Педагогические идеи и деятельность В.Ф. Одоевского.




Владимир Федорович Одоевский (1803-1869) был видным деятелем русской культуры, талантливым писателем и выдающимся педагогом.

В.Ф. Одоевский, глубоко изучив педагогические труды русских и зарубежных педагогов, обратился к разработке основ русской педагогики как науки. Для усовершенствования науки нужно осуществить наблюдения за процессом умственного развития человека почти с его рождения. Он предлагал матерям вести дневники наблюдений за детьми, а внимание педагогов обращал на наличие у детей индивидуальных задатков, которые необходимо учитывать в процессе воспитания.

Умственное развитие детей Владимир Федорович рекомендовал начинать с раннего возраста (до 4-х лет), но остерегал педагогов от крайностей в деле обучения детей, особенно от слишком раннего начала обучения. Считал, что обучение детей дошкольного и младшего возраста должно быть занимательным, интересным, но не развлечением и забавой. Оно должно приучать их к систематическому умственному труду.

Умственное развитие детей - это приобретение ребенком личного опыта и дальнейшее осмысление данных этого опыта, а также развитие мышления в процессе этого осмысления под руководством взрослы х. При этом особую роль он отводил умению разговаривать с детьми. Во время разговоров воспитатели (родители), полагал Одоевский, должны, прежде всего, укрепить ребенка в том, что он уже знает, еще не осознавая этого, а затем уже сообщить ему новые знания. Одоевский дал советы и методические указания для родителей и наставников по проведению бесед с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

В.Ф. Одоевский был противником физических наказаний детей, особенно в детских приютах, в организации и руководстве которых активно участвовал.

В.Ф. Одоевский был организатором и руководителем первых детских приютов в России, созданных им в системе государственных учреждений с привлечением средств и сил общественной благотворительности. Он разработал «Положение о детских приютах» и «Наказ лицам, непосредственно заведывающим детскими приютами», по которым с 1839 г. работали эти учреждения. Согласно «Положению...» приюты состояли в ведении Комитета главного попечительства о детских приютах, находившегося под покровительством царицы. В 1839 г. В.Ф. Одоевский был назначен правителем дел Комитета главного попечительства о детских приютах, Комитет должен был издавать для детских приютов учебные пособия и руководства.

Одоевский составил «Таблицу складов» (1839) - своеобразное руководство для обучения грамоте звуковым методом, которое В.Г. Белинский рекомендовал широко использовать в школах и при домашнем обучении. Совершенствуя методику работы с детьми в приютах, В.Ф. Одоевский создавал книжки для детей, вводил наглядное обучение по картинкам, а также по «предметам в натуре», писал руководства для смотрительниц детских приютов. Он стремился сделать детские приюты воспитательными учреждениями, а не просто убежищами, в которых дети получали питание, уход и находились под надзором.

Согласно документам, разработанным Одоевским, детские приюты должны были:

- доставлять убежище бедным детям, остающимся без надзора во время дневных работ их родителей, убежище, которое до некоторой степени заменило бы им семью;

- внушать детям «чувство доброй нравственности» и к этой цели направлять детские занятия и игры;

- приучать детей к порядку и опрятности, развивать их умственные способности путем наглядного изучения простых предметов, их окружающих;

- дать детям элементарные знания об окружающем, навыки ремесла и рукоделия. Дети должны были находиться в приютах с 7 часов утра до 8-9 часов вечера.

Жизнь в детском приюте, по мысли Одоевского, должна была быть организована на семейных началах, чтобы смотрительницы всячески заботились о детях. Смотрительниц следовало назначать в первую очередь из числа окончивших женские учебные заведения и практиканток, уже работавших с детьми в приютах. При выборе их нужно было обращать главное внимание на их нравственно-религиозные качества, педагогические склонности, на то, чтобы они любили детей. Пример поведения смотрительницы Одоевский считал важнейшим средством нравственного воспитания детей.

Одоевский был замечательным детским писателем. Его «Сказки Дедушки Иринея» (1841) (псевдоним Одоевского) были высокохудожественными литературными произведениями отличавшимися также большим педагогическим потенциалом. Сказки Одоевского знакомили детей с реальными явлениями и предметами, расширяли круг их знаний, развивали творческое воображение и мышление детей, воспитывали их в моральном отношении.

В.Ф. Одоевский создал особую «детскую науку», Т.е. строго обдуманную систему, состоящую из нескольких пособий и руководств. В ряду этих работ Одоевского первое место занимает не законченное изданием сочинение «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея», написанное на основе тщательного изучения многих работ русских и зарубежных педагогов, более чем десятилетних наблюдений за обучением детей и своих практических занятий с ними. Из этого оригинального труда была опубликована лишь часть, раскрывающая психолого-педагогические основы первоначального воспитания и обучения детей, - статья «Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей» (1844).

«Наука до науки. Книжка дедушки Иринея» (1848) делил ась на две части: книга для учителя (включала 482 вопроса) и книга для ученика, в которой давались ответы на вопросы в виде рассказов. Занятия по этой книге были направлены не столько на приобретение детьми новых знаний, сколько на осознание ими того, что они бессознательно уже приобрели сами.

Особого внимания заслуживает входящий в эту книгу «Вопросник», имевший целью не столько учить ученика, сколько развивать его умственные способности, укреплять духовно. Однако Одоевский не отрицал необходимости для родителей и наставников заниматься передачей детям доступных им знаний, расширять и уточнять круг детских представлений и понятий.

Кроме того, Одоевский составил проект организации для народа публичных лекций по сельскому хозяйству, технике, гигиене, общеобразовательным знаниям; он занимался организацией сельских школ, писал и издавал учебные руководства и научно-популярные книги для народа, получившие высокую оценку В.Г. Белинского.

В.Ф. Одоевский был выдающимся русским педагогом, внесшим значительный вклад в развитие педагогики, в том числе дошкольной. Его педагогические взгляды, отражавшие в оригинальной форме характерные черты прогрессивной русской педагогики, являлись связующим звеном между идейно-педагогическим опытом русских педагогов первой половины XIX В. С исканиями педагогов шестидесятых годов XIX в.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: