Явления, при которых состав вещества не изменяетися, а меняются агрегатное состояние или форма, называются физическими. Физический процесс не затрагивает молекул веществ. Их химический состав остается прежним, меняется лишь форма тела (на примере алюминия), размер частичек (на примере серы) и агрегатное состояние (на примере воды и парафина).
Явления, при которых одни вещества преращаются в другие (новые вещества), называются химическими. В химии их принято называть химическими реакциями.
Признаки химических реакций:
1) образование или растворение осадка,
2) изменение цвета,
3) выделение газа,
4) появление запаха,
5) выделение тепла и света.
По тепловому эффекту реакции делят на экзотермические, протекающие с выделением теплоты, и эндотермические, протекающие с поглощением теплоты.
· Экзотермические реакции: горение бенгальских огней, горение свечи.
· Эндотермические реакции: разложение воды, разложение малахита.
Схема
Задание. Определите, какие реакции в данном перечне относятся к экзо-, а какие к эндотермическим:
а) 2Н2О = 2Н2 + О2 – Q;
б) 2Mg + О2 = 2MgO + Q;
в) Fе + S = FеS + 95,4 кДж;
г) N2 + О2 = 2NO – 180,8 кДж;
д) СаСO3 + 175,7 кДж = СаО + CO2.
Ответ: экзотермические реакции – б), в); эндотермические реакции – а), г), д).
Физкультпауза. Таблички с текстом развешаны на стенах, нужно сгруппировать их в 2 группы – физические явления и химические явления. (Приложение).
В живой и неживой природе постоянно протекают различные химические реакции. Рядом с нами настоящая фабрика химических превращений одних веществ в другие.
Понаблюдаем за некоторыми химическими реакциями.
Опыт 1. Подержим над огнем кусочек белого хлеба, содержащего органические вещества.
|
Наблюдаем:
1. обугливание, то есть изменение цвета;
2. появление запаха.
Вывод. Произошло химическое явление (образовалось новое вещество – уголь)
Опыт 2. Приготовим стаканчик с крахмалом. Добавим немного воды, перемешаем. Затем капнем раствором йода.
Наблюдаем признак реакции: изменение цвета (посинение крахмала)
Вывод. Произошла химическая реакция. Крахмал превратился в другое вещество.
Опыт 3.
1. Разведем в стакане небольшое количество питьевой соды.
2. Добавим туда несколько капель уксуса (можно взять сок лимона или раствор лимонной кислоты).
Наблюдаем выделение пузырьков газа.
Гашение соды уксусом |
Вывод. Выделение газа – один из признаков химической реакции.
4. Общее закрепление знаний:
Ну а сейчас мы проверим, как вы усвоили новый материал.
Тест 1
1. Физические явления – это явления:
А) происходящие с веществами с сохранением их молекул;
Б) происходящие с веществами с разрушением молекул;
В) при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяется только агрегатное состояние;
Г) в результате которых из одних веществ образуются другие.
2. Отметьте утверждение, в котором идёт речь о химическом явлении:
А) почернение медной пластинки при нагревании;
Б) измельчение сахара в ступке;
В) плавление льда;
Г) кипение воды.
3. Укажите условия протекания и течения химических реакций:
А) наличие осадка;
Б) контакт веществ и нагревание;
В) действие света;
Г) растворение веществ.
|
4. Признаком химических реакций не является:
А) появление запаха;
Б) изменение объёма;
В) изменение цвета;
Г) выделение света и тепла.
Задание. Какие процессы относятся к физическим явлениям, а какие к химическим?
Вариант 1
Физические явления: _______
Химические явления: _______
1. Вода в озере покрылась коркой льда;
2. Появление ржавчины на железном гвозде;
3. Золотую проволоку вытянули в нить;
4. Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);
5. Ледяная игрушка весной растаяла;
6. Высыхание дождевых луж;
7. Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;
8. Морской прилив;
9. Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;
10. Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.
Ответы:
Физические явления: 1, 3, 5, 6, 8,10
Химические явления: 2, 4, 7, 9
Вариант 2
Физические явления: _______
Химические явления: _______
1. Выветривание горных пород;
2. Серебряная ложка на воздухе потемнела;
3. Испарение воды с поверхности реки;
4. Горение керосина в лампе;
5. Движение воздуха (ветер);
6. Скисание молока с образованием кефира;
7. Плавление куска железа;
8. Горение спички;
9. Дети на пляже построили из песка замок;
10. Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.
Ответы:
Физические явления: 1, 3, 5, 7, 9
Химические явления: 2, 4, 6, 8, 10
Задание. Установите соответствие:
№ опыта | Название опыта | Результат |
Растирание кусочка мела. | Физическое явление | |
Разрезание бумаги. | Физическое явление | |
Растворение перманганата калия. | Физическое явление | |
Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи. | Химическое явление | |
Взаимодействие сульфата натрия с раствором хлорида бария. | Химическое явление |
страшным образом – ошпаривает их струёй жидкости температурой
|
около 100̊С. Жидкость, однако, не наносит ущерба самому жуку. Как
вы думаете, почему?
Задание. Объясните происходящие явления:
1. Почему медная монета покрывается черным налетом после долгого времени, а медная пластинка при нагревании – быстро?
2. При каких условиях в зеленых растениях из углекислого газа и воды образуется глюкоза?
3. Почему могут находиться близко открытые пробирки соды и уксусной кислоты, если известно, что эти вещества бурно реагируют друг и другом?
4. Жук – бомбардир обороняется от нападающих на него муравьев аамы страшным образом – ошпаривает их струёй жидкости температурой около 100̊С. Жидкость, однако, не наносит ущерба самому жуку. Как вы думаете, почему?