ТЕМЫДЛЯ ГРУППОВЫХ ПРОЕКТОВ
ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ ЯЗЫКОЗНАНИЮ
Античное языкознание (I).
Становление науки о языке в древней Греции. Формирования греческой грамматики
Греческие мыслители V века до н.э. Пифагорейская школа и изучение фонетической стороны языка в связи с теорией музыки (ритмика и метрика). Платон, диалог «Кратил». Аристотель и античная теория именования.
Античное языкознание (II).
Философские школы эпохи эллинизма и проблемы языка. Эпикур. Теория возникновения и развития языка. Функционирование и развитие языка в зависимости от условий жизни людей и культурного уровня общества, которому язык принадлежит. Александрийская школа грамматики. Дионисий Фракиец. Греческая лексикография эпохи эллинизма. Разработка формальных аспектов морфологии в греческом языке. Выделение грамматики в
самостоятельную отрасль науки.
Языкознание древнего Рима.
Влияние греческой науки и культуры на Рим. Задача нормализации латинского языка и создания латинского языкового стандарта. Деятельность Элия Стилона, Аврелия Опилла, Стаберия Эрота, Антония Гнифона. Элий Донат: «Грамматическое руководство» как основной школьный учебник латинского языка в Европе, особенности его композиционного построения (ars minor и ars maior). «Курс грамматики» Присциана.
Развитие лингвистической науки в средневековой Европе (I).
Средневековое языкознание как часть теологии. Латынь как язык школьного обучения. Комплекс семи «свободных искусств»: trivium (грамматика, диалектика, риторика) и quadivium (музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Философия языка и разработка общих (универсальных) принципов грамматики. Спекулятивная грамматика.
Развитие лингвистической науки в средневековой Европе (II).
Университеты как центры интеллектуальной жизни в Западной Европе. Привилегированное положение латинской грамматики в системе образования, широкое распространение знаний о латинском языке. XI век – открытие полного корпуса работ Аристотеля по логике и начало «логизации грамматики» Пётр Гелийский: представление грамматики как науки и как искусства. XIII – XV века в Европе: стремление к созданию общей теории языка.
Возникновение сравнительно-исторического языкознания
Причины возникновения сравнительно-исторического языкознания. Санскрит и сравнительная грамматика Ф. Боппа. Возникновение германистики: Р. Раск и его работа «Исследование происхождения древне-северного, или исландского языка». Якоб Гримм и основы диалектологии. Возникновение славистики: работы А.Х. Востокова. Влияние сравнительно-исторического языкознания на развитие науки о языке.
В. фон Гумбольдт и философия языка.
Построение лингвистической системы, отражающей внутреннее строение языка, его связи с духовной жизнью народа и его культурой. Понятие внешней и внутренней формы языка. Проблема связи языка и мышления. Создание концепции общего языкознания.
Казанская лингвистическая школа: философские взгляды И.А. Бодуэна де Куртенэ
Проблема языка и речи, статики и динамики. Учение о языке как системе. Учение И.А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме. Проблемы морфологической структуры слова. Значение деятельности Казанской лингвистической школы для дальнейшего развития языкознания.
Функциональная лингвистика. Пражская лингвистическая школа. Трубецкой, Якобсон, Матезиус.
Система и функции языка. Фонология. Оппозиции с точки зрения отношения к системе оппозиций, по отношениям между членами оппозиций, по действенности в различных позициях. Морфологические оппозиции и функциональный синтаксис. Функциональные стили и культура языка.
Русское языкознание 30-х–60-х годах XIX века
Общие проблемы языкознания в работах Ф.И. Буслаева. Роль Ф.И. Буслаева в развитии исторического языкознания. «Мысли об истории русского языка» И.И. Срезневского. Значение лексикографических работ В.И. Даля. Русские революционеры-демократы В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский о проблемах языка.
Московская лингвистическая школа
Лингвистическая концепция Ф.Ф. Фортунатова. Проблемы языка и мышления в работах Ф.Ф. Фортунатова. Учение о словосочетании. Учение Ф.Ф. Фортунатова о форме слова. Общелингвистические основы работ А.А. Шахматова, М.М. Покровского, А.М. Пешковского, их вклад в развитие языкознания.
Младограмматическая школа в языкознании
Индивидуальный психологизм как основа лингвистической системы младограмматиков. Учение о звуковых законах и аналогии как важнейший фактор развития языка. Вопросы сравнительно-исторического языкознания в трудах младограмматиков. Проблема синтаксиса в учении младограмматиков. Критика концепций младограмматиков в работах европейских и русских языковедов. «Русский младограмматизм».