Борьба с конфуцианистами




Сражающиеся царства в 260 году до н. э.

Китайская империя Цинь явилась первым централизованным государством. До него существовали отдельные разрозненные царства, в целом обособленные друг от друга. Территорию, на которой проживали народы этих царств, окружали различные кочевые племена, периодически нападавшие на китайцев.

Объединение Китая (230—221 г.до н.э – не читать)

Всё шло к объединению Китая во главе с династией Цинь. Государства Среднего Китая смотрели на Шэньси (горная северная страна, служившая ядром циньских владений) как на варварскую окраину. Государственное устройство возвышающегося царства отличали мощная военная машина и многочисленная бюрократия.

В 32 года Ин Чжэн овладел тем княжеством, в котором родился, тогда же умерла его мать. При этом Ин Чжэн доказал всем, что у него очень хорошая память: после захвата Ханьданя он прибыл в город и лично руководил истреблением давних врагов его семьи, которые тридцать лет назад во время заложничества его отца унижали и оскорбляли его родителей[7]. В следующем году Цзин Кэ, убийца, подосланный Янь Данем, неудачно покушался на Ин Чжэна. Циньский правитель был на волосок от гибели, но самолично отбился своим царским мечом от «киллера», нанеся ему 8 ран. На него было совершено ещё два покушения, которые также закончились неудачей. Ин Чжэн захватил одно за другим все шесть нециньских государств, на которые в то время делился Китай: в 230 году до н. э. было уничтожено царство Хань, в 225 году до н. э. — Вэй, в 223 году до н. э. — Чу, в 222 году до н. э. — Чжао и Янь, а в 221 году до н. э. — Ци. В 39 лет Чжэн впервые в истории объединил весь Китай и в 221 году до н. э. принял тронное имя Цинь Шихуан, основав новую императорскую династию Цинь и наименовав себя первым её правителем. Тем самым он поставил точку на периоде Чжаньго с его соперничеством царств и кровопролитными войнами.

 

 

Первый император династии Цинь

Настоящее имя первого императора династии Цинь было Ин Чжэн. Он родился в 259 году до нашей эры, в Ханьдане, княжество Чжао. По одной из версий, его отец Чжуансян жил там в качестве заложника. При рождении мальчику дали имя Чжэн, что означает «первый». Его мать была наложницей, которая до этого состояла в связи с влиятельным придворным Люй Бувэем. Именно благодаря интригам последнего Чжэн унаследовал престол. Так что слухи, что Люй Бувэй и был подлинным отцом Чжэна, возникли вполне обоснованно.

В другой версии Люй Бувэй как основная движущая сила императорских интриг тоже присутствует. Но во втором варианте истории он лишь помог возвышению отца Ин Чжэна, а сам стал премьер-министром царства. Так что в 13 лет Ин Чжэн занял престол уже по праву престолонаследия. Как бы там ни было, но на самом деле вся власть была сосредоточена в руках того же Люй Бувэя и вдовствующей императрицы. Прошло еще 9 лет, прежде чем Ин Чжэн стал полноправным и единоличным правителем. Он тут же обвинил Люй Бувэя в подготовке мятежа и отправил в ссылку.

«Потомки же наши будут именоваться согласно порядку наследования – Эрши («Второй»), Саньши («Третий») и так вплоть до десятков тысяч поколений они будут наследовать бесконечно».

Реформы Ши-хуанди

Шли годы, Ин Чжэн все больше убеждался в мысли, что война — это процесс столь же бессмысленный, сколько бесконечный. Постепенно он пришел к пониманию того, что необходимо закончить вражду между царствами. Самому могущественному на тот момент императору Ин Чжэну не стоило большого труда объединить всех в единое государство и установить единое центральное правительство. Так он стал первым в ряду многочисленных сменяющих друг друга императорских династий. Вместе с этим в Китае закончился период Сражающихся царств, который длился почти два с половиной столетия. Под его руководством были проведены многочисленные и, что важно, успешные военные реформы и реформы в сельском хозяйстве. А к 221 году до нашей эры Ин Чжэну удалось воплотить в жизнь свою самую большую мечту. Он не только успешно провел колоссальную кампанию по объединению Поднебесной, но и стал первым носителем нового императорского титула, который просуществовал вплоть до Синьхайской революции 1911 года, то есть до конца эпохи императорского Китая.

Надо сказать, что в своих политических воззрениях Ин Чжэн никогда не допускал возможности федерации или просто мирного сосуществования разных государств-соседей. По его убеждениям, любое со существование рано или поздно все равно заканчивается войной за первенство. Идея единого государства красной нитью проходит через всю многовековую историю Китая, занимая мысли самых разных китайских мыслителей и политиков.

В периоды, когда военные столкновения и волнения разного рода сотрясали китайское общество, интеграция враждующих царство в единое государство всегда оставалась главной целей для всех правителей. Проблема была лишь в том, вокруг какой власти будет происходить это объединение, кто именно из исторических личностей возьмет на себя благородную миссию объединителя нации.

Для Ин Чжэна объединение враждующих царств в единое сильное государство было делом всей его жизни, достижением, которое, по его мнению, могло бы быть сопоставимо лишь с делами его легендарных предшественников, императоров Сань Хуана (San Huang) и У Ди (Wu Di). Именно поэтому в своем новом, императорском титуле Ин Чжэн решил объединить их имена — Хуанди (Huangdi), что в буквальном переводе обозначает «император императоров». Этот титул был призван подчеркнуть единовластие правителя нового типа. Так что сам Ин Чжэн с тех пор стал называться Цинь Хуанди (Qin Huangdi) или Цинь Ши Хуанди (Qin Shi Huangdi) или Цинь Шихуан, что как раз в буквальном переводе и означало «первый император». Цинь Ши Хуанди мечтал, что основанная им династия Цинь будет править Китаем на протяжении 10 тысяч поколений. Но реальный ход истории показал, что не все мечты сбываются, даже у императоров.

Для укрепления своей власти Цинь Шихуанди выбрал путь политико-административных реформ. Первостепенной задачей он определил усиление эффективности государственного управления. Для этого Цинь Шихуанди заменил иерархическую вассальную систему на новую административную структуру. Все царство было разделено на 36 префектур-военных округов, которые в свою очередь были также разделены на более мелкие административные единицы.

В центральном правительстве Цинь Шихуанди были 12 министров, которые непосредственно подчинялись самому императору. Большинство военачальников и глав администраций также назначались лично императором. Соответственно, император мог и отрешить всех их от должности. Такая система государственного управления обеспечивала Цинь Шихуанди тотальный контроль как за военной, так и гражданской администрацией. И нельзя не отметить, что эта система государственного администрирования существовала в императорском Китае на протяжении следующих почти двух тысячелетий.

Времена правления Цинь Шихуанди отмечены значительными изменениями и в других сферах общественной жизни и культуры. При нем были унифицированы системы мер и весов, введена единая денежная система. Были упразднены разрозненные системы иероглифов покоренных царств.

Император Цинь Шихуанди полагал, что сельское хозяйство и торговля должны стать ключевыми элементами в процессе общественного развития. Соответственно, он уделял этим сферам экономики самое пристальное внимание. При Цинь Шихуанди была создана единая сеть дорог, которая объединила отдаленные региона страны с центром. Это также способствовало бурному экономическому и культурному развитию империи.

Деление империи на

Колоссальная кампания по объединению Поднебесной была завершена в 221 году до н. э., после чего новый император провёл ряд реформ для закрепления завоёванного единства.

Столицей империи был избран Сяньян в исконных циньских владениях, неподалёку от современного Сианя. Туда были переведены сановники и вельможи всех завоёванных государств, всего 120 тысяч семей. Эта мера позволила циньскому императору взять элиту покорённых царств под надёжный полицейский контроль.

По настоятельному совету Ли Сы император во избежание распада государства не стал назначать родственников и приближённых князьями новых земель.

С тем, чтобы подавить центробежные тенденции на местах, империю разделили на 36 военных округов цзюнь (кит. трад. 郡, пиньинь: jùn), во главе которых назначались управляющие и чиновники.

Военные округа дальше подразделялись на области (縣), уезды (鄉), сельские волости из 100 семей (里)[8][9]. В отличие от предыдущих административных систем, структура была строго централизована[10].

Оружие, отобранное у побеждённых князей, было собрано в Сяньяне и переплавлено на огромные колокола. Из оружейного металла было отлито также 12 бронзовых колоссов, которые были поставлены в столице[8].

Была проведена реформа под лозунгом «все колесницы с осью единой длины, все иероглифы — стандартного написания», была создана единая сеть дорог, упразднены разрозненные системы иероглифики покорённых царств, введена единая денежная система, а также система мер и весов[8]. Эти меры заложили основу культурного и экономического единства Китая и на тысячелетия пережили недолговечную империю Цинь. В частности, современная китайская иероглифическая письменность восходит именно к циньскому письму.

 

Жестокий диктатор (нет слайда)

Но несмотря на столь впечатляющие достижения, Цинь Шихуанди вовсе не был правителем-благодетелем. Скорее наоборот, он был жестоким и деспотичным тираном. Цинь Шихуанди был последователем такого философского учения, как легизм. Его ближайшим помошником был легист Ли Сы, ученик великого Сюнь-цзы. Основной идеей этой философской школы было равенство всех перед Законом и императором — Сыном Неба. Следствием этого являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам. То есть любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Однако на деле легисты прославились тем, что когда они приходили к власти, то устанавливали крайне жестокие законы и наказания. Это и произошло в империи Цинь Шихуанди. Цинь Шихуанди взял на вооружение основной тезис легизма: культ закона, а точнее, административных распоряжений правителя, который обладал безграничной властью. На этой основе он выстраивал тоталитарное общество, где любая оппозиция власти рассматривалась как тяжкое преступление, заслуживавшее смертной казни.

Репрессии правителя

Любое инакомыслие жестоко подавлялось, многие диссиденты были убиты. Как правило, их трагическую судьбу разделяли и их близкие. Всё проводилось самым жестоким образом. В лучшем случае, в качестве наказания за свободомыслие человека ссылали в самые отдаленные и глухие районы страны. В список запрещённых внесли трактаты, подвергавшие сомнениям философию, которая была принята самим императором как единственно верная. Сожжение книг на городских площадях стало обычным делом.

Борьба с конфуцианистами

 

Это всё меркнет перед событиями 212 году, в Сяньяне, где по приказу императора 460 последователей учения Конфуция были заживо закопаны в землю.

 

Канал Линцюй

Канал Линцюй длиной 36 км был построен на территории современного района Гуанси около города Гуйлинь. Канал соединяет приток Янцзы реку Сянцзян с рекой Ли, которая втекает в Гуйцзян бассейна Сицзян, позволяя охватить речным транспортом огромные территории южного Китая. Строительство было начато в 214 году до н. э.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: