Олянич Андрей Владимирович.




На правах рукописи

 

 

ГУЛАКОВА Ирина Ивановна

 

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ

РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ

СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ

Специальности: 10.02.01 – русский язык,

10.02.19 – теория языка

 

 

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата филологических наук

 

Орёл – 2004

Работа выполнена на кафедре английской филологии

Орловского государственного университета.

 

 

Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор

Семененко Леонид Павлович.

 

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Беднарская Лариса Дмитриевна;

 

кандидат филологических наук, доцент

Олянич Андрей Владимирович.

 

Ведущая организация - Смоленский государственный педагогический университет.

 

Защита диссертации состоится 23 апреля 2004 г. в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 212.183.01 при Орловском государственном университете по адресу: 302026, г. Орёл, ул. Комсомольская, 95.

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Орловского государственного университета.

 

Автореферат разослан «___» _____________ 2004 г.

 

Ученый секретарь

диссертационного совета Гришанова В.Н.

 

В настоящей работе рассматривается ряд вопросов, которые принадлежат области нескольких филологических дисциплин (теории коммуникации, психолингвистики, социолингвистики, лингвистики текста, теории речевых актов и др.). Мы рассматриваем конфликтную ситуацию общения и особенности речевого взаимодействия коммуникантов в ней.

На самых ранних стадиях анализа коммуникативных ситуаций, как правило, вводилось разграничение между (1) стандартными коммуникативными ситуациями, условия которых обеспечивают достижение искомых коммуникативных и практических целей, и (2) в разной степени аномальными коммуникативными ситуациями, затрудняющими или делающими невозможной реализацию намерений коммуникантов. Частным случаем явлений второго типа можно считать конфликтные ситуации, опыт исследования которых представлен в данной работе.

Актуальность предлагаемого исследования обусловлена недостаточной разработанностью в современной лингвистике проблем дифференциации и типологизации нестандартных (аномальных) явлений языковой действительности, а также проблем связанных с выявлением особенностей речевого поведения коммуникантов в нестандартных ситуациях общения.

Исследованием аномальных коммуникативных ситуаций занимались многие отечественные и зарубежные лингвисты (Б.Ю. Городецкий, Н.Д. Арутюнова, Е.В. Падучева, В.З. Демьянков, А.А. Романов, И.М. Кобозева, Л.П. Семененко, Е.М. Мартынова, Дж. Остин, Дж. Серль, Т. ван Дейк, Дж. Лич, Х.П. Грайс и др.). Что касается феномена коммуникативного конфликта и конфликтной ситуации общения, то нам встретилось несколько работ лингвистов, посвященных исследованию лишь некоторых аспектов этого материала (Н.К. Кънева, И.Н. Горелов, К.Ф. Седов, Б.С. Кардинский, и др.), значительное же количество работ принадлежит социологам и психологам (Н.В. Гришина, У. Мастенбрук, Э. Берн, В.Ю. Питюков, Л.Н. Цой и др.).

Конфликтная ситуация – это результат особого типа общения, особого речевого поведения коммуникантов. Под конфликтной ситуацией мы понимаем ситуацию, в которой происходит коммуникативный конфликт - столкновение двух сторон (участников конфликта) по поводу несоответствия целей, интересов, взглядов, в результате которого одна из сторон сознательно, либо бессознательно, действует в ущерб другой (вербально или невербально), а вторая сторона, осознавая, что указанные действия направлены против ее интересов/целей, предпринимает ответные действия. В данной работе явление коммуникативного конфликта рассматривается относительно условий складывающейся конфликтной ситуации (личностных особенностей партнеров по коммуникации, обстоятельств общения, коммуникативных целей собеседников и т.д.), т.е. относительно компонентов, составляющих структуру акта коммуникации, а также относительно взаимосвязи между смежными аномальными явлениями (коммуникативная неудача и коммуникативный дискомфорт).

Мы понимаем речевую коммуникацию как некий стратегический процесс, основанием для которого является выбор определенных языковых ресурсов. Стратегии и тактики речевого поведения определяются как план речевых действий, согласно которому участники общения реализовывают свои коммуникативные и практические цели и задачи.

Естественное диалогическое общение, реализованное с учетом личностных и социокультурных аспектов нестандартного коммуникативного процесса явилось объектом исследования.

Предметом исследования служат факторы возникновения и характер протекания конфликтных ситуаций в процессе речевого взаимодействия, а также стратегические линии речевого поведения, направленные на нейтрализацию, либо поддержание коммуникативного конфликта.

Фрагменты диалогических текстов на русском языке (объем выборки около 2000), извлеченные из произведений художественной прозы и драматургии писателей 20 века, послужили материалом исследования.

Цель исследования - выявить особенности стратегических и тактических линий речевого поведения участников в конфликтной ситуации взаимодействия, а также определить языковые средства их реализации.

Данная цель не может быть достигнута без решения следующих задач:

· дать общую характеристику конфликтной ситуации общения и выявить ее основные структурные компоненты;

· определить место явления коммуникативного конфликта в ряду смежных аномальных явлений естественноязыковой коммуникации;

· выявить основные причины возникновения конфликтных ситуаций;

· обосновать критерии выделения стратегических и тактических линий поведения коммуникантов в конфликтной ситуации общения;

· выделить языковые средства, служащие показателями тактик, используемых коммуникантами в конфликтной ситуации общения.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые предпринята попытка наиболее полного изучения природы явления коммуникативного конфликта в конфликтной ситуации общения, описаны основные условия, приводящие к появлению коммуникативного конфликта в процессе диалогического взаимодействия, а также систематизированно представлены основные коммуникативные стратегии и тактики речевого поведения и основные языковые средства, служащие их показателями.

Теоретическая значимость работы заключается в том,чтоматериалы диссертации могут быть использованы в качестве основы для дальнейшего изучения проблематики аномальных явлений языковой коммуникации в рамках лингвистической прагматики, социолингвистики и психолингвистики. В частности, работа содержит теоретические предпосылки для дальнейшего исследования возможных последствий конфликтных ситуаций, описания регулятивных средств, направленных на устранение причины конфликта и нормализацию коммуникативных отношений, т.е. на достижение коммуникативных и практических целей участников общения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результатымогутсоставить основу построения алгоритмических моделей аномальных коммуникативных ситуаций, а также использоваться при разработке практических рекомендаций по выбору оптимальных стратегий и тактик речевого поведения в конфликтных коммуникативных ситуациях в рамках конкретных сфер дискурса (делового, бытового, политического, производственного, научного и т.д.), при подготовке учебных пособий и лекционных курсов по лингвистической прагматике, психолингвистике и другим филологическим дисциплинам.

Методы исследования. В исследовании используются методы моделирования, контекстуального и ситуативного анализа, таксономического описания, а также элементы метода количественного анализа.

Основные положения диссертации прошли апробацию в виде докладов и сообщений на Всероссийской научной конференции «Языки и картина мира» (Тула, Тульский государственный университет, 2002г.), обсуждались на межкафедральном лингвистическом семинаре и на заседаниях кафедр английской филологии и профильного обучения иностранным языкам в Орловском государственном университете (2001-2003гг.).

Исходные теоретические позиции и результаты проведенного исследования отражены в пяти публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и списка используемой литературы.

Во введении содержится обоснование актуальности, научной новизны, теоретической и практической значимости исследования, формулируются его цель и задачи, определяются методы, объект и предмет диссертационного исследования.

В первой главе рассматриваются факторы возникновения и характер протекания конфликтных ситуаций в процессе речевой интеракции. При этом определяются базовые понятия исследования, а также представлена возможность типологии конфликтных ситуаций, основанная на структурных характеристиках конфликтной ситуации.

Во второй главе определяются основные составляющие коммуникативного поведения – стратегии и тактики, применяемые коммуникантами в конфликтной ситуации общения, а также представляется типология основных коммуникативных стратегий участников конфликтной ситуации общения.

В третьей главе описываются основные лексико-семантические и синтактико-семантические языковые индикаторы коммуникативных тактик и стратегий в конфликтной ситуации общения.

В заключении подводится общий итог исследования, определяются сферы возможного применения полученных результатов и перспективы дальнейшей разработки данной проблематики.

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Первая глава диссертации «Конфликтные ситуации в диалоге: характер протекания и факторы возникновения» посвящена характеристике конфликтной ситуации общения и определению феномена коммуникативного конфликта.

Мы исходим из того, что успешная ситуация общения развивается по благоприятному для всех участников диалогическому сценарию при соблюдении ими всех правил кооперативного взаимодействия, что позволяет коммуникантам реализовать свои коммуникативные намерения и ожидания в полном объеме. Если же коммуникант выбирает ошибочную или конфронтационную стратегическую или тактическую линию поведения, нарушая при этом принципы коммуникации, кооперативное взаимодействие может перейти в некооперативное, т.е. может иметь место нестандартная (аномальная) коммуникативная ситуация.

При рассмотрении аномальных явлений естественноязыковой коммуникации различаются изучаемое нами явление коммуникативного конфликта в конфликтной ситуации общения, а также явления коммуникативного дискомфорта и коммуникативной неудачи, имеющие собственную природу и форму проявления. Мы полагаем, что коммуникативный конфликт является самым «психологичным» из трех рассматриваемых явлений, т.к. представляет собой речевое столкновение, часто основанное на агрессии и связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

Постепенное накопление признаков коммуникативного конфликта в стандартной коммуникативной ситуации преобразует ее в конфликтную ситуацию общения, которая обладает определенными (структурными и динамическими) характеристиками.

Динамика развития конфликтной ситуации общения может быть представлена следующим образом: предконфликт → конфликт → постконфликт, где предконфликт определяется как процесс формирования конфликтной ситуации – накопление и обострение противоречий в межличностных отношениях в силу появившегося расхождения интересов, целей и ценностей коммуникантов.

Собственно конфликт – столкновение целей, интересов и мнений о приемлемости той или иной стратегической линии поведения в развитии диалога. Для этой стадии конфликтной ситуации характерны обвинения, претензии, требования, стрессы, накал эмоций.

Постконфликт – это стадия разрешения противоречий, которая может иметь два пути развития: конструктивный и деструктивный.

В нашей работе конкретные случаи конфликтных ситуаций рассматриваются всякий раз в несколько редуцированном виде – в соответствии с данным этапом развития конфликтного взаимодействия.

Что касается структурных характеристик конфликтной ситуации общения, то, опираясь на схему коммуникативного акта, предложенную Б.Ю. Городецким, мы рассматриваем следующие компоненты:

1) коммуниканты;

2) коммуникативный текст (речевые действия коммуникантов);

3) процессы вербализации и понимания;

4) условия общения;

5) коммуникативные и практические цели;

6) результат общения.

Следует отметить, что основными структурными компонентами конфликтной ситуации, которые определяют содержание процесса конфликта является конфликтное взаимодействие, т.е. речевые действия коммуникантов и результат, поскольку «образ желательного результата» конфликта становится регулятором конкретных действий коммуникантов.

Исходя из основных структурных компонентов, мы посчитали возможным выделить некоторые типы конфликтных ситуаций:

· по коммуникативной направленности – горизонтальные (коммуниканты находятся на одном социальном уровне – конфликт равный против равного) и вертикальные (коммуниканты по своему социальному статусу находятся на разных уровнях – конфликт высший против низшего и низший против высшего);

· по сфере проявления – формальные и неформальные;

· по преднамеренности действий – преднамеренные и непреднамеренные;

· по результату – конструктивные и деструктивные.

Речевое поведение коммуникантов (их стратегии и тактики) варьируется в зависимости от типа конфликтной ситуации общения.

Рассматривая основные причины возникновения конфликтной ситуации, мы по аналогии с предложенной Л.П. Семененко типологизацией явлений коммуникативного дискомфорта по признаку компонента ситуации, обусловливающего коммуникативный дискомфорт, предположили, что основной причиной возникновения конфликтных ситуаций может являться каждый из ее основных компонентов.

Итак, мы определяем следующие общие причины возникновения коммуникативного конфликта:

1) несовместимость личностных особенностей коммуникантов;

2) несогласованность действий коммуникантов (нарушение хода речевой интеракции и принципов общения);

3) нарушение процессов вербализации и понимания;

4) негативные обстоятельства общения;

5) несоответствие коммуникативных и практических целей.

В определенной степени ситуация коммуникативного конфликта в повседневной речи является естественной, поскольку коммуникативная ситуация потенциально конфликтна уже в силу того, что коммуниканты обладают разными личностными качествами и индивидуальными представлениями о мире, что изначально предполагает некоторый когнитивный диссонанс, способствующий развитию конфликта. Например:

(1) Мара поставила туда столик, на столик швейную машинку «Зингер», вдоль стены гладильную доску. И вперёд… Этот путь ей был знаком и мил. Шила только тем, кто ей нравился внешне и внутренне. Кидалась в дружбу, приближала вплотную, так что листка бумаги не просунуть, а потом так же в одночасье отшивала, ссорилась. У неё была потребность в конфликте.Бесовское начало так и хлестало в ней. Всё-таки она была прописана в аду (Токарева).

 

В других случаях природные особенности характера коммуниканта, наоборот, препятствуют возникновению конфликтов, как, например, в (2):

(2) Вахлаков никогда и ни с кем не ссорился. Острым углам он предпочитал овал. В его характере по законам диалектики совмещались противоположности: любил свою жену и других красивых женщин, был талантлив в общении с людьми и бездарен наедине с собой, то есть в своем творчестве... (Токарева).

 

Во второй главе диссертации «Основные стратегические и тактические линии речевого поведения коммуникантов в конфликтной ситуации общения» определяются основные составляющие речевого поведения – коммуникативные стратегии и тактики, применяемые коммуникантами в конфликтной ситуации общения, а также представлена типология основных коммуникативных стратегий участников конфликтной ситуации.

Достижение целей коммуникантов в конфликте может обеспечиваться использованием разных стратегий. При этом коммуникативная стратегия понимается как особый коммуникативный план поведения говорящих (их речевые и неречевые действия), который ориентирован на достижение определенных коммуникативных и практических целей (на фоне определенных психологических установок).

Выбор стратегии речевого поведения осуществляется под влиянием психологической установки, которая включает когнитивные, мотивационные и моральные аспекты. Мы выделяем установку против партнера по коммуникации, на игнорирование партнера или на партнера по коммуникации.

Реализация плана общения допускает различные способы его осуществления. Они могут комбинироваться в зависимости от ситуации, или же один из них используется как основной, а другие применяются по мере необходимости. Выбор этих способов и средств (или тактик) определяется стратегическим замыслом.

На основе анализа эмпирических данных, а также с учетом опыта лингвистов, психологов и социологов по представлению возможных стратегий поведения коммуникантов в конфликтной ситуации общения, мы посчитали возможным разграничить три основные стратегические линии речевого поведения и некоторые их разновидности.

Рис. 1

Коммуникативные стратегии в конфликтной ситуации

 

конфронтационная нейтральная кооперативная

               
       
 


агрессия активно- пассивно- уступчивость

нейтральная нейтральная

манипуляция компромисс

 

Коммуникативные стратегии, избираемые участниками конфликтной ситуации, различаются в зависимости от их ориентации на достижение своих собственных коммуникативных целей и/или ориентации на цели партнера.

Конфронтационная стратегия поведения демонстрирует установку против партнера по коммуникации. Данная стратегия по своей направленности ориентирована на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно, добиваться собственных целей/интересов, не обращая внимания на цели/интересы партнера/партнеров, участвующих в конфликте. Конфронтационная стратегия представлена двумя разновидностями: агрессия и манипуляция.

Агрессия – демонстрация партнеру отрицательно заряженного эмоционального отношения. Это могут быть как ответная реакция, так и ответные действия инициатора конфликта.

Манипуляция – захват смыслового пространства коммуникации с тем, чтобы навязать партнеру свою коммуникативную стратегию. В этом случае одна из взаимодействующих стратегий оказывается сильнее и стремится доминировать над другой.

Проведенный анализ выявил, что конфронтационная стратегия избирается коммуникантами в большей степени в преднамеренно создаваемых конфликтных и деструктивных ситуациях, т.е. в ситуациях, когда партнер/партнеры сознательно идут на конфликт.

Коммуникативная стратегия реализуется в речи посредством коммуникативных тактик. Мы понимаем коммуникативную тактику как совокупность речевых действий, выполняемых коммуникантами в той или иной последовательности, которые реализуют/не реализуют коммуникативную стратегию и подчиняются/не подчиняются тем или иным правилам. Если коммуникативные стратегии намечают общее развитие диалога, то тактики осуществляют реализацию данной стратегии на каждом этапе развития ситуации общения.

Мы выделили определенный набор тактик, характерный для каждого из постулируемых типов коммуникативной стратегии.

Применительно к конфронтационной стратегии обычно используются тактики упрека, угрозы, возмущения, отказа, тактика прерывания в стратегии манипуляции, а также тактики оскорбления, возмущения, намека и иронии в стратегии агрессии. Рассмотрим пример:

(3) Алексей. Как это ты серебряную медаль получила?

Галя. По знакомству. А что ты злишься?

Алексей. Бесишь ты меня!

Галя. Я? Чем?

Алексей. Мещанка ты, мещанка до мозга костей!

Галя. Смотри-ка! До мозга костей.… Как быстро рентгеновский снимок сделал! У меня о тебе тоже определённое впечатление складывается! (…) Прямолинейный дуб!

Алексей. На какой это картинке ты прямолинейные дубы видела?

Галя. Ну, сосна корабельная!

Алексей. Сосна – женского рода.

Галя. Смотри-ка! Все-таки кое-что из грамматики вспомнил. Столб – устраивает? (Розов).

В данном примере стратегическая линия Алексея – агрессия. Его эмоциональное напряжение проявляется в тактике оскорбления. Такое прямое оскорбление явилось конфликтогеном в коммуникативной стратегии Гали и вызвало ответную реакцию – агрессия с долей иронии, что в свою очередь, изменило тактику Алексея (ирония), не меняя, однако, общей коммуникативной стратегии. В этом случае коммуникативная стратегия реализуется чередованием нескольких тактик, сменяющих друг друга.

Нейтральная стратегия поведения характеризуется наличием у одного из участников общения (или у каждого из них) установки на игнорирование партнера по коммуникации, стремления избежать общения с человеком, потенциально способным причинить «коммуникативное неудобство» собеседнику. Выделяются две разновидности нейтральной стратегии: активно-нейтральная и пассивно-нейтральная стратегии речевого поведения.

При активно-нейтральной линии поведения коммуникант не намерен или не способен принять точку зрения другого участника общения. Во избежание конфликта он реализует свою стратегию общения, например, следующим образом: задаёт вопрос и сам на него отвечает, определяет тему разговора и сам её развивает, не позволяя партнёру по коммуникации проявить инициативу.

Коммуникант с активно-нейтральной стратегией субъективно испытывает иллюзию полноценной коммуникации и, как правило, не замечает коммуникативного дискомфорта, который испытывает собеседник, что чревато коммуникативными конфликтами:

(4) Андрей. Светлана Николаевна, я ждал вас, чтобы сказать…

Варламова. Подожди. Значит, вы с Ингой едете в Москву…

Андрей. Я хочу сказать, что ухожу из фигурного…

Варламова (как бы не слыша). Тренироваться надо вовсю.

Андрей (с трудом). Я не гожусь для спорта.

Варламова (так же). Короткую программу оставим ту же, а вот в произвольной надо кое-что переделать, может быть, музыку новую…

Андрей (с отчаянием). Я ухожу, Светлана Николаевна, я не буду больше заниматься (Чернышева).

 

Пример (4) является иллюстрацией активно-нейтральной стратегии коммуниканта Варламовой. Для реализации своей коммуникативной цели – информирование о будущем соревновании Андрея – Варламова применяет тактику прерывания собеседника («Подожди. Значит, вы с Ингой едете в Москву…»), а затем тактику контроля над инициативой, используя прием «глухого уха» (отказ от реакции на нежелательные коммуникативные стимулы [Семененко 1996]), т.е. чтобы избежать конфликтной ситуации, коммуникант не дает возможности своему партнеру осуществить его коммуникативные намерения и цели.

Пассивно-нейтральная стратегия поведения характеризуется отказом одного из партнёров от активного участия в диалоге. Он замыкается в себе и никак не проявляет намерения кооперативно взаимодействовать с партнёром. Такая особенность речевого поведения становится результатом работы психологических защитных механизмов.

В рамках активно-нейтральной стратегии выделяется тактика контроля над инициативой, тактика прерывания и тактика просьбы. Пассивная позиция в нейтральной коммуникативной стратегии представлена тактиками молчания и умалчивания, а также тактикой игнорирования.

Кооперативная стратегия речевого поведения отличается установкой в общении на партнера по коммуникации. Один (или оба) из участников общения желает направить сложившуюся конфликтную ситуацию в благоприятное русло, используя различные регулятивные средства. Так же как и конфронтационная, кооперативная стратегия нацелена на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов, но кооперативным, «мирным» путем. Различаются две разновидности этой стратегии: уступчивость и компромисс.

Уступчивость характеризуется отказом коммуниканта от своих собственных интересов и коммуникативных целей и принятием интересов и целей партнера, чтобы разрешить возникший коммуникативный конфликт.

Компромисс же предполагает поиск такого разрешения конфликтной ситуации, которое удовлетворяло бы обоих партнеров, т.е. коммуникативные намерения и ожидания коммуникантов выполняются в соответствии с принятой договоренностью, коммуникативные цели достигнуты полностью или хотя бы частично.Стратегиякомпромиссавыбирается участником/участниками конфликтного взаимодействия в ситуации, когда отказываться от своих интересов и целей в пользу партнера не намерена ни одна сторона, поэтому стратегия корректируется с учетом целей и интересов обоих партнеров. Иллюстрацией может служить пример (5).

5) - Немедленно говори, в чем дело!

- Нет, - ответил мерзавец. – Скажу, когда вернешься с ключом.

Он смотрел на меня с таким потрясающим равнодушием, что рассудок подсказал – надо пойти на компромисс. Я хорошо знала этого человека: скорей я по кирпичику разберу этот проклятый дом, чем выдавлю из него хоть одно слово.

- Хорошо, - сказала я, - через два часа (Хмелевская).

 

Представлены следующие основные тактики, реализующие кооперативную коммуникативную стратегию - тактика согласия, смены темы, убеждение, проявление сочувствия, тактика привлечения внимания.

Успешность применения любой стратегии поведения зависит от многих факторов. Важным фактором является учет стратегии партнера. В случае, если оба коммуниканта применяют конфронтационную стратегию, их взаимодействие в большинстве случаев заходит в тупик и заканчивается коммуникативной неудачей. Если же один коммуникант следует конфронтационной линии поведения, а другой – кооперативной, то это часто приводит к взаимоприемлемому соглашению.

Неэффективные стратегии, которые выбирают коммуниканты в конфликтных ситуациях, становятся главным препятствием к разрешению конфликта. Разрешение (исход) конфликта может быть деструктивным (невозможность преодолеть коммуникативный конфликт) и конструктивным (нахождение взаимопонимания, преодоление коммуникативного конфликта).

Одна и та же тактика может использоваться в рамках разных стратегий, например, тактика молчания может использоваться и в нейтральной линии поведения при нежелании общаться с партнером во избежание конфликта; в кооперативной линии для выражения согласия; а также в конфронтационной линии речевого поведения для нагнетания ожидания, привлечения внимания к последующим репликам.

Коммуникативные тактики могут быть мягкими или жесткими. Мягкой можно считать тактику, последствия применения которой для партнера приемлемы или нейтральны: убеждение, просьба, согласие и др. Жесткая тактика вызывает негативные последствия для партнера. Сюда, например, относятся оскорбление, угроза, отказ, упрек и др. Применение тактик обычно идет по направлению от более мягких к жестким на стадии предконфликта; или же, наоборот, на стадии конфликта с целью улаживания конфликтной ситуации коммуникант меняет жесткую тактику на более мягкую.

Коммуникативные тактики, реализующие ту или иную стратегию коммуниканта, могут применяться прямым, либо косвенным способом.Наиболее распространенными тактиками косвенного воздействия в конфликтной ситуации общения являются намек и ирония, тактиками прямого воздействия – оскорбление, упрек, угроза.

Применяя какую-либо тактику в конфликтной ситуации общения (создавая ее нарочито или непроизвольно), коммуникант реализует некий инвариант коммуникативной тактики, который включает в себя следующие компоненты:

1) цель речевого взаимодействия;

2) предварительная информация о предстоящем событии;

3) позиции в диалоге;

4) установка на взаимодействие;

5) возможные коммуникативные ходы;

6) языковые ресурсы, используемые для реализации стратегической цели.

С учетом всего сказанного может быть построена схема (рис. 2), которая дает общее представление о взаимодействии коммуникантов в ситуации конфликта.

Рис. 2

Установка на взаимодействие

 

на партнера игнорирование против партнера

 

взаимодействие

 

кооперативное нейтральное конфронтационное

 

результат

 

конструктивный деструктивный

 

В третьей главе диссертации «Языковые показатели коммуникативных тактик и стратегий» рассматриваются основные лексико-семантические и синтактико-семантические языковые индикаторы коммуникативных тактик и стратегий.

Анализ лексических языковых средств позволил выделить следующие лексико-семантические показатели как наиболее частотные:

· использование перформативных глаголов, указывающих на ту или иную стратегию или тактику (глаголы просьбы, предупреждения, требования, приказа, осуждения и др.);

· преобладание лексики с эмоционально-экспрессивной стилистической окраской (брюзга, напакостить, опорочить, шляпа, тюфяк, дуб, обалдеть и др.), куда входит также грубо-просторечная лексика (дурак, балда, жратва, к чертовой матери, свинья и др.), и что является лексическим маркером тактик оскорбления, упрека, возмущения;

· употребление особой группы фразеологических оборотов (пословицы, поговорки, крылатые слова) как показателя тактики убеждения;

· использование различных стилистических тропов: (например, метафора как показатель тактики упрека, сравнение как индикатор тактики упрека или оскорбления и т.п.);

· употребление особых языковых маркеров (частиц как показателей тактик упрека, возмущения, убеждения;междометий как маркеров тактик возмущения, отказа и привлечения внимания).

Рассмотрев синтаксические языковые средства, употребляемые коммуникантами в конфликтной ситуации общения, мы отмечаем следующие синтактико-семантические индикаторы стратегий и тактик:

· различные виды вопросительных предложений, характерные для тактик упрека, просьбы, намека, возмущения, убеждения (например, в тактиках убеждения и просьбы употребляются верификативные вопросы, в тактике возмущения – переспросы, в тактике упрека – аппелятивные вопросы и т.д.);

· различные виды побудительных предложений, типичные для стратегии манипуляции и тактик просьбы, убеждения и упрека;

· простые предложения, используемые чаще, чем сложные на определенных стадиях развития конфликта в силу их экспрессивности и эмоциональности и служащие показателем тактики оскорбления и тактики прерывания;

· некоторые виды сложных предложений, являющиеся индикаторами определенных коммуникативных тактик (например, тактика угрозы маркируется сложноподчиненными предложениями с условными придаточными, а для тактики убеждения характерны сложноподчиненные предложения с придаточными причины);

· обратный порядок слов – индикатор тактик конфронтационной стратегии речевого поведения;

· обращения – языковой маркер тактик оскорбления и привлечения внимания.

В целом же, проведенное исследование позволило нам сделать вывод о возможности исчисления основных коммуникативных стратегий говорящих в конфликтных диалогических ситуациях. При этом мы наметили возможные пути стандартизации коммуникативных тактик, используемых при осуществлении различных стратегических целей, а также рассмотрели типовые языковые свойства, характерные для высказываний коммуникантов в конфликтных ситуациях общения.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Дорогавцева И.И., Семененко Л.П. Конфликтные диалогические ситуации и возможная динамика их развития // Язык и коммуникация (изучение и обучение). - Вып. 3. - Сборник статей. – Орёл: Орловский гос. ун-т, 1999. – С. 47-51.

2. Гулакова И.И. Целевая направленность некоторых типов регулятивных действий в конфликтном диалоге // Языки и картина мира: тезисы докладов Всероссийской научной конференции «Языки и картина мира» (Тула, 12-15 марта 2002 г.). – Тула: Изд-во Гриф и К, 2002. – С. 29-31.

3. Гулакова И.И. Стратегические линии речевого поведения партнеров в конфликтной коммуникации // Языки и картина мира: материалы Всероссийской научной конференции «Языки и картина мира» (Тула, 12-15 марта 2002г.). – Тула: Изд-во Гриф и К, 2002. – С. 47-50.

4. Гулакова И.И. Место явления коммуникативного конфликта в ряду разновидностей нестандартной коммуникативной ситуации // Язык и коммуникация (изучение и обучение). - Вып.11. - Сборник статей. – Орел: Орловский гос. ун-т, 2003. – С. 17-21.

5. Гулакова И.И. Кооперация и конфликт в коммуникации // Язык и культура: проблемы социальной коммуникации и межкультурного диалога: Сб. науч. тр. – М.: НИИ СП РАЕН; Тула: ЮК РС МПА, 2003. – С. 37-42.

 

 

Отпечатано в отделе оперативной полиграфии

Орловского областного комитета государственной статистики

пер. Воскресенский, 24

Подписано к печати 4.03.2004г. Формат 60×90 1/16

Печать офсетная. Усл. п.л.1,2

Заказ № 46. Тираж 100 экз.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: