Деятельность педагогов-новаторов.




В конце 70 - начале 80-х гг. общественно-педагогическое движение характеризуется становлением и развитием деятельности педагогов-новаторов. Новатор (от лат. novator- обновитель) - это специалист, который вносит и практически реализует прогрессивные идеи в какой-либо области деятельности. Новаторство в отечественной дидактике в 1980-х гг. было определено стремлением учителей разных специальностей усовершенствовать учебно-воспитательный процесс. Движение педагогов-новаторов охватило представителей разных поколений. В 1979 г. издательство «Педагогика» впервые начало печатать серию книг «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки». Стали широко известны новаторские идеи и опыт Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина и др.

Педагоги-новаторы выступали под девизом «Творчество учителя - творчество ученика». Увлеченность своим предметом, умение построить урок так, чтобы все ученики были задействованы в учебном процессе, любовь к детям, уважение к личности ребенка - вот те качества, которые, по мнению педагогов-новаторов, должны отличать настоящего учителя. В процессе своей работы педагоги-новаторы пытались решить проблемы общения и взаимодействия в школьном классе, несвязанность обучения с жизнью, различные дидактические и воспитательные вопросы.

Ведущими направлениями педагогов-новаторов выступили:

- Педагогика сотрудничества - гуманно-оптимистическая педагогика, основанная на уважении личности ученика, равного партнерства его и учителя в учебном процессе, на стремлении к духовной общности учителя и ученика. Учитель не заставляет принудительными средствами учиться школьника, а создает ему оптимальные условия для учения и развития.
Они пронизаны верой в силы и возможности ученика в успешном усвоении знаний, стремлением при необходимости авансировать успех школьника в учебной деятельности.

- Поиск новых, нетрадиционных методов, приемов и средств учебной деятельности, обеспечивающих высокий результат усвоения учащимися учебного материала.

- Определение перспективности дидактических идей и практического опыта заметными, более высокими учебными успехами учащихся.

- Обеспечение общедоступности новаторского опыта посредством его тиражирования через публикации, тематические радио- и телепередачи, многочисленные встречи с педагогическими коллективами.

Первая встреча педагогов-новаторов прошла в подмосковном поселке Переделкино в октябре 1986 г. На первой встрече педагогов-новаторов были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:

- обучение ребенка в зоне ближайшего развития;

- учение без принуждения;

- набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала;

- идея опережения;

- идея крупных блоков;

- идея свободы выбора;

- идея диалогического размышления,

- идея интеллектуального фона класса,

- идея совместной деятельности учителей и учеников,

- идея добровольности в досуговой деятельности.

По итогам встречи были сформулированы «Тезисы педагогики сотрудничества», которые были опубликованы в «Учительской газете» от 18 октября 1986 г.

Вторая встреча прошла в 1987 г. в Грузии. На встрече были намечены пути и направления дальнейшей демократизации образования, итоговые тезисы встречи были опубликованы в «Учительской газете» от 17 октября 1987 г. под заголовком «Демократuзацuя личности». На второй встрече были намечены пути и направления дальнейшей демократизации образования:

- обоснована вариативность обучения,

- предложено обновить содержание образования, пере смотреть программы и учебные планы,

- предложено развивать у учеников творческие способности,

- выделены и обоснованы идеи обучения и воспитания ребенка в зоне ближайшего развития, организации детской половины дня, самоуважения школьника.

Разделяя общие ведущие направления, педагоги-новаторы разработали авторские технологии, системы организации образовательного процесса:

Шалва Александрович Амонашвили - идея «гуманной педагогики», которая в состоянии «приобщить ребенка к процессу изучения самого себя»; идея педагогического сотрудничества в системе «учитель - ученик»;

Игорь. Павлович Волков - использование различных видов деятельности для развития склонностей и способностей учащихся; идея «свободной мастерской», где каждый может выбрать дело по душе, при этом нет ограничения инициативы школьника; творческая реализация принципа: «Научился сам - научи товарища»;

Евгений Николаевич Ильин - уроки литературы - уроки человековедения, средство глубокого творческого восприятия литературы и как учебного предмета, и как учебника жизни; ключ к изучению литературного произведения - художественная деталь в тексте;

Софья Николаевна Лысенкова - изучение нового материала «крупными блоками», идея опережающего обучения (когда несколько минут на уроке уделяются знакомству с новыми понятиями, которые будут изучаться в скором времени);

Виктор Федорович Шаталов - учебный материал объясняется максимально четко, логично, С использованием блок-схем, которые отражают логические связи учебного материала; ученики отвечают, опираясь на блок-схему, которую держат в уме; дома первоначально решаются те же задачи, что и на уроке, - в результате даже «слабые», но желающие учиться школьники могут добиться успеха; оценивание знаний производится после усвоения темы каждым учеником.

Борис Тимофеевич Лихачев - концепция эстетического воспитания школьников как системы передовых взглядов на процесс развития и формирования эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности под влиянием педагогических факторов, воздействия искусства и других эстетических объектов и явлений. Концепция включает сущностные характеристики и особенности народного эстетического воспитания, раскрывает основные направления использования национальной идеологии воспитания, в том числе овладения эстетической культурой; показано взаимодействие эстетического сознания с сознанием общечеловеческим; подчеркивается, что эстетическое воспитание учащихся не может осуществляться успешно, если оно не будет опираться на общее развитие личности, на формирование ее духовности, на выработку самостоятельного независимого мышления не будет ориентировать на творчество.

Лев Юрьевич Гардин - значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий: поощрения и наказания в школе должны строиться на точном и всестороннем учете индивидуальных и возрастных особенностей детей, тщательном анализе причин и мотивов их поступков и конкретных ситуаций, в которых эти поступки совершаются; необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае вытекает не из какой-то «шкалы» пороков и добродетелей, а из реально проявляющейся в данной педагогической ситуация потребности в коррекции поведения детей. При этом необходимо иметь в виду, что та или иная мера связывается с поступком ребенка не непосредственно, а лишь через анализ конкретной ситуации, с учетом всех отношений, составляющих данную ситуацию, Ребенка нельзя наказывать из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, а также по причине находящих приступов злобы, с воспитательной точки зрения такое поведение взрослого не только расходится с целью, но и приносит вред. Поощрение должно ориентировать на хорошие действия и закреплять их.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: