Выявление и развитие способностей




Выявление Развитие  
Методы  
Наблюдение    
Проведение «пробных» занятий по специальным программам    
Метол проектов    
Исследовательская деятельность    
Организация интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятий (олимпиады, конференции, соревнования, конкурсы)    
Методики  
Тест «Дембо-Рубинштейна» - Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.  
Опросник «Каков Ваш творческий потенциал» - Цель методики: диагностика творческого потенциала, креативности. Вопросы диагностируют границы любознательности респондента, уверенность в себе, постоянство, зрительную и слуховую память, стремление к независимости, способность абстрагироваться и сосредоточиваться. Эти показатели, по мнению автора методики, и есть составляющая творческого потенциала. Творческий потенциал - это профессионально-психологические возможности личности. Он обнаруживается в уровне развития интеллекта, профессионализма и социально-профессиональной направленности.  
Опросник САН (Самочувствие, Активность, Настроение) - Методика САН является разновидностью опросников состояний и настроений. Разработан В.А.Доскиным, Н.А.Лаврентьевой, В.Б.Шарай, М.П.Мирошниковым в 1973 г. При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния — самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. Однако получены данные о том, что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация» (А.Б.Леонова, 1984).  
1.Методика оценки общей одаренности Методика адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями. Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Любознательность (познавательная потребность). Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Сверхчувствительность к проблемам.Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы. Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Словарный запас.Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Способность к оценке. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Изобретательность Способность рассуждать и мыслить логически Настойчивость (целеустремленность) Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Результатом станет график, который дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу.  
2.Следующая методика «Характеристика ученика». Она создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес как для школьного психолога, так и для самого учителя. Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено или из основной в старшие классы.  
3. Методика «Карта одаренности» Эта методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций: Первая и основная функция - диагностическая. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований. •Вторая функция - развивающая. Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными. Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.  
4. Методика«Интеллектуальный портрет» Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком. Познавательная сфера 1. Оригинальность мышления 2. Гибкость мышления 3. Продуктивность 4. Способность к анализу и синтезу. 5. Классификация и категоризация 6. Высокая концентрация внимания 7. Память Сфера личностного развития 1. Увлеченность содержанием задачи. 2. Перфекционизм 3. Социальная автономность 4. Лидерство 5. Соревновательность 6. Широта интересов. 7. Юмор. Для оценки используется метод полярных баллов. Каждая характеристика потенциала ребенка оценивается по пятибалльной шкале:  
5. Анкета одаренности по А.И.Савенкову Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает родителям рассмотреть личностные свойства и характеристики в сферах: -изобразительно-художественной одаренности; - музыкальной одаренности; -литературной одаренности; -артистической одаренности; -технической одаренности; -лидерской одаренности; -спортивной одаренности; -интеллектуальной одаренности  
6.Опросник для выявления одаренных школьников по А.А. Лосевой Данный опросник, предложенный Аллой Аскольдовной Лосевой, может быть использован для оценки одаренности учащихся педагогами и родителями. Опросник включает характеристики 10 сфер, где учащийся может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырехбальной системе характеристики указанных сфер, проявления одаренности.  
7. Опросник для выявления одаренных учащихся по Е.Н. Задориной Предлагаемый опросник разработан Еленой Николаевной Задориной на основе многофакторной модели одаренности, включает в себя перечни основных параметров различных сфер одаренности: интеллектуальных способностей, творческих способностей (креативности), социальной компетентности, психомоторных способностей, художественной одаренности. Учителям предлагается выявить тех учащихся, у которых эти параметры выражены, и проранжировать их. При этом необходимо сравнить учащихся не одного класса, а всей данной возрастной группы определенного типа школы. При выявлении одаренных учащихся учителям рекомендуется: - обращать особое внимание на тех учеников, чьи способности в школьной деятельности никак не проявились; - не рассматривать сложившееся мнение об ученике как абсолютное, непоколебимое; - обращать внимание на то, что у учащегося могут проявляться способности в различных сферах деятельности. Предлагаемый опросник может быть использован для выявления одаренных учащихся, начиная с первого класса, так как индивидуальные особенности проявляются у учеников с первых дней пребывания в школе. Периодическое оценивание учащихся позволит проследить за развитием их способностей.  
Приемы  
  Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера. Причем вопросы могут быть репродуктивные (на повторении знаний), расширяющие (узнать о предмете что-то новое) и развивающие (несущие исследовательское начало)  
  Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.  
  Прием «Диалог с текстом»используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера.  
  Прием «Две шляпы критического мышления»,который основан на столкновении двух противоположных мнений.  
Технологии  
  Технология развивающего и проблемного обучения  
  Технология критического мышления  
  Технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку (проектная и исследовательская деятельность; возможность выбора заданий повышенного уровня сложности; индивидуальные домашние задания)  
     
     
Средства  
Олимпиада как средство выявление одаренности    
Социальный проект как средство выявление одаренности    
Учебно-исследовательская деятельность как средство выявление одаренности    
Дополнительное образование как средство выявление одаренности    
Принципы  
Принципы выявления одаренных детей Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:  
1. комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей; 2. длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях); 3. анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.); 4. использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.; 5. подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества; 6. оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения); 7. преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.  
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; · принцип возрастания роли внеурочной деятельности; · принцип индивидуализации и дифференциации обучения; · принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; · принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.    
Формы работы с одаренными учащимися: · творческие мастерские; · групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; · факультативы; · кружки по интересам; · занятия исследовательской деятельностью; · НОУ "Искатель" · конкурсы; · интеллектуальный марафон; · научно-практические конференции; · участие в олимпиадах; · работа по индивидуальным планам; · сотрудничество с другими школами, ВУЗами  
       

 

 

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

  • на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
  • на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
  • на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
  • на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики "самости", изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

 

 

Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности
Основная работа по выявлению способностей обучающихся в учебных заведениях детей лежит, прежде всего, на тех, кто чаще всего с ними взаимодействует – то есть на педагогах. В наше время развить у школьников те или иные способности не представляет больших трудностей. Обилие развивающих методик, секций, кружков предоставляет массу возможностей для многостороннего развития детей.
Способы выявления наклонностей детей · Наблюдение и анализ – позволяет понять, чем больше всего интересуется ребёнок, какие творческие занятия доставляют ему удовольствия, а к чему он остаётся равнодушен. Здесь нужно быть внимательным к познавательной деятельности детей: как правило, они задают больше всего вопросов о том, что интересует их больше всего. Игра. Этот способ определения индивидуальных склонностей больше используется на ранней стадии воспитания и обучения – в дошкольных учреждениях. Однако наблюдения за играющими детьми в более поздний период также способны сообщить много интересного. Насколько, например, развиты коммуникативные навыки ребёнка, доставляет ли ему общение со сверстниками удовольствие, какую роль отводит он себе в детском коллективе, есть ли у него задатки лидера? Условия, способствующие развитию одаренности детей: - гармоничное развитие личности ребёнка, гарантированное широкой творческой образовательной средой школы; - равные возможности для всех учащихся; - профессиональная культура педагогов; - создание ситуации успешности; - мотивация обучающихся; - качество образовательного процесса и индивидуализация обучения; - формирование культуры исследовательской деятельности учащихся; - психологическое сопровождение выявления и развития одаренности учащихся; - взаимодействие семьи, школы и социума.
Основные разновидности способностей, их определение и диагностика   Интеллектуальные способности. Предполагают наличие стойкого интереса к окружающей действительности, умения не только собирать, но и систематизировать информацию. Выявить их помогут следующие признаки: · Усвоение большого объёма информации · Богатый словарный запас с минимальным количеством пассивных, неиспользуемых слов. · Умение работать с информацией · Наличие элементов критического мышления Сочетание разнообразных форма работы. Изменение роли ученика. Чтение от начала до конца длинных литературных, исторических произведений, запоминание их содержания, деталей повествования. Быстрое пополнение словаря, анализ и правильное применение новых слов. Устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, находить различия, классифицировать. Недоверие к одному источнику информации, поиск и изучение альтернативных источников, построение гипотез, изучение и проверка их на практике.
Творческие способности. Выражаются в активном исполь-зовании воображения. Именно воображение влияет на умение ребёнка находить нестандартные решения возникающих проблем, активизирует развитие фантазии и образное мышление. · Гибкость и быстрота мышления · Создание оригинальных идей · Влечение к прекрасному, определение собственной системы эстетических ценностей · Развитая эмоциональная сфера Разнообразие творческих заданий. Развитие умения оперативно ориентироваться в ситуации. Постоянный поиск и изобретение чего-то нового. Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий. Творческие работы о художниках и поэтах, писателях, музыкантах и т.д. При обучении создается комфортная психологическая обстановка, формируется способность к эмпатии, терпимость, склонность к рефлексии и самоанализу, чувство юмора.
Специальные способности. Демонстрируют успехи обучающихся детей в специализированных видах занятий и вызваны предрасположенностью к их развитию. Привлечение детей к посещению тематических кружков, участие в олимпиадах и телекоммуникационных проектах по предмету история.

 


 

Во-первых, большинство тестов интеллекта и креативности созданы не для выявления интеллектуальной или творческой одаренности, а для других целей. В частности, тест интеллекта Векслера предназначался для определения умственной отсталости, тест структуры интеллекта Амтхауэра – для целей профориентации и профессионального отбора, тест DАT – для прогноза академической успеваемости и т.д. Только два теста предназначались для оценки уровня интеллектуальной одаренности. Это культурно свободный тест Кеттелла (версия С) и одна из версий теста Равена. Но их применимость по отношению к диагностике одаренности также подвергается критике специалистами. Что касается тестов креативности, то показатели дивергентной продуктивности также не является единственными и достаточными индикаторами творческих возможностей ребенка. Во-вторых, многие тесты интеллекта измеряют конкретную (частную) интеллектуальную способность, то есть сформированность конкретных умственных операций. К сожалению, существующие психометрические тесты интеллекта, фиксируя его компоненты, не затрагивают связей между ними, не схватывают саму системность его проявления. В-третьих, данные тестирования интеллекта и креативности сильно зависят от ситуации тестирования, эмоционального состояния ребенка. При этом, чем ребенок одареннее, тем эта зависимость больше. Поэтому психометрические тесты плохо прогнозируют уровень достижений именно одаренных детей. В-четвертых, следует различать данные тестирования и решение о судьбе ребенка. Диагностическая ситуация является следствием влияния многих факторов, поэтому решение должно приниматься с учетом знания причин, приведших к тестовым результатам.

Источник: https://psylist.net/praktikum/00209.htm

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: