Почему подростки совершают побеги из дома?




 

«…..а самое главное чудо, в которое верит любой ребенок:

«Когда я вырасту, я буду делать все, что захочу…»

К. Бутаков «Открытый микрофон»

Перебирая свои книги, в связи с переездом, наткнулась на интересную статью о проблемах кризисного состояния подростков и юношества, просто зачиталась. На сегодняшний день в России оказался один из худших в мире показателей выживаемости взрослых. До 60-летнего возраста не доживут 22% российских подростков, которым сейчас исполнилось 15 лет, считают специалисты Всемирного банка.

Такая же доля детей, которая не доживет до 60 лет, в Афганистане. У России результат хуже, чем Эфиопии, Казахстане и Монголии. В то же время лучшие показатели — у Германии (93%) и Китая (92%). Показатель выживаемости взрослых — критерий, по которому рассчитывается индекс человеческого капитала. Этот индекс сравнивает производительность молодых людей разных стран. Россия заняла 34-е место в рейтинге. Почему же так происходит, почему с подростком так сложно? Почему он чаще уходит, хлопнув дверью?

«Любимым аргументом в любом споре подростка становится фраза: «Ну и чё?!»

-Ты не сделал уроки!?

- Ну и чё!

- Ты не поступишь в ВУЗ!

- Ну и чё!

- Ты не найдешь хорошую работу!?

- Ну и чё!»

Г. Борода «Больной семьёй».

В современных психологических теориях побег из дома рассматривается как один из способов защитного поведения. Побег – это поведенческая реакция на фактор или группу факторов, рассматриваемых субъективно как катастрофические. Побег – это событие, изменяющее жизнь.

Согласно американской классификации DSM -111-R существует шкала для кодирования психосоциальных факторов, вызывающих стресс и способствующих развитию обострений того или иного заболевания. Рассмотрим данную шкалу ниже в таблице 1.

 

Таблица 1 – Шкала тяжести психосоциальных стрессов для детей и подростков.

Код Наименование шкалы Содержание шкалы
Код 1 Отсутствие стресса Никакие события не могут рассматриваться как острый стресс, способный вызвать заболевание.
Код 2 Слабый стресс Переход в другую школу, разрыв с другом (подругой); хронический – жизнь в условиях перенаселения (отсутствие отдельной комнаты), конфликты в семье.
Код 3 Умеренный стресс Острый – исключение из школы, рождение братьев и сестер; хронический – хронические заболевания у одного из родителей с утратой трудоспособности, постоянный конфликт с родителями.
Код 4 Тяжелый стресс Острый – развод родителей, арест, нежелательная беременность; хронический жестокие родители, передача на воспитание в другие учебных заведения
Код 5 Чрезмерно тяжелый стресс Острый – смерть одного из родителей, насилие, Обнаружение сексуальной или физической неполноценности; хронический – устойчивые сексуальные или физические нарушения.
Код 6 Катастрофический стресс Острый – смерть обоих родителей; хронический – события, воспринимаемые как несущие угрозу жизни, например хронические заболевания.

 

Таким образом, психодинамические теории трактуют аномальное поведение в подростковом возрасте как проявление конфликта между привычной зависимостью от родителей и желанием обособления, сепарации, эмансипации.

Негативизм, агрессия, побеги из дома являются дезадаптивными попытками выхода их этого конфликта. Следовательно, такой тип поведения тинэйджеров во внешнем плане утверждает автономию подростка, во внутреннем плане часто присутствует уверенность, что это поведение усилит внимание родителей, в котором подросток еще нуждается. Возрастной кризис собственно не является болезнью. В 1994 году, по мнению Х. Ремшмидта, сложное протекание кризисов у подростков, требующих терапевтического или педагогического вмешательства, наблюдалось у 20% детей и подростков. Х. Ремшмидт классифицирует четыре возможных исхода кризиса: выздоровление, невроз, личностные нарушения, психоз. Основную форму защитных психологических механизмов в подростковом возрасте бегство квалифицирует как первичную защитную реакцию организма. Все используемые ребенком или подростком виды защитных реакций применяются лишь с одной целью, чтобы добиться приемлемого отношения к себе со стороны взрослых. Наиболее примитивным защитным механизмом считается отрицание в форме избегания, заключающееся в попытках избавиться от страха путем удаления от источника стресса. Отрицание, как ведущий механизм зашиты, способствует развитию внушаемости и самовнушаемости. Самокритика при этом отсутствует. В некоторых случаях уход из дома может стать привычной реакцией и может иметь место даже по незначительному поводу.

Таблица 2, отражает ряд факторов событийного ряда способствующих уходу подростка из дома.

 

Таблица 2 – Группы факторов при побегах подростков из дома.

 

Группа факторов Событийный ряд при формировании того или иного фактора
  Острый или хронический стресс Реакция на стресс зависит от его силы, длительности действия, а также по мнению Александровского Ю., от «индивидуального барьера психической адаптации». Данный барьер формируется в процессе развития личности и зависит от особенностей нервно – психической деятельности, сочетания врожденных и приобретенных свойств.
  Жизненный план К этой группе факторов относятся, например, «фантазии семейного романа», описанные еще З. Фрейдом, и планы, основанные на сценариях фильмов и игр.
  Развитие заболеваний Когда побег из дома имеет диагностическое значение.

 

Таким образом, чаще всего вышеперечисленные факторы могут соединяться друг с другом, сочетаться, пересекаться и присоединять еще множество событий из жизни ребенка. При возникновении стрессовой ситуации у подростка реакция носит сигнальный, эмоциональный характер, запускаются физиологические механизмы подготовки к акту агрессии или бегству. Иногда при отсутствии решения может возникать ступор.

Побег из дома, какими бы причинам он не объяснялся, это не только регрессия к ранним, примитивным формам защитного поведения: прежде всего – это глобальная катастрофа в масштабах личности подростка.

Бегство – это всегда реакция на неблагополучную среду, сигнал эмоциональной нестабильности подростка.

Основные причины ухода подростка из дома это могут быть:

ü Протест против конфликтных, неблагополучных взаимоотношений, бегство от проблем.

ü Ограничение свободы, контроль и гиперопека, неудовлетворение потребности в независимости, самостоятельности.

ü Ухудшение положения в группе сверстников, отчуждение от коллектива, пренебрежение и изоляция.

 

Как сохранить с подростком близкие отношения (а не просто находиться в одном пространстве)

1. Помните, что взрослый — вы. И противопоставить бьющей через край эмоциональности отпрыска вы можете лишь своё спокойствие и рассудительность.

2. Прекратите говорить и начните слушать. Внимательное слушание поможет не только больше узнать о сыне или дочери, но и расположит их к вам. А ещё сэкономите на психотерапии для ребёнка.

3. Уважайте границы подростка, и чётко обозначьте свои. Если вы не знаете, где границы вашего ребёнка, или не уверены, что правильно их понимаете (например, они не менялись с восьмилетнего возраста) — самое время обсудить это с ним.

4. С вниманием отнеситесь к его интересам. Не стоит приходить в восторг от вида новой компьютерной игры, если вы не фанат, но послушать любимого человека с уважением и интересом всегда полезно.

5. Придумайте общие дела, традиции: пусть у вас будет время, которое вы проводите семьей. Над поддержанием привязанности нужно работать: попытайтесь найти время, которое каждый из родителей проводит наедине с ребёнком. Это может стать моментом, когда вы искренне делитесь своими чувствами, мыслями, переживаниями.

6. Меньше критикуйте. Нет. Совсем не критикуйте. Ищите и подчёркивайте плюсы и достижения вашего ребёнка.

7. Обсуждайте и ищите решение проблем на семейном совете. И не только проблем ребёнка: сложности могут возникать и у взрослых, а дети иногда могут дать хороший совет.

8. Чётко оговорите обязанности каждого члена семьи по дому. Человек должен знать, что от него ждут и согласиться на это заранее.

9. Будьте рядом, поддерживайте и принимайте, а в тяжёлые минуты сомнений откройте томик Сервантеса и перечитайте «Дон Кихота». Санчо Пансо тоже было непросто.

 

Литература:

1. Стишенок И. «Трудный подросток»: Практическое пособие для психологов и родителей – М.: Чистые пруды, 2010. – 32с.

2. Шульга Т. Подросток в кризисной ситуации. – М.: Чистые пруды,2009. – 32с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: