Развитие образования с начала XXI века до настоящего времени.




Развитие образования в Республике Беларусь в 2000-е гг. характеризуется интенсивными преобразованиями и изменениями.

С 1 сентября 2002 г. осуществлен переход на 10-балльную систему оценки знаний учащихся. По всем предметам и курсам были разработаны «Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся», а также материалы, с помощью которых педагог может осуществлять аттестацию.

Начиная с 2002 г. осуществляется совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в сфере образования: Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми, учащейся и студенческой молодежью (2003), приняты законы Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» (2004), «Об общем среднем образовании» (2006), «О высшем образовании» (2007), Концепция непрерывного образования детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006), Программа развития национальной системы образования на 2006-2010 годы (2006), Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007-2016 гг., образовательный стандарт «Общее среднее образование. Основные нормативы и требования» (2007).

В декабре 2010 г. принят Кодекс Республики Беларусь об образовании, вступивший в силу с 1 сентября 2011 г.

Кодекс об образовании направлен на комплексное и системное регулирование общественных отношений в сфере образования.

Кодекс предусматривает создание на базе сложившихся правовых институтов единого, целостного механизма правового регулирования образовательных отношений, обеспечивает систематизацию и упорядочение правовых норм, сокращение количества нормативных правовых актов в этой сфере, а также устранение иных имеющихся недостатков в регулировании образовательных отношений.

Структурно Кодекс Республики Беларусь об образовании состоит из Общей и Особенной частей, в которых последовательно и системно изложены устоявшиеся и оправдавшие себя правовые нормы, а также нормы, востребованные современным состоянием образовательных отношений.

В Кодексе образование трактуется как обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося.

Целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.

В соответствии с Кодексом государственная политика в сфере образования основывается на принципах:

- приоритета образования;

- приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

- гарантии конституционного права каждого на образование;

- обеспечения равного доступа к получению образования;

- обязательности общего базового образования;

- интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования;

- экологической направленности образования;

- поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства;

- государственно-общественного характера управления образованием;

- светского характера образования.

Согласно Кодексу, образование подразделяется на основное образование (включает уровни дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования), дополнительное образование (дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых), специальное образование (обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных про грамм специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования).

Кодексом определены субъекты образовательных отношении, к которым отнесены обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники, учреждения образования, организации и индивидуальные предприниматели, которым предоставлено право осуществления образовательной деятельности (в том числе названы образовательные области, где они могут осуществлять такую деятельность), установлены права и обязанности всех субъектов образовательных отношений. Объектами образовательных отношений определены знания, умения, навыки, свойства и качества личности обучающихся.

Кодексом дано определение педагогических работников (профессорско-преподавательского состава) и установлены предъявляемые к ним требования. Определены общие условия возникновения образовательных отношений, а также общие требования к порядку приема лиц для получения образования. Также установлены меры социальной защиты обучающихся, касающиеся, в том числе, пользования учебниками, обеспечения питанием, охраны здоровья, выплаты стипендий, обеспечения местами в общежитиях, предоставления кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, транспортного обеспечения.

Регламентированы условия и основания привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности, порядок применения мер дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, отчисление).

Кодексом закреплены требования к организации образовательного процесса при получении каждого вида образования (требования по продолжительности учебного года и каникул, видам проводимых учебных занятий, количеству часов, отводимых на практику, наполняемости учебных групп (классов) и другие).

Определены основания для изменения и прекращения образовательных отношений, а также регламентирована процедура восстановления лиц, отчисленных из учреждений образования.

Кроме того, документом урегулирован порядок предоставления обучающимся отпусков, которые подразделяются на академический отпуск, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и отпуск для прохождения военной службы.

Определены четкий перечень документов об образовании и об обучении, а также особенности выдачи документов об образовании особого образца (с отличием или с награждением медалью). Предусмотрен новый документ об образовании - диплом исследователя, который выдается лицам, успешно закончившим обучение в аспирантуре (адъюнктуре). Также закреплены условия и порядок распределения выпускников.

Перспективы и основные направления развития образования на всех уровнях определяют программные документы.

Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007- 2016 годы направлена на достижение основной цели - создание условий для динамичного развития общего среднего образования, обеспечивающего удовлетворение потребностей личности, общества и государства в качественном образовании с учетом изменяющейся социокультурной, экономической и демографической ситуации.

Для достижения данной цепи необходимо решить следующие основные задачи:

- повышение качества научно-методического обеспечения общего среднего образования и эффективности использования результатов научных исследований в образовательном процессе;

- совершенствование содержания образования, усиление культурологической и здоровьеформирующей направленности, обеспечение преемственности на ступенях и уровнях образования; внедрение нового поколения учебно-методических комплексов, включающих электронные учебные издания;

-развитие высокотехнологичной образовательной среды общеобразовательных учреждений, совершенствование образовательного процесса посредством внедрения продуктивных технологий обучения и воспитания, комплексного обеспечения современным учебным оборудованием и средствами обучения;

- внедрение эффективных механизмов управления в системе общего среднего образования;

- оптимизация сети общеобразовательных учреждений с учетом складывающейся демографической ситуации и прогнозируемых перспектив социокультурного и экономического развития страны;

- повышение уровня профессиональной квалификации педагогических кадров, рациональное использование кадрового потенциала с учетом внедрения педагогических инноваций и потребностей рынка образовательных услуг.

Развитие общего среднего образования остается приоритетным в государственной политике. В соответствии с декретом Президента (2008) «Об отдельных вопросах общею среднего образования» в Беларуси осуществлен переход на 11- летний срок обучения. Все учебные заведения среднего образования, включая гимназии и лицеи, перешли в режим работы 5-дневной учебной и б-дневной школьной недели. Продолжительность учебного года регламентирована 35 неделями.

В 2000-х гг. значительно обновлена нормативно-правовая база среднего специального и высшего образования, разработаны и введены в действие образовательные стандарты ряда специальностей. Это содействует совершенствованию современного содержания образования, обновлению учебно-методического обеспечения образовательного процесса, повышению качества подготовки специалистов. В соответствии с Государственной программой развития среднего специального образования на 2011-2015 гг ., основной задачей определена подготовка квалифицированных конкурентоспособных специалистов и рабочих согласно заказам отраслей экономики и социальной сферы с учетом складывающейся демографической ситуации и структурных изменений, происходящих в этих отраслях.

Высшее образование в настоящее время развивается, исходя из Государственной nрограммы развития высшего образования на 2011-2015 гг. В соответствии со стратегией перехода страны к инновационной экономике, высшее образование является основным источником обеспечения ее кадрового потенциала и направлено на дальнейшее повышение качества подготовки специалистов на основе новейших достижений науки и техники, интеллектуально-творческое и идейно-нравственное развитие личности.

Основными направлениями развития высшего образования являются:

- Подготовка кадров для отраслей экономики и социальной сферы.

- Организационное и методическое обеспечение образовательного процесса.

- Развитие кадрового потенциала учреждений высшего образования.

- Развитие научной и инновационной деятельности.

- Развитие материально-технической базы учреждений высшего образования.

- Экспорт образовательных услуг и международное сотрудничество.

Содержательно-технологические инновации в области высшего образования связаны с внедрением нового содержания и технологий обучения, в том числе информационных. Разработка нового содержания обучения предполагает обновление или создание новых образовательных стандартов, учебных планов и программ двухступенчатой подготовки специалистов (специалист; магистр); создание и использование учебно-методических комплексов, включающих в себя курсы лекций, учебники, учебно-методические пособия, сборники задач, практикумы, тестовые задания на электронных и бумажных носителях. Важнейшим направлением международного сотрудничества Республики Беларусь в области высшего образования является создание единого образовательного пространства Союза Беларуси и России, а также CНГ Развитие системы воспитания в настоящее время изложено в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 гг ., определяющей организационно-методическое обеспечение основных направлений воспитания, которыми являются [45]:

- идеологическое воспитание, направленное на формирование знания мировоззренческих основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

- гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры обучающегося;

- нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям; формирование этической, эстетической культуры;

- воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;

- воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на осознание значимости своего здоровья и здоровья других людей как ценности, формирование навыков здорового образа жизни;

- гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

- семейное воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей;

- трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;

- экологическое воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к природе;

- воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;

- воспитание культуры быта и досуга, направленное на духовное и физическое совершенствование личности обучающихся, формирование у них ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

В настоящее время в нашей стране каждый гражданин, и каждый пребывающий на ее территории имеет право на образование, которое можно получить в очной и заочной формах дистанционно и в форме соискательства, обучаясь по индивидуальному учебному плану, за бюджетные и собственные средства, средства организаций.

Надлежащее качество образования обеспечивается через повышение требований к материально-технической базе учреждений образования, педагогам, учебным программам, введение компетентностного подхода на всех уровнях образования.

Важным направлением повышения качества образования стало использование здоровьесберегающих технологий. Принимаются меры по обеспечению снижения учебной нагрузки, уменьшению времени на выполнение домашних заданий, более активному включению учащихся в физкультурно-оздоровительную работу.

Большое значение в воспитании детей и молодежи отводится профилактической работе. С целью повышения ответственности за совершаемые поступки в республике значительно расширен перечень обязанностей обучающихся и введена их дисциплинарная ответственность.

Законодательно установлена государственная поддержка особенным детям, одаренным и талантливым детям, достигшим высоких показателей в учебной и общественной работе, а также находящимся в социально опасном положении, нуждающимся в оздоровлении или в особых условиях воспитания.

С учетом принципа «образование через всю жизнь» в республике созданы правовые условия для реализации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации, проведения обучающих курсов и т.д.

В настоящее время национальная система образования включает более 3 млн. человек-воспитанников дошкольных учреждений, учащихся школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, студентов вузов. В десяти тысячах учебных заведений работает более 200 тысяч педагогических работников.

Динамично развивается система дошкольного образования. Количество детей, посещающих дошкольные учреждения, возросло с 70,7% (2000) до 71,4% (2010). Охват детей пятилетнего возраста дошкольным образованием составляет 100%. Сохраняется тенденция к росту числа учреждений разных профилей. Открыто 97 новых форм дошкольного образования (сезонные игровые площадки, группы кратковременного пребывания, разновозрастные группы, «детский сад-школа»). Актуальной для системы дошкольного образования остается задача развития дифференцированной сети дошкольных учреждений разных типов и профилей. В рамках реализации проектов «Развитие детей раннего детства (от О до 6-7 лет)», «Счастливая семью) создаются и апробируются новые модели дошкольного образования (игровые площадки, семейный детский сад, материнская школа, педагогический патронаж, адаптационные группы). С учетом ресурсных возможностей современного дошкольного учреждения прорабатываются вопросы развития образовательных услуг на платной основе на дому (гувернерская практика, избрание семейного педагога).

На современном этапе позитивными тенденциями развития системы образования Республики Беларусь являются:

- гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, переход к гуманным, демократическям отношениям между педагогами и учащимися;

- вариативность и разноуровневостъ содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин, востребованных в новых социально-экономических условиях;

- разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам;

- дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных образовательных учреждений, учет социального заказа на образование;

- разработка и внедрение в образовательный процесс систем обеспечения и управления качеством образования;

- использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования (доходы от собственной коммерческой деятельности, средства спонсоров и пр.).

25.3. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в конце ХХ - начале XXI века.

Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в обозначенный период определено исследованием ряда приоритетных теоретико-методологических и научно-методических проблем.

Особо значимыми в 90-е гг.; стали проблемы формирования профессионализма и nедагогического творчества учителя (В.В. Буткевич, А.И. Жук, А.И. Кочетов, В.П. Пархоменко, А.П. Сманцер, Н.К. Степаненков, В.П. Тарантей, Л.Н. Тихонов, И.Ф. Харламов, И.И. Цыркун и др.). В монографии В.П. Пархоменко «Творческая личность как цель воспитания» (1994) представлена концепция целеполагания в образовательно-воспитательной системе, раскрыта его специфика, основные структурные компоненты и детерминанты. В работе А.А. Гримотя и Л.Н. Тихонова «На шляхах да стварэння нацыянальнай сістэмы падрыхтоукі педагагічных кадраў» (1993) изложены теоретико-методические основы многоуровневой национальной системы подготовки педагогических кадров.

Проблема качества педагогической деятельности широко представлена в статьях И.Ф. Харламова «О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве» (1992), «Ступені прафессіянальнага росту настаўніка» (1993), «Педагагічнае ўмельства: сутнасць i праблемы фарміравання» (1995) и др. В них дается научно обоснованная трактовка понятий «педагогическая умелость», «педагогическое мастерство», «педагогическое творчество», «педагогическое новаторство», рассматриваются условия формирования этих профессиональных образований.

Дальнейшую разработку в 90-х - 2000-х гг. получили вопросы гуманизации и гуманитаризации образования: воспитание национального самосознания и нравственных идеалов личности (В.Ф. Володько, А,А. Гримоть), ценностных ориентации учащихся (И.И. Прокопьев), развитие духовных сил и способностей личности (Ф.В. Кадол), формирования гуманистической системы воспитания (В.Т. Кабyш), гуманизации педагогического процесса (АЛ. Сманцер), формирования педагогической культуры семьи (Е.И. Сермяжко, В.В. Чечет), и др. В пособии для педагогов Ф.В. Кадола «Воспитание чести и достоинства старшеклассников» (1998) дается историко-педагогический анализ этой проблемы, определяются понятия «честь» и «достоинство», раскрываются психолого-педагогические предпосылки и пути формирования этих качеств у старших школьников. В работе В.Т. Кабyша «Система гуманистического воспитания школьников» (2000) определяются цели, задачи, содержание, средства и технология системы гуманистического воспитания, способы управления этой системой, рассматриваются теоретические, методические и организационные подходы к системе гуманистического воспитания.

В условиях современной социокультурной ситуации исследование проблематики гуманистического воспитания учащихся, формирования этических ценностей продолжается в работах Е.А. Башаркиной, В. Т. Кабyша, М.А. Станчиц, А.В. Трацевской и др., гендерного воспитания детей и учащейся молодежи - в работах С.Н. Захаровой, В.В. Чечета и др., экологического воспитания, осознанного отношения к природе - в исследованиях И.А. Комаровой, Л.П. Молодовой и др. В коллективном пособии «Азбука этических ценностей» (2013) рассматриваются основные этические категории - альтруизм, гуманность, милосердие, патриотизм, толерантность, эмпатия и др., образующие суть общечеловеческих ценностей и составляющие основу нравственного воспитания учащихся.

В 90-е гг. интенсивно исследуется история белорусской педагогической мысли (Е.Г. Андреева, В.С. Болбас, Г.А. Бутрим, ЕЛ. Евдокимова, КА. Кулинкович, С.В. Снапковская, Т.Г. Шаронова), дальнейшее развитие получает коррекционная педагогика (Т.И. Григорьева, Т.Л. Лещинская). Оформляется такая отрасль педагогической науки, как сравнительная педагогика, становление которой обеспечили исследования В.И. Андреева, В.А. Капрановой, 3.Н. Крайко и др.

На современном этапе подготовлен ряд учебных пособий по истории педагогики, авторами которых являются В.В. Буткевич, В.А. Капранова, Т.В. Варенова. В 2013 г. издано учебное пособие В.А. Капрановой «История педагогики в лицах».

С середины 90-х гг. активизируются исследования в области высшего педагогического образования, которые набирают силу и в начале 2000-х гг., дают существенные результаты. К этим исследованиям относятся: разработка концепции непрерывного педагогического образования и концепции высшего педагогического образования по многоуровневой системе (А.И. Жук, Р.С. Пионова, А.П. Сманцер, В.И. Стражев); создание нормативного курса педагогики высшей школы (В.И. Андреев, Р.С. Пионова); изучение вопросов преемственности в обучении школьников и студентов (С.А. Пуйман, А.П. Сманцер) ;развитие научных основ педагогической практики студентов (И.Ф. Харламов, В.П. Горленко, С.С. Кашлев и др.). Начаты исследования в области стандартов образования (М.С. Крот, Г.Н. Петровский). В учебном пособии Р.С. Пионовой «Педагогика высшей школы» (2005) дается анализ современной системы подготовки педагогических кадров в Республике Беларусь, раскрываются теоретико-концептуальные и методические основы обучения и воспитания студентов.

Важным направлением в развитии педагогической науки в Беларуси конца 90-х - начала 2000-х гг. явилось создание учебников и учебных пособий по педагогике. Начал эту работу И.Ф. Харламов. Первое его учебное пособие «Педагогика: курс лекций» вышло еще в 1979 г., второе - «Педагогика: учебное пособие» было издано в 1990 г. В 1996 г. на белорусском языке выпущена книга «Педагогiка: падручнiк для педагагiчных ВНУ». В 1998 г. учебник педагогики был издан на русском языке, который затем переиздавался в 2000, 2002, 2005 гг.; И.Ф. Харламов является также автором краткого курса педагогики. Данное учебное пособие выходило в 2001, 2003 и 2004 годах.

