Тема: «Явления физические и химические. Признаки химических реакций».
Цель урока: формировать понятие о химических реакциях, их отличии от физических явлениях..
Образовательные:
· вызвать объективную необходимость изучения нового материала;
· сформировать представления, о явлениях: физических и химических, признаках и условиях протекания и возникновения химических реакций.
Развивающие:
· содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; продолжить работу по формированию умений делать выводы из наблюдений;
· формирование умений отличить химические реакции от физических явлений.
Воспитательные:
· формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительную мотивацию к учению;
· способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Средства обучения:
· Эмоциональные: интерес;
· Интеллектуальные: анализ, сравнение, сопоставление.
Методы обучения:
· Словесный: объяснительная беседа, рассказ;
· Наглядно-образный.
Оборудование: рисунки учебника, книги.
Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный.
Метапредметные связи:
Регулятивные:
· фиксировать индивидуальное затруднение в проблемном действии;
· самостоятельно решать задачи, используя имеющиеся знания;
· контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные
· работать с разными видами информации и ориентироваться в ней;
· выполнять действия по образцу;
· использовать знаково-символичные средства при сворачивании и разворачивании информации;
· задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них;
|
· развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Личностные
· осознание необходимости учения;
· осознавать необходимость в соблюдении правил техники безопасности;
· работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
· учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
· работать над осознанием ответственности за общее дело;
· учиться выражать свое мнение.
План урока:
1) организационный момент
2) актуализация знаний
3) изучение нового материала
4) закрепление знаний
5) рефлексия
6) домашнее задание
Ход урока:
1. Организационный момент:
v Приветствие
v Проверка отсутствующих.
v Наличие на партах необходимых материалов к уроку.
v Учащимся сообщаются цели и структура урока.
Актуализация знаний
Начнем урок с повторения пройденного материала.
а) Два ученика работают у доски:
1) – Какова масса 0,5 моль оксида натрия (Na2O)?
2) – Рассчитайте массу углекислого газа CO2, содержащего по 0,6х1023 молекул.
б) Составление формул по валентности:
СО AlO HS CaO SiO ClO NaO FeO
в) Решение задачи (с последующей взаимопроверкой).
Найдите w(O) в СО2, w(O) в Fe2O3
Изучение нового материала
В природе постоянно происходит множество различных явлений.
Например, вода встречается в трех своих состояниях: жидком, твердом, газообразном. То есть происходит изменение агрегатного состояния – здесь мы наблюдаем физическое явление.
Но стоит только воде в любом своем состоянии подействовать, например, на гвоздь, гвоздь покрывается ржавчиной.
|
Ржавчина – есть новое вещество. Образование нового вещества свидетельствует о протекании химического явления – химической реакции.
Химическое явление - явление, в результате которого происходит образование нового вещества.
Итак, учащиеся подытоживают и записывают схему с собственными примерами:
ЯВЛЕНИЯ
физические химические
(изменение агрегатного состояния) (образуется новое вещество)
Поскольку химия – это наука о веществах, превращениях, т.е. здесь рассматриваются химические явления или химические реакции.
При химических реакциях исходные вещества превращаются в другие вещества, обладающие другими свойствами.
Об этом можно судить по внешним признакам химических реакций.
- Вещества, которые вступают в химическую реакцию, должны быть в измельченном виде, растворенном. И чаще всего, чтобы произошла химическая реакция необходимо нагревание веществ до определенной температуры.
Составляется и записывается схема:
Условие возникновения
Химической реакции
контакт веществ нагревание