Педагогические взгляды и деятельность П.П. Блонского.




Блонский Павел Петрович (1884-1941) - педагог, психолог, философ, один из основоположников советской педологии, Обладал широкой эрудицией, превосходным знанием греческой философии, трудов известных отечественных и зарубежных педагогов. С 1908 г. преподавал педагогику и психологию в гимназиях Москвы. После сдачи магистерских экзаменов стал приват-доцентом Московского университета, читал лекции по педагогической психологии на летних учительских курсах, где имел большой успех. Интенсивно занимался исследованиями в области истории педагогики, в 1916 г. издал учебное пособие для вузов «Курс педагогики», где дал оценку различным педагогическим системам. Далее последовательно написал такие крупные работы, как «Трудовая школа» (1919), «Реформа науки» (1920), «Очерк научной психологии» (1921).

Всемирную известность принесла ему работа «Трудовая школа» (1919). Его высказывания о задачах трудовой школы, обоснование ее как учебного заведения, дающего научно-индустриальное образование, имели большое значение. Педагог сформулировал принципы работы трудовой школы: научность содержания образования, его политехнический характер, связь трудового обучения с общим образованием, учет возрастных и индивидуальных возможностей ребенка в процессе обучения и др. Целью воспитания Блонский считал всестороннее развитие человеческой личности, а средство ее достижения видел в соединении умственного образования с эстетическим, физическим, нравственным, трудовым и политехническим обучением.

С его точки зрения, формирование новой школы являлось основой развития нового общества. для построения новой школы, реорганизации учебных программ. разработки новых методов обучения детей необходимы были не только педагогические, но и психологические и философские знания. Блонский был убежден, что правильно организованный педагогический процесс невозможен без знания индивидуальных особенностей детей. Обучение и воспитание должно происходить на основе знаний закономерностей развития ребенка, уважения его личности, потребностей и интересов.

Осенью 1919 г. Блонский стал руководителем нового учебного заведения - Академии социального воспитания, в стенах которой осуществлялась подготовка будущих педагогов. В академии работали преподаватели разных специальностей - инженеры, экономисты, политики, представители искусств и философии.

В 1922 г. был привлечен Н.К Крупской к работе в научно-педагогической секции Государственного ученого совета, преподавал в ряде университетов (МГУ и др.), составлял школьные программы, писал учебники для педагогических вузов. Основное внимание он уделял обоснованию принципов марксистской перестройки педагогической науки и разработке основ трудовой политехнической школы.

1920-е гг. были для Блонского исключительно плодотворными: он выпустил ряд учебников, в том числе школьных, активно публиковался в периодической печати. С 1918 по 1930 год из-под его пера вышло свыше ста работ. Среди них первые советские учебники для средней и высшей школы. Его статьи публиковались в CШA и Германии, он был самым читаемым советским педагогом этого периода. Круг проблем, исследованных Блонским, чрезвычайно широк: трудовое обучение и политехническое образование, разностороннее воспитание, уважительное отношение к личности ребенка, к его потребностям и интересам.

До 1925 г. Блонский был основным разработчиком программ обучения в городских школах первой ступени. В этот период он издал еще одну свою знаменитую книгу -хрестоматию для начальной школы «Красная Зорька». Каждый раздел этого учебника завершался специально разработанными вопросами и заданиями, которые ориентировали ребенка не только на применение знаний в практической деятельности, но и на самостоятельную, творческую работу, поиск ответов на вопросы в дополнительных источниках. Впервые в истории отечественной педагогики была реализована идея «погружения» мысли ребенка в окружающую действительность, ее критического осмысления и обогащения своего личностного опыта.

После 1925 г. Блонский сменил область своих интересов, переключившись на разработку проблем педологии и психологии. В этой сфере он также создал ряд фундаментальных трудов: «Возрастная педология», «Педология» и др. В учебнике «Педология» (1934) обобщил результаты многолетних исследований о своеобразии возрастных периодов и связанных с ними особенностях воспитания и обучения, сформулировал принцип индустриализации (тесной связи школы с производством).

В 1930-х гг. Блонский, работая в Институте психологии, создавал свой капитальный труд «Память и мышление» (1935), за который был удостоен звания доктора педагогических наук без защиты диссертации. В 1935 году вышли в свет его «Очерки детской сексуальности» - первая в России (и на долгое время последняя) серьезная работа по вопросам полового развития и воспитания.

После постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе нарком-просов» 1936 года началась травля Блонского. Ему запретили издавать труды, выступать с лекциями.

В наследии Блонского педагогическая и психологическая тематика тесно переплетаются, постоянно взаимодействуют. Так, он сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти - моторная, аффективная, образная и вербальная - рассматриваются как этапы развития человека, его речи и мышления, его влияние на окружающую действительность.

Он спорил со сторонниками «социогенетизма», теории о формировании характера средой: считал, что заложенные природой стадии развития человека (которые он понимал сугубо материально) нельзя ускорить.

Вместе с Л.С. Выготским он много сделал для реформирования психологической науки. Его книги «Память и мышление», «Развитие мышления школьника» (1935) вошли в фонд работ, заложивших основы современной психологии.


 

Лекция 24. Советская школа, дошкольное воспитание
и педагогическая мысль во второй половине ХХ в.

 

Основные лекционные вопросы:

24.1. Педагогическая концепция В.А. Сухомлинского.

24.2. Деятельность педагогов-новаторов.

24.3. Педагогическая деятельность А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: