Младограмматическая школа в языкознании




ТЕМЫДЛЯ ГРУППОВЫХ ПРОЕКТОВ

ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ ЯЗЫКОЗНАНИЮ

Античное языкознание (I).

Становление науки о языке в древней Греции. Формирования греческой грамматики

Греческие мыслители V века до н.э. Пифагорейская школа и изучение фонетической стороны языка в связи с теорией музыки (ритмика и метрика). Платон, диалог «Кратил». Аристотель и античная теория именования.

 

Античное языкознание (II).

Философские школы эпохи эллинизма и проблемы языка. Эпикур. Теория возникновения и развития языка. Функционирование и развитие языка в зависимости от условий жизни людей и культурного уровня общества, которому язык принадлежит. Александрийская школа грамматики. Дионисий Фракиец. Греческая лексикография эпохи эллинизма. Разработка формальных аспектов морфологии в греческом языке. Выделение грамматики в

самостоятельную отрасль науки.

 

Языкознание древнего Рима.

Влияние греческой науки и культуры на Рим. Задача нормализации латинского языка и создания латинского языкового стандарта. Деятельность Элия Стилона, Аврелия Опилла, Стаберия Эрота, Антония Гнифона. Элий Донат: «Грамматическое руководство» как основной школьный учебник латинского языка в Европе, особенности его композиционного построения (ars minor и ars maior). «Курс грамматики» Присциана.

 

Развитие лингвистической науки в средневековой Европе (I).

Средневековое языкознание как часть теологии. Латынь как язык школьного обучения. Комплекс семи «свободных искусств»: trivium (грамматика, диалектика, риторика) и quadivium (музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Философия языка и разработка общих (универсальных) принципов грамматики. Спекулятивная грамматика.

 

Развитие лингвистической науки в средневековой Европе (II).

Университеты как центры интеллектуальной жизни в Западной Европе. Привилегированное положение латинской грамматики в системе образования, широкое распространение знаний о латинском языке. XI век – открытие полного корпуса работ Аристотеля по логике и начало «логизации грамматики» Пётр Гелийский: представление грамматики как науки и как искусства. XIII – XV века в Европе: стремление к созданию общей теории языка.

Возникновение сравнительно-исторического языкознания

Причины возникновения сравнительно-исторического языкознания. Санскрит и сравнительная грамматика Ф. Боппа. Возникновение германистики: Р. Раск и его работа «Исследование происхождения древне-северного, или исландского языка». Якоб Гримм и основы диалектологии. Возникновение славистики: работы А.Х. Востокова. Влияние сравнительно-исторического языкознания на развитие науки о языке.

В. фон Гумбольдт и философия языка.

Построение лингвистической системы, отражающей внутреннее строение языка, его связи с духовной жизнью народа и его культурой. Понятие внешней и внутренней формы языка. Проблема связи языка и мышления. Создание концепции общего языкознания.

Казанская лингвистическая школа: философские взгляды И.А. Бодуэна де Куртенэ

Проблема языка и речи, статики и динамики. Учение о языке как системе. Учение И.А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме. Проблемы морфологической структуры слова. Значение деятельности Казанской лингвистической школы для дальнейшего развития языкознания.

Функциональная лингвистика. Пражская лингвистическая школа. Трубецкой, Якобсон, Матезиус.

Система и функции языка. Фонология. Оппозиции с точки зрения отношения к системе оппозиций, по отношениям между членами оппозиций, по действенности в различных позициях. Морфологические оппозиции и функциональный синтаксис. Функциональные стили и культура языка.

 

Русское языкознание 30-х–60-х годах XIX века

Общие проблемы языкознания в работах Ф.И. Буслаева. Роль Ф.И. Буслаева в развитии исторического языкознания. «Мысли об истории русского языка» И.И. Срезневского. Значение лексикографических работ В.И. Даля. Русские революционеры-демократы В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский о проблемах языка.

 

Московская лингвистическая школа

Лингвистическая концепция Ф.Ф. Фортунатова. Проблемы языка и мышления в работах Ф.Ф. Фортунатова. Учение о словосочетании. Учение Ф.Ф. Фортунатова о форме слова. Общелингвистические основы работ А.А. Шахматова, М.М. Покровского, А.М. Пешковского, их вклад в развитие языкознания.

 

Младограмматическая школа в языкознании

Индивидуальный психологизм как основа лингвистической системы младограмматиков. Учение о звуковых законах и аналогии как важнейший фактор развития языка. Вопросы сравнительно-исторического языкознания в трудах младограмматиков. Проблема синтаксиса в учении младограмматиков. Критика концепций младограмматиков в работах европейских и русских языковедов. «Русский младограмматизм».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: