Развитие просвещения в Туровском и Полоцком княжествам.




В Х-ХII вв. в Западной Руси создаются крупные независимые княжества - Полоцкое, Турово-Пинское, а также более мелкие - Минское, Друцкое, Гродненское и др.

Истоки белорусской национальной школы берут свое начало в Древнерусском государстве, так как именно там были заложены основы дальнейшего развития всей средневековой системы образования на Руси, в том числе на ее западных землях. Педагогика народов, которые проживали на территории сегодняшней Беларуси в IX-XII вв., зарождалась и развивалась при взаимодействии двух КУЛЬ1ур: языческой культуры восточных славян и христианской культуры, распространившейся в стране с принятием новой официальной государственной религии (988 г.).

Главными факторами становления письменной культуры, а значит, и белорусской системы образования стали принятие христианства, появление крупных городов (с IX по XIV в. письменные источники называют более пятидесяти городов, возникших на западных землях Руси: Полоцк, Туров, Брест, Витебск, Новогрудок и др.), развитие торговли, ремесла. Потребность в образованных людях ощущала не только христианская религия, но и зарождающийся государственный аппарат; а также законодательство, дипломатия, торговля, официальная идеология.

Книжное обучение активно осуществлялось в Полоцком, Туровской княжествах, где детей обучали как для церковных, так и для общественных дел и хозяйства. Письменные люди учили детей чтению, письму, основам математики, церковному пению.

В больших городах - Полоцке, Турове, Минске, Новогрудке и др. - школы открывались при княжеских дворах, при церковных приходах и монастырях. Там изучались не только церковнославянский, греческий и латинский языки, но и некоторые «свободные науки»: риторика, диалектика, грамматика. Наибольшую известность в этом плане получают Спасо-Ефросиньевский и Бельчицкий монастыри, а также Софийский собор в Полоцке, где были заложены основы первой на территории Беларуси библиотеки, где имелось множество книг на разных языках, велась летопись, переписывались и распространялись книги, существовала школа.

Названные преобразования тесным образом связаны с именем Ефросиньи Полоцкой (1101-1173) - белорусской просветительницы, дочери полоцкого князя Святослава Всеславича, внучки Всеслава Брячиславича (Чародея). Светское имя - Предслава. Она получила хорошее образование при княжеском дворе. С детства выделялась незаурядными способностями, твердым характером, любовью к книгам и широким кругозором. Решив посвятить себя служению Богу, в ранней юности вопреки воле родителей ушла в монастырь, в стенах которого была наречена Ефросиньей. Цель и смысл своей жизни видела в утверждении христианских идей и принципов.

С позволения полоцкого епископа Ефросинья поселилась в Софийском соборе и занялась переписыванием книг, которые хранились в библиотеке собора - одной из богатейших на Руси. это были в первую очередь святые книги, фрагменты византийских хроник, отечественных летописей, естествоведческих трактатов. Переписывание требовало огромного труда, умения, грамотности, до Ефросиньи им занимались исключительно мужчины. Часть переписанных монахиней и ее сподвижниками книг впоследствии составила основу библиотеки созданного ею монастыря. Ефросинья не только переписывала религиозные тексты, византийские исторические хроники, отечественные летописи, природоведческие трактаты, но и писала собственные литературные сочинения, писала стихи, сложила полоцкую летопись, переводила с греческого и латыни.

По традиции того времени Софийский собор был центром духовной жизни - науки, культуры, письменности. В его стенах совершались богослужения, хранились государственная казна и архив. В школе при монастыре учились не только «книжной премудрости», но и христианским заповедям (послушанию, смирению, любви к ближнему). Высокообразованная монахиня расширила учебную программу: кроме церковнославянского, дети учили греческий, латинский языки, получали знания по природоведению, истории, риторике, медицине. Впоследствии просветительская деятельность Ефросиньи получила новое содержание. Она фактически положила начало широкому образованию народа.

С именем Ефросииьи Полоцкой связано возникновение на белорусской земле первых школ и училищ. На свои средства Ефросинья построила две церкви в Полоцке, основала недалеко от Полоцка женский и мужской монастыри. Став игуменьей монастыря св. Спаса в Полоцке, она не только выдвинула идею всеобщего образования женщин, но и положила начало ее реализации - сделала обучение грамоте одной из главных обязанностей монахинь. В монастырях, учрежденных Ефросиньей Полоцкой, действовали библиотеки, училища, скриптории (мастерские по переписыванию книг), а также гостиницы. Грамоте обучали не только монахинь, но и всех желающих учиться светских женщин. Ефросинья сама учила не только писать и читать, но и приобщала воспитанниц к благочестию и духовности. Открытие школ при монастырях способствовало распространению письменности.

Находясь в центре культурной жизни Полоцкого княжества, просветительница выступала в роли собирательницы талантов. Она объединила вокруг себя одаренных людей - художников, ювелиров. По заказу Ефросиньи была выстроена всемирно известная церковь Спаса - уникальный образец полоцкой архитектурной школы. Местный мастер Лазарь Богша сделал для Ефросиньи свой знаменитый Крест - бесценный памятник искусства, ставший символом и национальной гордостью белорусского народа.

Ефросинья Полоцкая вошла в историю как выдающаяся просветительница. Ее дела получили широкий общественный резонанс, а имя стало символом подвижничества, служения родине, преданности идеалам просвещения. Она призыв ала людей к миру и согласию, протестовала против братоубийственных междоусобиц, отстаивала необходимость единения восточнославянских земель перед внешней угрозой. Своей деятельностью Ефросинья способствовала воспитанию у населения патриотических чувств, развитию на белорусской земле государственности. Она стала первой белорусской женщиной, причисленной русской право славной церковью к лику святых, и равно почитаема как право славной, так и католической церковью. Во многих списках получило признание «Житие Ефросиньи Полоцкой», ставшее, как и ее дела, памятником добродеяния и мудрости. В конце жизни Ефросинья осуществила паломничество в Иерусалим.

Кирилл Туровский(ок. 1130 - ок. 1182) - церковный деятель, писатель, проповедник. Родился и всю жизнь провел в г. Туров, центре Турово-Пинского княжества. Выходец из богатой семьи, он получил хорошее домашнее воспитание и прекрасное по тому времени богословское образование. Позднее у греческих учителей постигал высшие науки и искусства. Искусно владел образным народным и старославянским языками, глубоко знал византийскую культуру, особенно поэзию и красноречие.

В рукописных прологах сохранилось его житие - каноническая церковная биография: «Этот счастливый Кирилл родился и вырос в городе Турове. Сын состоятельных родителей, он не любил, однако же, богатства и тленной славы сего мира; прежде всего старался постигнуть учение Божественных книг и достиг совершенного их познания».

Кирилл рано стал послушником одного из туровских монастырей, а в 1161 г. принял постриг в Борисоглебском монастыре. После чего, как пишет автор его жития, стремясь к большему подвигу, он затворяется «в столп» - уединенную башню, где предается духовному самосовершенствованию и литературным занятиям, проводя время в посте и молитвах. В затвор молодой монах перенес богатую по тем временам библиотеку и написал там свои
первые произведения.

Вскоре слава об ученом монахе вышла за стены монастыря, Богословские труды принесли Кириллу известность, и по инициативе местного князя он стал епископом Турова, В этом сане он про славился как писатель и проповедник. Оставил большое литературное наследие, несравнимое с наследием других отечественных мыслителей того времени.

Кирилл Туровский - автор около 70 произведений. Его перу принадлежат притчи, сказания, повести, «слова», молитвы, каноны. Из наследия К. Туровского сохранились три дидактические повести-притчи («Притча про душу и тело», «Повесть про белоризца и монашество», «Сказание про черноризский чин») и восемь «слою> - поучений («Слово на Вербное воскресенье», «Слово на Пасху», «Слово на вознесение», «Слово о мироносцах» и др.), а также два сказания, два канона и 30 молитв-исповедей. Многие его произведения имели познавательный и воспитательный характер. Через свои «слова», молитвы, сказания К. Туровский выступил не только как оратор торжественного церковного красноречия, но и как талантливый Учитель, который дает советы, как воспитывать человека разумным, как воспитать положительные качества, как выучить детей книжному делу. Он с горечью констатировал, что люди не понимают прочитанного, ибо читают книги редко, от случая к случаю. Лишь в процессе постоянного чтения, считал он, человек постигает искусство доказательства. Кирилл советовал читать книги систематично, к написанному быть внимательным, читать сознательно, с «умом», «а если что-то непонятно - иди к людям умнее тебя». Таким образом, К. Туровский первым из восточнославянских просветителей изложил методические советы, как читать книгу.

Его работы и проповеди обличали человеческие пороки: зло, обман, лень, обжорство, стяжательство. Наихудший из всех пор оков - гордыня, которая является благоприятной почвой для развития человеческих недостатков. Человек, подверженный этому греху, слаб телом и душой. Напротив, наиважнейшие нравственные качества - любовь и милосердие, так как именно они помогают человеку возвыситься к вершинам добродетели и приблизиться к постижению Бога.

Туровский считал, что грамотность и просвещение являются условием самосовершенствования человека. Разум для Кирилла Туровского - высшая ценность человеческой жизни. Он призывал к просвещению и «книжному почитанию», приводящему человека к душевному равновесию и счастью. В литературном и философском наследии Кирилла Туровского содержатся также высказывания, свидетельствующие о его интересе к логике и ораторскому искусству.

Молитвы К. Туровского были сориентированы на простых прихожан. Его проповеди и «Слова» призваны не только поучать, но и доставлять удовольствие слушателям. Праведная жизнь, образованность, умение красиво говорить сделали проповеди Кирилла Туровского популярными среди простого народа. Его «Поучения», «Слова» и религиозные стихи были широко известны в древнерусском обществе.

Главная тема религиозно-философского творчества Туровского - проблема человека и его служения Господу. лишь человек как «венец Творения» способен бороться за торжество Божьей правды на земле. Из сочинений Туровского особый интерес представляет его «Притча о человеческой душе и теле» (другое название - «Повесть о слепце и хромце»).

Его литературное мастерство было высоко оценено современниками и потомками: «Слова» и поучения вошли в состав многих сборников наряду с сочинениями византийских богословов и проповедников. По одной из версий, К. Туровский - автор «Слова о полку Игореве», хотя большинством историков это признано маловероятным.

Он выступал как прямой преемник школы византийских проповедников, чьи трактовки христианского вероучения набирали все большую силу в XII-XIII вв. За свои таланты вскоре после смерти он был прозван «вторым Златоустом, просиявшим на Руси».

На протяжении многих столетий произведения Кирилла Туровского являются гордостью и достоянием не только белорусской и восточнославянской, но и всей славянской культуры. Наряду с Ефросиньей Полоцкой, он является одним из наиболее почитаемых белорусских святых.

20.3. Школа, просвещение и педагогическая мысль в Белоруссии в XIV-XVII вв.
Развитие школы, просвещения и педагогической мысли в Белоруссии в XIV-XVII вв. происходит в эпоху Великого княжества Литовского - восточноевропейского государства, существовавшего с середины XIII в. по 1795 год на территории современной Беларуси (8 воеводств) и Литвы (2 воеводства), а также частично Украины, России, Латвии, Польши, Эстонии и Молдавии.

Социально-экономическая, политическая и культурная эволюция белорусских земель и всего ВКЛ вызвали рост общественной потребности в развитии письменности, книжного и архивного дела. Центрами документальной письменности становятся многочисленные государственные, частные и магистерские канцелярии, Большинство всех актов и грамот ВКЛ в XIV-XVI вв. было написано «кириллицей», на старобелорусском («русском», по тогдашней терминологии) языке. Следовательно, белорусский язык фактически являлся государственным языком.

В ХIII-ХVI вв. преобладающую часть всей белорусской славянской письменности составляла церковно-религиозная и богослужебная литература, Типографским способом издавались, как правило, книги религиозного содержания. Светская книга была явлением крайне редким.

Развитие духовной и материальной культуры, просвещения и школы в Беларуси было неразрывно связано с процессом формирования белорусской народности. В XIV-XV вв. наблюдается заметный рост городов и городского населения. Именно городская жизнь оказывала огромное влияние на развитие культуры, творческой мысли, формирование передовых, общественныx и философских взглядов, гуманистических течений, связанных с общеевропеиским Возрождением и Реформацией. Города, прежде всего Вильно (Вильнюс), столица ВКЛ, Витебск, Полоцк, Менск (Минск), Берестье (Брест), Городня (Гродно) и др., стали в XV-XVI вв. центрами образования, где складывались передовые идеи просвещения, существовали библиотеки и центры рукописного искусства, создавались школы.

О расширении просвещения и письменности в Беларуси в этот период свидетельствуют рукописные памятники, которые сохранились и дошли до нашего времени. это Пинская грамота (юридический документ Пинского княжества XIV в.), Оршанское рукописное Евангелие, а также белорусское летописание XIV-XV вв. - «Хроника Быховца».

В период ВКЛ на белорусских землях получили развитие разные по своей идейной направленности, содержанию и методам работы школы: православные, католические, а также протестантские, возникшие на закате эпохи ВКЛ и активизировавшие свою деятельность в конце XVI - начале XVII в.

Православные школыбыли первыми школами на территории Беларуси. Открывались при православных церквях и монастырях, при княжеских дворах, а также мастерами «грамоты» и ремесла.

Школьное обучение в православных школах начиналось с семи лет. Обучение велось буквослогательным способам. Главной книгой в школе был «Псалтырь». При помощи ее ученики овладевали грамотой. Детей учили читать, писать, петь. Преподавание предметов в школе велось на церковнославянском языке.

В православных школах при обучении учитывались способности учеников, сохранялся индивидуальный подход. Особое внимание обращалось на повторение. Все, что изучалось на уроке, должно было разбираться и объясняться учителем. Ученики должны были не механически заучивать материал, а понимать его.

Православные школы были разные по своей направленности, содержанию, организационным формам и методам работы,

Существовало несколько типов право славных школ: элементарные, высшие, частные, княжеские.

В элементарных школах обучение велось по группам. Группы образовывались в зависимости от успехов. В одной группе изучали буквы, в другой -·слоги, в третей - изучали грамматику, в четвертой учили считать. Обязательным школьным предметом было церковное пение.

Школы для подготовки духовенства организовывались при монастырях и соборах, содержались за счет церкви. Учились в них дети духовенства. В школах учили читать, писать, считать, петь, произносить проповеди. Изучались церковнославянский, латинский, греческии языки. А также давались знания по математике, риторике, философии. В этих школах деятели клира (священнослужители и церковнослужители) получали повышенное (среднее) образование.

При княжеских дворах существовали частные школы, которые подготавливали юношей (княжеских детей) для ведения общественных дел, учили править княжеством княжеским хозяйством, подготавливали летописцев. Их учили писать, читать, считать, изучались иностранные языки.

Существовали школы «мастеров письменности» (мастеров «грамоты»). Они учили детей читать, писать, петь.

Частные школы в местечках и городах открывали мастера ремесла. Они обеспечивали ремесленное ученичество, давали элементарное знание грамоты и счета. Главной формой обучения в частных школах было индивидуальное обучение. При индивидуальном обучении вместе с церковнославянским языком применялся и старобелорусский язык, которым хорошо владели сами ученики. Старобелорусский язык применялся более широко в школах ремесленного обучения и частных школах. Но многое зависело от личности самого учителя.

При православных монастырях образовывались детские приюты для детей-сирот.

Большое значение для распространения просвещения в Беларуси имели церковно-монастырские библиотеки, которые существовали почти при каждой церкви или монастыре.

В формировании национального самосознания белорусского народа большую роль играли православные школы, которые стремились к сближению с культурой, национальными традициями населения.

В XVI-XVII вв. в Беларуси почти все православные школы, которые находились при православной церкви, были закрыты или уничтожены, а библиотеки сожжены.

Католические школы. В XIV в. в Беларусь проникает католицизм. Строятся и открываются костелы, католические церкви, школы. Это были фундушевые (основывались за счет пожертвований); соборные, или кафедральные (открывались при костелах); парафиальные школы (школы начального обучения, дававшие элементарное образование); епархиальные школы (возникли в XVI в.).

Первая кафедральная католическая школа на территории Великого княжества Литовского была создана в 1387-1388 гг. в Вильно. Католическое духовенство ставило цель - через школу привлечь на свою сторону молодежь, а вместе с ними и родителей к вероучениям католицизма. Поэтому первое время некоторые католические школы в процессе обучения применяли белорусский язык.

Католические школы были разными по статусу и содержанию обучения. Католические начальные, католические приходские школы открывались в городах, уездах, местечках. В школах преподавалось письмо, чтение, первые действия счета, пение. Общих планов для этих школ не существовало.

Католическим школам оказал помощь Краковский университет, разработавший в 1612 г. учебно-воспитательный план для городских и сельских школ.

Повышенные католические школы, называемые кафедральными или соборными были открыты в Вильно, а также в Полоцке, Витебске, Бресте, Гродно, Могилеве, Минске. Руководителем школы был схоластик. Детский учитель назывался ректор. В каждой школе был учитель пения, которого называли кантор. Кроме этих должностей в каждой кафедральной школе еще существовали должности цыркаторов (наблюдателей). Школа состояла из трех классов. Ученики делились на классы в зависимости от способностей, развития и радения. Дня каждого класса подготавливалось отдельное расписание занятий. Содержанием обучения было латинское чтение, греческий и польский языки, музыка, арифметика, зачатки философии, или изучались «семь свободных наук»: грамматика, диалектика, риторика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия. Данные школы по своему назначению должны были подготавливать служителей церкви, духовных лиц, но в большей степени они подготавливали учителей для школ, грамотных людей для государственного руководства. Епископы-католики отправляли способных учеников за свой счет в католические университеты.

Существовали также частные католические школы. Дети богатых католиков получали домашние образование.

В 1566 г. в Вильно было основано католическое училище нового типа - высшее училище гражданского права. Согласно плана 1612 г., составленного профессором Краковского университета для городских католических училищ, изучались латиница, греческий, польский, белорусский языки, катехизис, риторика, поэзия, история, музыка, арифметика, пасхалия. По субботам рекомендовалось читать стихи, посвященные праздникам в каждом месяце. А в старшем классе у учеников проверяли уроки за неделю, затем читали Цицерона и поэтов. В послеобеденное время ученики практиковались в разговорах на латинице, проводили диспуты. В воскресенье и праздничные дни уроков не было, занимались чтением евангелия, катехизиса. В основном преподавание в школе велось на польском языке, но если учитель владел белорусским языком, то обучение велось на белорусском языке.

Одной из разновидностей католической школы являлись патриархальные школы. На территории Беларуси патриархальные школы начали открываться в начале XVI в. Основное значение этих школ не ограничивалось только церковными целями, а способствовало подготовке грамотных людей для ведения торговли, хозяйства. Главной целью школ было учить «полезным наукам, добрым нравам и добродетелям католической религии». В школе ученики получали умственные, религиозные знания, изучали искусство и разные ремесла. Учились дети разных сословий, в том числе и крестьянские дети.

Во второй половине XVI в. система школьного образования в Беларуси продолжает развиваться в условиях нового государственно-политического образования - Речи Поспалитой.

В 1569 г. была принята Люблинская уния, в соответствии с которой Польша и ВКЛ объединились в новое государство - Речь Посполитую. Основные события в истории этого государства (Брестская церковная уния 1596 г., Реформация и Контрреформация) оказывали на судьбу белорусских земель самое непосредственное влияние, в том числе и на развитие просвещения.

Во второй половине XVI-XVII в. на белорусских землях также существовали разные по своей идейной направленности (конфессиональной принадлежности), содержанию, организационным формам и методам работы школы: школы протестантского направления, православные братские школы, католические, представленные прежде всего иезуитской системой школьного образования, а также униатские школы, возникшие после принятия Брестской унии, когда часть право славной иерархии заключила союз с католической церковью.

Протестантские школы.Школьное дело во второй половине XVI-XVII вв. в Беларуси развивалась под влиянием протестантизма, идеологи которого вели борьбу за национальную независимость своих стран, вводили богослужение на национальных языках, боролись за сохранение национальной культуры и развитие просвещения. Именно в этот период на территории Беларуси возникло большое количество протестантских школ, типографий, появились первые учебники на белорусском языке. В школы принимались дети всех сословий. Белорусский язык считался специальным и обязательным предметом. Практиковалось преподавать на белорусском языке некоторые предметы, В июне 1562 г. был напечатан на белорусском языке знаменитый «Катехизис» С. Будного. Это был первый школьный печатный учебник на белорусском языке, которым пользовались почти во всех протестантских школах. По «Катехизису» С. Будного в школах изучали родной язык и основы кальвинистского вероучения.

Протестантские школы открывались при церквях. Существовали они в Полоцке, Орше, Витебске, Минске, Заславье, Ивье, Ново грудке, Головчине, Сморгони, Несвиже, Могилеве, Шклове и других городах и местечках Беларуси.

На территории Беларуси действовали школы различных протестантских течений: лютеранские, кальвинистские, арианские и другие.

- Лютеранские школы. На территории Беларуси их существовало небольшое количество. В школах преподавались катехизис, грамматика, арифметика. Значимое место в школах уделялось изучению языков. Там, где обучались белорусы, изучался белорусский язык и обязательно польский язык.

Представители лютеранства высказывали педагогические идеи об образовании как мальчиков, так и девочек, содержании воспитания и образования, воспитании детей в семье.

- Кальвинистские школы. Большинство белорусских протестантов приняли кальвинизм. В 70-е гг. XVI в. в Беларуси было 163 кальвинистских собора, при большей части: которых существовали школы. Первая кальвинистская школа была открыта в Вильнюсе в середине XVI в. На базе этой школы планировалось открыть университет, но из-за вмешательства иезуитов, было создано только пятиклассное училище.

Кальвинистские школы подразделялись на два типа: начальные школы и школы повышенного типа – училище, гимназия, семинария. Кальвинистские школы носили конфессиональный характер. Главное место в них уделялось религиозному обучению и воспитанию, также в школах изучались и светские науки.

В начальных школах изучались чтение, счет, письмо, религия, основы кальвинистского вероучения (катехизис), иногда изучалась латынь. В начальной кальвинистской школе были три учителя: ректор, его помощник - конректор и кантор. В школе учили читать, писать по-белорусски.

В высших кальвинистских школах или училищах основными предметами считались филологические науки, преподавались следующие предметы: богословие, церковные песнопения, латинский, старогреческий, староеврейский, польский, белорусский языки, риторика, поэзия, диалектика, история. Меньше внимания уделялось изучению математики, природоведению, географии. Латинский язык изучался и по произведениям древних авторов - Цицерона, Катона, Горация, Вергилия, а греческий - по произведениям Ксенофонта, Демосфена.

Наиболее известными кальвинистскими школами повышенного типа были Виленская (основанная в середине XVI в. И про существовавшая до 1640 г.), где в 1558-1560 гг. преподавал на белорусском языке важнейший для того времени предмет - катехизис (основы христианского вероучения) Симон Будный, и Слуцкая (1617 г.), которая имела статус лицея гуманитарного типа,

Руководство кальвинистскими школами в Беларуси осуществлял Синод: назначал ректора и учителей, разрабатывал учебный план школ, поручал высшему духовному лицу контроль за деятельностью школ. В каждую школу из местного населения были избраны сеньоры, или инспекторы, или опекуны. Они принимали участие в составлении школьных программ, устава. В их обязанности входило присутствие на уроках, экзаменах. Инспекторы, опекуны школ заботились о существовании и нуждах школ, составляли отчеты о их работе.

В начале ХVII в. наблюдается упадок кальвинистских школ с белорусским языком обучения. Католицизм в Беларусь принес свой язык и культуру. В открытом в это время Слуцком кальвинистском училище все предметы преподавались на польском языке. Белорусский язык как специальная дисциплина уже не изучал ась.

Слуцкая школа (училище) для мальчиков разных сословий готовила духовных лиц и учителей. Руководили училищем ректор и его помощник - конректор. Учителей называли коллеги или магистры. Коллегам помогали лучшие ученики - лекторы. Руководитель и магистры училища следили за тем, чтобы ученики постоянно посещали церковь, внимательно слушали проповеди и запоминали их содержание, учили «священное писание». В Слуцкой школе были введены дневники. Курс обучения в школе составлял 6 - 10 лет. Метод преподавания был лекционный, записанные лекции по субботам проверялись ректором и коллегами. Дважды в неделю ученики под руководством учителя практиковались в рассуждениях и дискуссиях. Экзамены были публичные. Проводились два раза в год. На экзаменах присутствовали родители учеников, представители кальвинистской общины, сеньор и учитель. Учащиеся, не сдавшие экзамены, не отпускались на каникулы: учителя должны были заниматься с ними не менее чем два часа каждый день. Слуцкое училище давало основательные знания. О Слуцком училище шла добрая слава - ее называли «Слуцкими Афинами», Сегодня ее считают первой белорусской гимназией.

Арианские школы. В середине XVI в. В протестантском движении произошел раскол появилось новое течение - арианство, приверженцы которого позднее называли себя социанами (по имени своего идеолога Фауста Социана). По инициативе арианских общин на территории Беларуси была открыта целая сеть арианских школ: в Ивье, Клецке, Несвиже, Новогрудке и других местах. Каждая арианская община в Беларуси имело свою школу. Эти школы были двух видов: начальные школы и школы типа гимназий, которые давали среднее образование.

Учебный план средних арианских школ включал целый ряд учебных дисциплин: латинский, греческий, древнееврейский языки, философию, риторику, право, теорию музыки, историю, этику, географию. Большое внимание уделялось преподаванию предметов природоведческого цикла: природоведению, физике, математике, медицине. Языком преподавания в арианских школах был латинский или польский. Арианские школы давали обширное содержание образования, которое в Беларуси, как отмечают исследователи, ранее не давала ни одна школа. Образование и обучение носили гуманистический характер: формировали мировоззрение, уважение к человеку, давали возможность сформировать себя как личность гуманную, человеколюбивую, свободомыслящую, разумную. Полученное образование в арианских школах позволяло молодежи учится в Европейских университетах, или работать домашними учителями.

Для организации работы арианских школ и их деятельности Раковской академией (Польша) была разработана программа, в которой приводился учебный план, формы организации учебно- воспитательной работы. Учителя арианских школ сами создавали учебники для школ. Система управления арианскими школами практически соответствовала такой же системе в кальвинистских школах.

Самой известной в Беларуси была арианская школа в Ивье, учителем и ректором которой работал талантливой гуманист - просветитель Ян Лициний Намысловс:кий, который в 1586 г. в Лоске издал на латинском языке «Пособие для овладения учением Аристотеля», а чуть позже (1589) «Сентенции, которыми надлежит руководствоваться в жизни»,

Протестантские школы просуществовали на территории Беларуси до середины XVII в. В начале XVII в. феодально-католическая реакция перешла в решающее наступление на Реформацию. В 1612 г. в Речи Посполитой было запрещено строительство протестантских
кирх, а закрытие всех протестантских школ пришлось на середину XVII в.

Братские школы.Братства - это особые религиозно-национальные организации, в которых дела решались по демократическому принципу. Братства создавались вокруг православных приходских церквей, монастырей. Главная задача братств заключалась в том, чтобы вести борьбу против окатоличивания и полонизации, против национального гнета, за сохранение и развитие языка и культуры белорусского народа. Культурно-просветительская деятельность братств выражалась в организации школ, типографий, издании учебников, церковных книг и другой литературы. Каждое братство считало своим долгом открыть школу, осуществлять религиозное воспитание.

Братские школы возникли в Беларуси в конце XVI - первой половине ХVII в. Самой первой братской школой на Беларуси была Виленская, которая открылась в 1584 г. Потом Могилевская - в 1590 г, Брестская и Гродненская - 1591 г., Минская - 1592 г.

Виленская братская школа была самой старшей и высшей (по уровню образования - средней) среди братских школ Беларуси. Она оказывала определенное влияние на развитие всех братских школ в Беларуси. В этой школе классы назывались по дисциплинам первый класс - русского языка (так назывался белорусский язык); второй - церковнославянской и греческой; третий, четвертый и пятый - классами латинского языка. Такая форма организации системы обучения была самой прогрессивной в мире.

В братских школах использовались печатные учебники: букварь, азбука, грамматика. Изучались славянский, греческий, латинский, белорусский, польский языки, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия, религия. Сначала обучение в братских школах было индивидуальным. Дети зачислялись в школу в любое время. Постепенно коллективные формы занятий стали основной формой обучения. Это выступило основанием для начала занятий для всех учеников - 1 сентября.

Братские школы отличались своей организацией процесса обучения:

- Ректор школы и учителя выбирались на общих собраниях братства.

- Братство осуществляло контроль за деятельностью школы, Выбирались два попечители для наблюдения за школой.

- Каждый член братства имел право посещать школу для знакомства с ее работой.

- Родители заключали договор с ректором, где помещались обязанности родителей и учителей.

- В школу принимались дети всех сословий.

- Сироты содержались за счет братства.

- Родители не имели права забирать детей до окончания года обучения.

- Учащиеся занимали место в классе «по своим успехам в учебе, а не по богатству».

- Школа состояла из трех классов, в каждом дети обучались один год.

- Уроки проводились ежедневно.

- Учитывалась успеваемость и посещаемость.

- Пропуски занятий и опоздания не допускались,

Школьный распорядок:

- Ученики приходили в школу к девяти часам утра.

- Занимали закрепленное за каждым в соответствии с успехами место.

- Занятия начинались с молитвы.

- Потом каждый ученик рассказывал подготовленный урок и показывал домашнее письменное задание.

- Затем учитель объяснял новый материал.

- Для его закрепления выполнялись упражнения. Записывали задание на следующий день, учили уроки, проверяли друг друга.

- Занятия заканчивались молитвой.

- Дома ученики должны были рассказать родителям изученный урок и показать письменное задание.

- В субботу повторяли все, что прошли за неделю.

- В субботу и в праздники большое внимание уделялось религиозному воспитанию - посещали служения в церкви.

В своей деятельности братские школы руководствовались уставом братства и уставом школы. Самыми известными школьными уставами являются уставы Львовской и Луцкой школы.

Виленским братством был разработан устав, которому подчинялись все белорусские братские школы. Устав определял следующий порядок обучения: при поступлении в школу в присутствии двух свидетелей заключалось соглашение между родителями ученика и представителями школы. В нем говорилось об обязательном соблюдение устава обеими сторонами, объем знаний, которые должен получить ученик, размер платы за обучение. Мальчики из бедных семей учились бесплатно.

Устав регламентировал и организовывал работу. Ученики должны были приходить на занятия в строго определенное время. Старшие сидели ближе к учителю, который находился в «красном углу», под образом. Учитель вызывал учеников по очереди; каждый вызванный выходил из-за стола, кланялся учителю в пояс и начинал слегка нараспев «рассказывать» свой урок.

Устав регламентировал содержание обучения: ученик должен читать и писать из Евангелия, из книг апостольских, из пророков, из «святых отцов», но также и «от философов, поэтов, историков и прочая». «Школы словенской учение начинается так - сперва научаются складывать буквы, потом обучаются грамматике, потом учатся церковному порядку, чтению, пению. Так же приучаются, чтоб дети один другого спрашивали по-гречески, а отвечали по-словенски, а также спрашивали по-словенски, а отвечали на простом языке. Дети должны между собою разговаривать не только на простом языке, но и по-словенски u по-гречески. Некоторые даже приступают к высшим наукам - диалектике и риторике».

Соответственно, в братских школах обучение осуществлялось буквослогательным методом: сначала изучали буквы алфавита от «аз» до «ижица». Азбуку заучивали наизусть, от начала до конца и наоборот. Затем заучивали с

...





Читайте также:
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о...
Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда...
ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.044 с.