Тема: 1.1 Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство.




А.С. Макаренко (10 мин.)

План: вехи биографии (годы жизни, из какой семьи, т.е. социальный паспорт семьи; мировоззрение, кто повлиял на взгляды в детстве и юности, учителя)

Педагогическая деятельность (специфика, теория, практика (если есть); дидактические принципы, т.е. теория обучения, ступени обучения; система обучения; методы и средства; воспитание, теория воспитания, принципы, методы и средства воспитания; проблема наказания (отношение), методы и средства.

Основные педагогические труды.

Семинар № 10. Школа и педагогика в РоссииХ1Х век.

Вопросы:

1. Назовите основные противоречия в развитии школы и педагогической науки в 19 веке в России.

2. Какие главные этапы развития школьного дела в России вы можете назвать. В чем различие этих этапов?

3. Что вы знаете о взглядах и деятельности представителей русской педагогической мысли 19 века?

 

Задание:

1. Какова сущность школьных уставов, принятых в России на протяжении 18-19 веков? В чем сходство и отличие уставов 1786, 1804, 1828, 1864 годов? Составьте сравнительную таблицу данных документов.

2. Приготовьте кейсы аргументов к дебатам по теме: «Внешняя свобода не может быть абсолютной, она всегда ограничена».

Творческие задания:

1.Педагогические воззрения «западников» и «славянофилов».

2. Радикальные представители отечественной педагогики второй половины 19 века: Писарев Д.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А..

3. Пирогов Н.И. и его педагогическая деятельность. Статья - «Вопросы жизни»- характеристика педагогических взглядов.

4. К.Д. Ушинский- основоположник научной педагогики.

5. Эволюция педагогических взглядов Л.Н. Толстого.

Семинар № 11. Советская школа и педагогика.

Тема: 1.1 Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство.

1.Основные источники анализа историко-педагогических ретроспектив советского периода. Становление образовательно - воспитательной системы и ее организационно-методическое обеспечение.

2. Педагогические идеи Блонского П.П., Сорока-Росинского В.Н. и др.

3. Жизнь и пед. деятельность А.С. Макаренко. Философско-педагогические взгляды.

4. Основные положения педагогической теории: цели и задачи воспитания коллективиста-общественника; сущность коллектива, технология его поэтапного развития. Непрерывность и эстетика совместной деятельности, стиль, тон взаимоотношений в коллективе, их воспитательное воздействие на личность. Учение о дисциплине. Пути реализации принципов самоуправления.

5. Отказ от идеи трудовой и свободной школы в теории и практике советской школы (антиреформа). Роль партийных постановлений 1931-1936 гг.


 

 

6. Задание для каждого студента, выполняется письменно (заполнить таблицу, осмыслить деятельность)

А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» 1. Каковы были «стартовые условия» работы автора? Какие цели он преследовал? 2. Какие принципиальные проблемы ему пришлось преодолевать? Как он это сделал? 3. Какие основные педагогические инструменты и методы использовал автор? Что давало их использование? 4. В чем автор видит смысл разновозрастной отрядной организации? Как она влияет на процесс формирования личности? 5. Какие конфликтные ситуации возникали в процессе деятельности? Как они разрешались? Какова их роль и влияние на педагогический процесс? 1. Как воспринимается текст – как достоверный или как легенда? Почему? 2. Какие идеи, принципы, методы, приемы А.С.Макаренко можно использовать в современной педагогической деятельности? 3. Как соотнести необходимость одновозрастного класса в интересах учебной деятельности и разновозрастного отряда – в интересах воспитательной деятельности? 4. Каково значение внешних факторов и условий для успешности педагогической деятельности? Почему А.С.Макаренко оставил свою колонию?

 

Вопросы для тестового контроля:

1. Педология это …

2. Теорию свободного воспитания А. Макаренко

- критиковал, считал мелкобуржуазной;

- принимал, использовал на практике.

1. Цель воспитания …

2. Задача воспитания…

3. Ведущая деятельность определялась …

4. Виды трудовой деятельности колонии им. Горького.

5. Виды трудовой деятельности в коммуне им. Дзержинского.

6. Активная дисциплина - это…

7. Формы наказаний

8. Центральная идея педагогической системы А.С. Макаренко - это

9. Коллектив это…

10. Специфика и воспитательное значение «сводного отряда»

11. Методика параллельного действия это…

12. Система перспективных линий это…

13. Формами игровой деятельности в коллективах Макаренко были:…

14. Макаренко о требовании

15. Художественно-педагогическое произведение «Педагогическая поэма» имеет посвящение…

16. Педагогический опыт А.Макаренко с трудными подростками и его оценка в отечественной и зарубежной литературе.

Литература:

1. Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. – М., 2000.

2. Макаренко А.С. Сочинения: в 7-ми томах. – М., 1959-60.

1. Великий мастер парной педагогики//Педагогика. – 2000, № 1, с. 75.

2. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Уч. пособие для студентов высших пед. учебных заведений//Под ред. Васильевой З.И. – М., 2001.

3. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М., 1982.

4. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта.

5. Международные макаренковедческие исследования. Макаренко на Востоке и Западе. – Н.Новгород, 1994.

6. Павлова М.П., Карманов В.Ф. Педагогическая система А.С. Макаренко и коммунистическое воспитание учащихся. – М., 1988.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: