнью и смертью мыслителя?
Ø Выскажите свое отношение к жизненному подвигу Д. Бруно.
2) В философско-политическом трактате Н. Макиавелли анализирует мир человеческих отношений, политическую деятельность, способы и методы ее осуществления, называя главной ее целью всяческое содействие укреплению государства. Здесь же итальянский мыслитель провозглашает закон политической морали: «Цель оправдывает средства», говоря о политическом деятеле следующее: «Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хорошими».
Ø Сравните этот подход с христианскими социально-политическими идеалами.
Ø Как соотносятся политика и мораль, власть и нравственный облик правителя у Макиавелли?
Ø Под каким нарицательным названием его идеи вошли в социальную философию?
Ø Как вы относитесь к этому? Приведите известные вам примеры, когда идея Макиавелли «Цель оправдывает средства» была реализована в политической жизни.