Создание учебных пособий но педагогике продолжено: Н.К. Степаненковым (Педагогика: учебное пособие, 1998, 2000, 2007), М С. Ковалевич (Педагогiка: вучэбны дапаможнiк, 2000), С.А. Пуйманом (Педагогика. Основные положения курса: пособие для студентов педагогических специальностей высших учебных заведений, 2001) И.П. Прокопьевым, Н.В. Михалковичем (Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учебное пособие, 2002), О.Л. Жук (Педагогика: учебно-методический комплекс для студентов педагогических специальностей, 2003), С.А. Пуйманом, В.В. Чечетом (Практикум по педагогике: пособие, 2003),О.О. Прокофьевой, Е.И. Снопковой (Педагогика: практикум с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления: учебно-методическое пособие, 2009), И.И. Цыркуном и др. (Педагогика современной школы. Основы педагогики. Дидактика: учебно-методическое пособие, 2012) и др.

В начале XXI в. определены новые направления современных исследований. В отечественной педагогической науке усилился интерес к исследованию проблем современных парадигм образования (В.Г. Бондарев, Т.Н. Буйко, А.И. Левко), совершенствования компетентности специалистов (О.Л, Жук, А.В. Маковчик), развития педагогического образования в условиях трансформационных процессов (А.И. Андарало, П.Д. Кухарчик, И.И. Цыркун), стандартизации образования в Республике Беларусь (В.Г. Ермаков, О.А. Олекс). Педагогический процесс предполагает синергию (сотрудничество) между учителем и учащимися. В этом отношении учителю при сохранении уважения достоинства ученика важно четко определиться с критериями оценки его знаний. Этой проблеме посвящены работы таких отечественных исследователей, как 3.М. Калицкий, М.В. Ильин, Н.Н. Сикорская.

Современные тенденции развития высшего образования в национальных условиях и условиях европейского образовательного пространства раскрыты в учебном пособии А.В. Макарова, В.Т. Федина «Проектирование и реализация стандартов высшего образования» (2013).

В настоящее время предметом внимания современной науки являются инновационные процессы в образовании. Исследования проводятся по ряду направлений:

- сущность инновационной педагогической деятельности, ее структура и классификация;

- механизмы применения и внедрения педагогических новшеств;

- общие и специфические особенности инновационной деятельности;

- инновационная деятельность в образовательных учреждениях;

- организация и управление инновационными процессами;

- прогнозирование, диагностика, обобщение передового педагогического опыта и инновационных процессов;

- формирование готовности учителя к инновационной деятельности и др.

Проблемы разработки инновационных образовательных технологий исследуют Н.И. Запрудский, С.С. Кашлев, Е.И. Снопкова, И.И. Цыркун, проектирования в образовании Н.А. Масюкова, Б.В. Пальчевский, моделирования в теории и практике воспитания - Е.А. Башаркина, Н.К Катович и др.

В условиях развития информационного общества активно разрабатываются исследовательские направления по внедрению информационных технологий и организации дистанционного обучения - С.В. Вабищевич, Н.Н. Пунчик, В.Н. Пунчик и др.

В настоящее время актуализированы исследования по проблемам поликультурного воспитания (освоение культурно-образовательных ценностей, формирование навыков взаимодействия различных культур, учет этнических и национальных особенностей, толерантное сосуществование больших и малых этносов), идеологического и гражданско-патриотического воспитания (воспитание правовой, политической, информационной культуры подрастающего поколения), радиоэкологического воспитания и образования (безопасная жизнедеятельность и формирование культуры здоровья в экологических условиях) и мн. др. направлениям развития образовательной теории и практики, воспитательного и учебного процесса.

Таким образом, современная педагогическая мысль в Республике Беларусь направлена на исследование проблем, вызванных необходимостью интеграции образования и науки, гуманизма, европейского сотрудничества в обеспечении качества образования на всех его уровнях, приоритетных направлений развития научного знания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: