Шипилова Людмила Ивановна
Детский сад №112
Город Липецк
-
«Сказки Фиолетового Леса» — это оригинальная авторская проблемно-игровая методика познавательно-творческого развития детей дошкольного возраста (2–7 лет). Автор методики – Харько Татьяна Григорьевна, профессионал в области развивающих игр, генеральный директор ООО «Центр развивающих игр и методик».
Методика соответствует требованиям ФГОС ДО к организации образовательной деятельности. В ней сделан акцент на развитие универсальных – познавательных, речевых, творческих – способностей детей, интеграции образовательного содержания и видов деятельности, игровых формах взаимодействия взрослого с детьми,использовании проблемно-поисковой деятельности детей.
Методика представлена серией книг «Сказки Фиолетового Леса»
Первая книга – описание работы с детьми первой и второй младшей группы детского сада (2–4 года).
Вторая книга – средняя группа детского сада (4–5 лет).
Третья книга – старшая и подготовительная к школе группы (5–7 лет).
Методика представляет собой систему игровых ситуаций с сентября по май, выстроенных с усложнением игровых развивающих задач и сюжетных линий. Каждая ситуации представляют собой законченный рассказ о приключениях сказочных персонажей, в который вплетены логические и творческие задачи, различные действия, проблемные ситуации. Проблемно-поисковый, занимательный сюжет помогает интегрировать различные содержание и виды деятельности, поддерживать у детей активный интерес к решению логических задач и придумыванию нового. Методику «Сказки Фиолетового Леса» можно назвать образовательным сериалом, в котором у героев постоянно происходят веселые и грустные события в жизни, и в них они разбираются, решив задачи с использованием развивающих игр.
Книга адресованы педагогам ДОО (государственных и частных) и родителям, так как в них содержится готовый и удобный в работе материал для развивающей работы с детьми 2–7 лет в соответствии с ФГОС ДО.
• Педагоги найдут подробное планирование на весь учебный год, игровые ситуации для работы с подгруппой детей. Методическое пособие идеально подходит для дополнительного образования детей.
• Родители найдут увлекательный материал для занятий с ребенком в домашних условиях при наличии соответствующих развивающих игр.
ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕС -это развивающая сенсорная среда, в которой ребенок самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания.
Цель: р азвитие у дошкольников логического мышления, познавательной активности через развивающую сенсомоторную зону «Фиолетовый лес». Основные принципы технологии: Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка.
Второй принцип - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи.
Третий принцип- раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка.
Тайны фиолетового леса. Почему лес должен быть фиолетовым? Как и многие психологи, автор данной сказочной среды обращает внимание на то, что фиолетовый цвет достаточно хорошо активизирует детское мышление. Он хорошо влияет на нервную систему, повышает творческий потенциал и даже излечивает от бессонницы.
С другой стороны, лес всегда вызывал в человеке особый интерес, подкупал своими тайнами и загадками. Манил и завораживал своей красотой. А еще в лесу живут звери и всяческие персонажи, о которых складывают легенды. Вот такая загадочная суть простой сенсорной, развивающей среды для нашего ребенка
Фиолетовый лес состоит из нескольких сказочных областей:
1. Чудесная поляна золотых плодов - главный герой здесь умудренный опытом паук Юк и его внучата паучата. Они учат детей играть в игры «Геоконт» и «Геовизор».
2. Озеро Айс - Герой здесь – Главный Незримка Всюсь (хранитель озера). В этой развивающей области дети играют в «Нетающие льдинки озера Айс».
3. Город говорящих попугаев - Здесь сказку сопровождают попугаи Эник и Беник. В городе есть Цифроцирк. Его директор – Магнолик Нолик, главные артисты: знаменитый фокусник Коттерфильд, зверята-цифрята, шуты-акробаты Буквята. Они предлагают детям поиграть в «Конструктор букв и цифр» и в «Игровизор» (приложения к «Игровизору» «Забавные буквы» и «Лабиринты цифр»).
4. С трана Муравия - Ее хозяйка королева Мурана вместе с муравьем Мурашиком приглашают детей попутешествовать в «Лабиринте букв» (приложение к «Игровизору»)
5. Поляна чудесныхцветов - Главная героиня Девочка Долька совместно со своими подругами (Пятиглазка, Семиглазка, Трехглазка и др.) в занимательной форме учит детей делить целое на части, изучать дроби с помощью игры «Чудо-Цветик».
6. Ковровая полянка - Ее хозяева гусеница Фифа и Лопушок знакомят детей с дидактическими пособиями из комплекта «Ларчик».
7. Чудо острова - на которых живет пчелка Жужа и которые часто посещает китенок Тимошка. Эти герои играют с детьми в «Чудо-соты» и «Чудо-крестики».
Формы работы в «Фиолетовом лесу» могут быть самые разнообразные:
- специально организованная деятельность:
- занятия,
- решение проблемных заданий,
- придумывание историй с участием «жителей» леса и детей группы,
- сочинение загадок, сказок, стихотворений,
- исследовательская деятельность, проведение математических праздников и досугов,
- свободная деятельность детей, связанная с использованием игр В.В. Воскобовича,
а также героев сказок.
Описание - Развивающая среда "Фиолетовый лес".
Подойдет для любого возраста, а так же для детей с ограниченными возможностями.
Состоит из элементов: небо, дорожка, лужайка, полянка и переносных модулей (озеро, дерево ажурное, дерево фиолетовый ствол, красный ствол, разноцветное дерево, 2 ели, солнышко, золотой плод - 5, лист фигурный - 10, лист ажурный - 10, листы разноцветные 72, облако - 3, следы - 5пар, цветок, бабочка - 2, птица - 3, ласточка, лягушка, мышка - 2, ежик - 2, змейка, ящерица, стрекоза, божья коровка, улитка, лист кувшинки 2, цветок кувшинки, зажимы 10), которые крепятся липучками, и могут размещаться на коврографе в произвольном порядке.
Фиолетовый лес - многовариантный и легко трансформируется, решает любые образовательные задачи,
идеален для групповых занятий.
Является простором для творческих идей, уникальный методический инструмент.
Фиолетовый лес - это долгоиграющий восторг.
Способствует ознакомлению детей с окружающим миром, и с тем, что в нем происходит, развивает познавательные процессы, развивает способности к анализу, сравнению, развитию аргументированной речи.
Преимущества развивающей среды:
- Доступная;- Безопасная;- Насыщенная;- Трансформируемая.
Примеры заданий:
1. Ознакомление с окружающим миром. Помоги утеплить норки (для детей от 3 лет);
2. Развитие психических процессов. Откуда выпал листик? (для детей 3 - 5 лет);
3. Сенсорное развитие. Подарим гномам листочки. (для детей от 3 лет);
4. Играем в математику. Кто быстрее? (для детей от 3 лет);
5. Играем в математику. Помоги мышатам сосчитать листочки. (для детей 4 - 6 лет);
6. Играем в математику. Ищем волшебные слова. (для детей 5 - 7 лет);
7. Чтение через игру. Буквы потерялись. (для детей 4 - 6 лет);
8. Художественно - эстетическое развитие. Создай узор из листьев. (для детей 5 - 7 лет);
9. Физическое развитие. Найди следы Незримки. (для детей 3 - 7 лет) и многое другое.
Данная игра никогда не надоест вашему ребенку. Развивайтесь играя.
Размеры: 1,5 х 2,5 м.
Изготовлен из ковролина.
Среди героев есть постоянные – ключевые герои, с которыми ребенок проходит все испытания на протяжении всего путешествия. И есть герои, которые живут в игровых областях.
Самый главный герой – Волшебный мальчик Гео. С ним игроки пройдут лес от начала до конца. Гео очень похож на настоящего мальчика: он доверчив, смел, любит помогать другим и очень сообразительный.
Лопушок ФИЛИМОН КОТТЕРФИЛЬД
Долька Околесик
КРУТИК ПО НЕЗРИМКА ВСЮСЬ
Гусь и лягушки
Китёнок Тимошка Краб Крабыч
ВОРОН Метр Галчонок Каррчик
Луч Владыка Магнолик
Гусеничка Фифа
Пчёлка Жужа Золотой плод
Медвежонок Мишик Паучок-внучок
Пчёлка Жужа гномы
Описание
В игре "Геоконт" согласно определенным заданиям, ребенок натягивает резинки на гвоздики таким образом, что создает различные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы - по образцу, словесному алгоритму или собственному замыслу. Игра "Геоконт" развивает сенсорику, мелкую моторику, логику, фантазию, учит силуэтному конструированию, совершенствует интеллект и развивает творческие и логические способности ребенка.
Кроме альбома со схемами, в состав входит сказка "Малыш ГЕО и др. После каждой главы предлагаются задания для самостоятельно выполнения.
Представления, которые ребенок получит, оказавшись в центре событий методической сказки, помогут ему успешно овладеть геометрией в школе.
Глава 1. Гео снится необыкновенный сон.
Глава 2. Гео находит Чудесную Поляну.
Глава 3. Гео узнает про тайну Поляны.
Глава 4. Гео находит и теряет Луч - Владыку.
Глава 5. Гео наконец-то сажает гвоздики.
Глава 6. Гео узнает про цифры и буквы.
Глава 7. Гео сражается с непонятной веревкой.
Глава 8. Гео получает первую награду от Луча - Владыки.
Глава 9. Гео узнает, что такое прямая.
Глава 10. Гео узнает про замкнутые и разомкнутые кривые.
Глава 11. Гео мирится с Пауком Юком.
Глава 12. Гео играет с Пауком Юком и паучатами.
Глава 13. Гео узнает, что такое прямой острый и тупой угол.
Глава 14. Гео узннает, какие еще бывают углы.
Глава 15. Гео знакомится с фигурами.
Глава 16. Гео снова играет с пауком и паучатами.
Глава 17. Последняя в книжке, но не последняя в сказке.
Рекомендованный возраст: 3-7 лет
Состав:
- фанерное игровое поле;
- набор резинок;
- альбом схем;
- гвоздики.
Размер: 25*24 см
Описание
В игре "Геоконт" согласно определенным заданиям, ребенок натягивает резинки на гвоздики таким образом, что создает различные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы - по образцу, словесному алгоритму или собственному замыслу.
Игра "Геоконт" развивает сенсорику, мелкую моторику, логику, фантазию, учит силуэтному конструированию, совершенствует интеллект и развивает творческие и логические способности ребенка.
Варианты заданий в инструкции: флажок, улыбка, листок, рыбка, шляпа, сарафан, корона, парашют, солнце, клоун, цифры, лодка, узоры, собака и многие другие схемы.
Примеры игр: - Делаем фигуры; - Трансформируем фигуры; - Шифруем; - Находим отражение;
В комплекте: Инструкция + Радужные резиночки + Сказка.
,0
Игра Воскобовича Геоконт «Малыш» включает:доску Геоконт с 33 гвоздиками, 3 резинки (синяя незамкнутая, зеленая большая замкнутая, маленькая красная замкнутая), альбомчик с узорами
Гвоздики на доске расположены по определенной схеме: один центральный черный, а остальные объединены в лучи. Верхний луч белый и он, попав в центр, «разделяется» на 7 лучей радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Настоящее «оптическое» чудо! Каждый луч обозначен буквой в соответствии с цветом: «Б», «К», «О», «З», «Г», «С», «Ф». И каждый гвоздик в луче имеет номер 1, 2, 3 или 4. Значит, каждому гвоздику можно дать имя – личную координату, например, «О1» или «Г4».
Геоконт «Малыш» – в чем цель игры?
Разноцветными резиночками ребенок выкладывает на доске разнообразные фигуры и в игре знакомится с множеством геометрических понятий. Точка и отрезок, прямая и кривая, углы разной степени остроты… Все, что поначалу кажется юному математику волшебными заклинаниями, быстро обретает земной смысл на практике. Устраивайте с резиночками различные игры! Например, превращайте геометрические фигуры друг в друга, передвигая резинки по гвоздикам. Достраивайте симметричную половинку какой-нибудь фигуре, переворачивайте фигуры зеркально.
В наборе есть альбомчик со схемами и узорами – тренируйтесь выкладывать их на доске, а затем придумывайте свои. А если ребенок захочет зарисовать созданные им узоры – это можно сделать с помощью игры «Геовизор».
Можно не просто составлять узоры, а по заданному взрослым алгоритму. Вы говорите ребенку имена гвоздиков, на которые следует надеть резиночки, а он создает узор и демонстрирует вам результат, например: «Ф4, Б4, З4, Г4» – получился прямоугольник. Или пусть ребенок загадает фигуру и задаст алгоритм вам, а вы должны угадать и собрать ее на Геоконте.
Игра развивает логическое и пространственное мышление, познавательный интеллект, а также совершенствуют координацию и мелкую моторику.