А.С. Макаренко (10 мин.)
План: вехи биографии (годы жизни, из какой семьи, т.е. социальный паспорт семьи; мировоззрение, кто повлиял на взгляды в детстве и юности, учителя)
Педагогическая деятельность (специфика, теория, практика (если есть); дидактические принципы, т.е. теория обучения, ступени обучения; система обучения; методы и средства; воспитание, теория воспитания, принципы, методы и средства воспитания; проблема наказания (отношение), методы и средства.
Основные педагогические труды.
Семинар № 10. Школа и педагогика в РоссииХ1Х век.
Вопросы:
1. Назовите основные противоречия в развитии школы и педагогической науки в 19 веке в России.
2. Какие главные этапы развития школьного дела в России вы можете назвать. В чем различие этих этапов?
3. Что вы знаете о взглядах и деятельности представителей русской педагогической мысли 19 века?
Задание:
1. Какова сущность школьных уставов, принятых в России на протяжении 18-19 веков? В чем сходство и отличие уставов 1786, 1804, 1828, 1864 годов? Составьте сравнительную таблицу данных документов.
2. Приготовьте кейсы аргументов к дебатам по теме: «Внешняя свобода не может быть абсолютной, она всегда ограничена».
Творческие задания:
1.Педагогические воззрения «западников» и «славянофилов».
2. Радикальные представители отечественной педагогики второй половины 19 века: Писарев Д.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А..
3. Пирогов Н.И. и его педагогическая деятельность. Статья - «Вопросы жизни»- характеристика педагогических взглядов.
4. К.Д. Ушинский- основоположник научной педагогики.
5. Эволюция педагогических взглядов Л.Н. Толстого.
Семинар № 11. Советская школа и педагогика.
|
Тема: 1.1 Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство.
1.Основные источники анализа историко-педагогических ретроспектив советского периода. Становление образовательно - воспитательной системы и ее организационно-методическое обеспечение.
2. Педагогические идеи Блонского П.П., Сорока-Росинского В.Н. и др.
3. Жизнь и пед. деятельность А.С. Макаренко. Философско-педагогические взгляды.
4. Основные положения педагогической теории: цели и задачи воспитания коллективиста-общественника; сущность коллектива, технология его поэтапного развития. Непрерывность и эстетика совместной деятельности, стиль, тон взаимоотношений в коллективе, их воспитательное воздействие на личность. Учение о дисциплине. Пути реализации принципов самоуправления.
5. Отказ от идеи трудовой и свободной школы в теории и практике советской школы (антиреформа). Роль партийных постановлений 1931-1936 гг.
6. Задание для каждого студента, выполняется письменно (заполнить таблицу, осмыслить деятельность)
А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» | 1. Каковы были «стартовые условия» работы автора? Какие цели он преследовал? 2. Какие принципиальные проблемы ему пришлось преодолевать? Как он это сделал? 3. Какие основные педагогические инструменты и методы использовал автор? Что давало их использование? 4. В чем автор видит смысл разновозрастной отрядной организации? Как она влияет на процесс формирования личности? 5. Какие конфликтные ситуации возникали в процессе деятельности? Как они разрешались? Какова их роль и влияние на педагогический процесс? | 1. Как воспринимается текст – как достоверный или как легенда? Почему? 2. Какие идеи, принципы, методы, приемы А.С.Макаренко можно использовать в современной педагогической деятельности? 3. Как соотнести необходимость одновозрастного класса в интересах учебной деятельности и разновозрастного отряда – в интересах воспитательной деятельности? 4. Каково значение внешних факторов и условий для успешности педагогической деятельности? Почему А.С.Макаренко оставил свою колонию? |
|
Вопросы для тестового контроля:
1. Педология это …
2. Теорию свободного воспитания А. Макаренко
- критиковал, считал мелкобуржуазной;
- принимал, использовал на практике.
1. Цель воспитания …
2. Задача воспитания…
3. Ведущая деятельность определялась …
4. Виды трудовой деятельности колонии им. Горького.
5. Виды трудовой деятельности в коммуне им. Дзержинского.
6. Активная дисциплина - это…
7. Формы наказаний
8. Центральная идея педагогической системы А.С. Макаренко - это
9. Коллектив это…
10. Специфика и воспитательное значение «сводного отряда»
11. Методика параллельного действия это…
12. Система перспективных линий это…
13. Формами игровой деятельности в коллективах Макаренко были:…
14. Макаренко о требовании
15. Художественно-педагогическое произведение «Педагогическая поэма» имеет посвящение…
16. Педагогический опыт А.Макаренко с трудными подростками и его оценка в отечественной и зарубежной литературе.
Литература:
1. Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. – М., 2000.
2. Макаренко А.С. Сочинения: в 7-ми томах. – М., 1959-60.
1. Великий мастер парной педагогики//Педагогика. – 2000, № 1, с. 75.
2. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Уч. пособие для студентов высших пед. учебных заведений//Под ред. Васильевой З.И. – М., 2001.
3. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М., 1982.
4. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта.
5. Международные макаренковедческие исследования. Макаренко на Востоке и Западе. – Н.Новгород, 1994.
6. Павлова М.П., Карманов В.Ф. Педагогическая система А.С. Макаренко и коммунистическое воспитание учащихся. – М., 1988.