Педагогические идеи ж-ж. Руссо.




Жан-Жак Руссо (1712-1778), французский писатель и философ, теоретик свободного воспитания. Не получил систематического образования, перепробовал много профессий в разных европейских городах. В 1742 г. пере селился в Париж, намеревался добиться успеха благодаря предлагаемой им реформе нотной записи. Выступил на заседании королевской Академии наук, издал «Диссертацию о современной музыке» (1743). К этому времени относятся и его встречи с Дидро, который сразу увидел в Руссо светлый УМ, склонный к серьезным и независимым философским раздумьям. В конце 1743 г. Д. Дидро привлек Ж.-Ж. Руссо к работе над «Энциклопедией», для которой тот написал 390 статей, прежде всего, по теории музыки.

В 1749 г. Руссо принял участие в конкурсе на тему «Способствовало ливозрождение наук и искусств очищению нравов?», организованном Дижонской академией. В своем сочинении «Рассуждения о науках и искусствах» Руссо впервые сформулировал главную тему своей социальной философии - конфликт между современным обществом и человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но и гордыню, и тщеславие. Руссо поставил вопрос о тяжкой цене прогресса, считая, что последний ведет к дегуманизации человеческих отношений. Работа принесла ему победу на конкурсе, а также широкую известность. В 1754 г. на второй конкурс Дижонской академии Руссо представил «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми», В 1762 г. вышла еще одна известная работа Руссо - «Об общественном договоре, или Принципы политического права», в котором он феодальному обществу противопоставлял как идеал некое общество в «естественном состоянии», когда люди были равны и свободны. Руссо осуждал тиранию, гнет эксплуататоров, выбранных властей, которые нарушают общественный договор, по которому люди выбрали их и передали им ряд своих прав, для того, чтобы они служили народу, выражали их общую волю, тем самым выполняя свои моральные обязательства, сохраняя нравственную основу существования государства.

Педагогическую известность, а также осуждения и гонения, принес Руссо роман «Эмиль, или О воспитании» (1762), в котором Руссо критикует современную систему воспитания, упрекая ее в недостатке внимания к внутреннему миру человека, пренебрежении к его естественным потребностям. В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества.

Руссо явился основоположником теории «свободного воспитания», основанной на уважении к личности ребенка. Он исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам, В основе педагогической теории ж.-ж. Руссо лежит принцип естественного воспитания, т.е. воспитания в соответствии с требованиями природы человека.

Дарования ребенка, заложенные природой, сможет выявить только демократическая система. Воспитание, считал Руссо, будет содействовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер, если будет напрямую связано с естественным развитием индивида и побуждением его к самостоятельному приобретению личного опыта и знаний, на нем основанных.

Воспитание, по мнению Руссо, дается человеку природой, людьми и окружающими его вещами.

Воспитание, получаемое от природы, - это внутреннее развитие способностей и органов чувств человека; воспитание, получаемое от людей, - это обучение тому, как пользоваться полученными от природы задатками; воспитание со стороны вещей - это приобретение человеком опыта при столкновении с предметами, которые на него влияют. Все эти факторы должны действовать согласованно. для Руссо воспитание было искусством развития подлинной свободы человека.

Обращаясь к родителям и воспитателям, Руссо призывал их развивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные и разумные ее склонности. Поставив ребенка в центр воспитательного процесса, он в то же время выступал против чрезмерного потакания детям, уступок их требованиям, капризам. Отвергая любую форму воспитания, основанную на подчинении воли ребенка воле воспитателя, он утверждал, что ребенок не должен быть предоставлен самому себе, так как это ставит под угрозу его развитие.

Воспитатель должен сопровождать ребенка во всех его испытаниях и переживаниях, направлять его формирование, способствовать его естественному росту, создавать условия для его развития, но никогда не навязывать ему своей воли. Ребенку необходима определенная среда, в которой он сможет обрести самостоятельность и свободу, реализовать заложенные в нем от природы добрые задатки.

Самой благоприятной средой Руссо считал естественные природные условия (природосообразностъ воспитания) - воспитание за городом, на лоне природы, чтобы избежать влияния извращенного цивилизованного общества. Возвращение в которое произойдет, когда ребенок по многим направлениям своего развития окрепнет, и сможет противостоять этим
влияниям.

В обучении важно, полагал Руссо, не приспосабливать знания к уровню ученика, а соотносить их с его интересами и опытом. Важно организовать обучение так, чтобы ребенок сам брал на себя эту задачу. для этого нужен педагогический подход, основанный на передаче знаний с учетом интересов каждого воспитанника.

Рассматривая проблемы воспитания детей, Руссо предложил следующую возрастную периодизацию, охарактеризованную на примере воспитанника Эмиля:

- от рождения ребенка до 2 лет - период до появления речи - физическое воспитание - правильный материнский уход за ребенком и удовлетворение его естественных потребностей: питание, гигиена, закаливание и т.д.;

- от 2 до 12 лет - период «сна разума» - воспитание чувств - сенсорное воспитание предшествующее умственному. Применять разнообразные упражнения для развития осязания, зрения, слуха в естественной обстановке. Накопление индивидуального опыта через общение, соприкосновение, наблюдение, участие в трудовой деятельности, в процессе игр и физических упражнений. Окружение ребенка - природа, воспитатель, предметы. Первой и единственной в этом периоде книгой, которую ребенку можно прочитать, должна быть «Робинзон Крузо» Д. Дефо - книга, о жизни человека в природе. Применение метода «естественных последствий», при котором ребенок имеет возможность на собственном опыте испытать отрицательные последствия своих проступков. Например, если он сломает стул, не следует сразу заменять его новым: пусть он почувствует, как неудобно обходиться без стула; если он разобьет стекло в окне своей комнаты, не нужно торопиться вставлять его: пусть почувствует, как стало неуютно и холодно;

- от 12 до 15 лет - период «до бороды» - умственное и трудовое воспитание - лучшее время для обучения, так как у воспитанника появляется излишек сил, которые следует направить на приобретение знаний. Цель умственного воспитания - пробуждение у подростка интереса и любви к наукам, вооружение его методом приобретения знаний. В соответствии с этим нужно коренным образом пер е строить содержание и методику обучения на основе развития самодеятельности и активности детей. Ребенок приобретает знания по географии, знакомясь с окрестностями той деревни, в которой он живет; изучает астрономию, наблюдая звездное небо, восход и закат солнца; овладевает физикой, ставя опыты. Воспитанник находится в положении исследователя, который открывает научные истины. Развивают наблюдательность, любознательность, активность, стимулируют выработку самостоятельных суждений. Трудовое воспитание, начало которому было положено еще в предшествующий период, направлено на выработку привычек трудиться, преодолеть себя, сделать усилие, ценить изделия труда, время, уметь скромно жить. Труд - первейшая обязанность человека. Нужно овладеть разными видами труда и приемами ремесел. Это поможет ему впоследствии вести честный и независимый образ жизни. В процессе трудового обучения ребенок должен посещать различные мастерские, наблюдать за работой ремесленников и по мере возможности выполнять поручаемую ему работу. Участие в трудовой деятельности взрослых дает ребенку возможность не только овладеть трудовыми навыками, но и позволяет лучше разобраться в отношениях между людьми. В труде также действенное средство для умственного развития. Трудовую деятельность необходимо сочетать с умственными упражнениями так, чтобы одно было отдыхом от другого. Именно их сочетание способствует как физическому, так и умственному развитию ребенка;

- от 15 до совершеннолетия - период «бурь и страстей» - нравственное воспитание - период возвращения в условия того общества, в котором ему в дальнейшем придется жить и действовать, и здесь нужно уже воспитывать юношу для жизни среди людей этого социального слоя. Решаются три основные задачи нравственного воспитания: выработку добрых чувств (воспитание сердца), добрых суждений (изучение истории и биографий великих людей) и доброй воли (осуществление добрых дел). На первый план выдвинуто развитие положительных эмоций, которые способствуют возбуждению у юноши гуманного отношения к людям, воспитанию доброты, сострадания к обездоленным и угнетенным. Средствами «воспитания сердца» служат не нравоучения, а непосредственное соприкосновение с человеческими страданиями, а также хорошие примеры и благородные поступки. В этот период осуществляется половое воспитание - отвлекать, устранять то, что будоражит нездоровое воображение (неподобающего содержания книги, изнеженную жизнь). Нужно жить деятельной жизнью: двигаться, длительное время быть на свежем воздухе, физически закаляться, спорт, игры, физический труд. На вопросы о половой жизни нужно ответить, когда воспитанник сможет их понять, чтобы о них не узнавали «со стороны», «из нечистого источника». К концу этого периода осуществляется выбор религии, но к нему воспитанник должен придти сам.

Описывая воспитание ребенка в четвертом периоде его развития и размышляя по вопросам выбора невесть! для воспитанника, Руссо высказывает свой взгляд на воспитание женщины. Она, по мнению Руссо, должна быть воспитана так, чтобы быть матерью, вести хозяйство, создавать семейный уют, нравиться и быть полезной мужу. Поэтому, естественное воспитание девушки, считал он, коренным образом должно отличаться от воспитания юноши, в девушке нужно воспитывать повиновение и покорность, готовность усвоить чужие взгляды, даже если они не совпадают с ее собственными.

Чтобы женщина могла родить здоровых и крепких детей, чтобы она приобрела естественную красоту и грацию, необходимо соответствующее физическое воспитание. Никаких серьезных умственных занятий ей не нужно. Руссо крайне ограничивал образование невесты Эмиля, но считал, что уже с детства следует начинать обучать ее религии; взгляды девушки в этой области всецело определяются авторитетом людей, в подчинении которых она находится. Всякая девушка, по словам Руссо, должна исповедовать религию своей матери, и всякая жена - религию мужа. Таким образом, ставя цель воспитать из мальчика свободного самостоятельного гражданина, Руссо одновременно отказывал женщине в самостоятельности.

Взгляды Руссо по многим позициям противоречили накопленному педагогическому опыту, в том числе и прогрессивному, но вместе с тем, выражали его глубокую заинтересованность в свободном воспитании ребенка, с опорой на его творческие силы в условиях неиспорченной, естественной жизни с проявлением демократизма, уважения к личности
ребенка.

Положение Руссо о том, что свобода - одно из естественных прав человека, а роль педагога заключается в развитии активности, инициативы ребенка, в косвенном и тактичном руководстве без принуждения, взяли за основу представители концепции свободного воспитания, получившей широкое распространение в конце XIX - начале ХХ вв.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: