Отдельные части газетной полосы имеют характерные названия, связанные с расположением статей или иллюстраций в газете.
Каждая газета начинается с заголовочной части. Основные ее элементы:
1. Название газеты
2. Название организации, выпускающей газету, помещаемое под названием газеты
3. Календарные сведения и номер выпуска
Название газеты постоянно и располагается в верхнем левом углу первой полосы или в верхней строке первой полосы.
Название отделено от текста чаще всего жирной линейкой. Текст названия может быть:
· наборным
· рисованным
Календарные сведения и номер выпуска размещают под названием газеты или в рамке справа.
Передовую статью помещают в левой верхней части первой полосы. Ее набирают на наибольший формат и заверстывают на одну или несколько колонок. Передовую статью отбивают линейкой от другого материала или заключают в рамку.
Официальные материалы следуют за передовой статьей.
Подборка - материал однородный по теме; размещают на нескольких колонках и объединяют одним общим заголовком - "шапкой". Подборки могут быть:
· тематическими
· разнотемными
В подборку чаще всего объединяют небольшие статьи информационного характера (заметки, интервью, репортажи). Подборку заверстывают вверху или внизу полосы и четко отделяют от другого материала. Несколько подборок заключают в рамку. Если в подборке много материала, ее заверстывают на развороте под общей шапкой.
Окно - статья (рисунок), заверстанная в верхнем правом углу полосы. Окно отбивается от текста жирными линейками.
Фонарь - статья (рисунок), заверстанная в центре или внизу полосы на две-три колонки. Высота такой колонки должна быть больше ее ширины статью отделяют от другого материала жирными или фигурными линейками.
|
Подвал - статья, размещенная в нескольких или во всех колонках внизу полосы. Подвал отделяется от предыдущего текста линейкой; заголовок подвала располагают над первыми двумя-тремя колонками. Высота подвала должна быть не больше 1/3 и не меньше 1/4 высоты полосы.
Стояк - статья, заверстанная на две-три колонки по всей высоте полосы.
Уголок - статья или иллюстрация, заверстанные в одном из углов полосы, за исключением правого верхнего. Уголок отделяют от другого материала линейками.
Чердак - крупный материал, подобный подвалу, но размещенный вверху полосы и заверстанный на всю ширину или на несколько колонок. Его отбивают от последующего текста жирными линейками или заключают в рамку
Подверстка - материал, которым заполняют пустое место под статьей, тематически с ней не связанный.
Объявления заверстывают в зависимости от вида газеты.
Колонтитулы располагают либо сверху на весь формат полосы либо внизу зааверсткой в углу на формат одной колонки. Колонтитул содержит название газеты, ее номер, дату и колонцифру.
Газеты чисто рекламного характера композиционно могут иметь другое оформление.
Оригинал и макет газетных полос.
В связи со сжатыми сроками производства газет допускаются оригиналы с небольшим процентом правки (телеграммы, информация телеграфных агенств и др.). Для каждой газеты составляют графики сдачи.
Оригинал, поступающий в набор, должен быть тщательно вычитан и размечен сокращения и условные обозначения должны быть унифицированы
|
На оригинале помечают время сдачи материала в производство. Первую страницу оригинала печатают на сопроводительном бланке, но при одновременном наборе нескольких газет, штамп с наименованием газеты, кегль набора, гарнитуру шрифта и формат набора ставят на каждой странице оригинала.
На первой странице многостраничного оригинала указывается обшее число страниц материала (например: 1-12, 1-16 и т п)
Каждая страница оригинала должна печататься с абзацного отступа. Заголовки размечаются с указанием:
· гарнитуры, кегля и начертания шрифта
· формата и заверстки загловоков
К оригиналу прилагается спецификация, в которой указывается название материала, расчетное число строк. Материал поступает в набор частями. Некоторые материалы поступают в процессе набора и верстки. Все оригиналы поступают в производство в соответствии с графиками разработанными редакцией совместно с типографией. Для правильного расположения и выделения материала составляют макет каждой газетной полосы, на котором точно рассчитано расположение текста всех статей, иллюстраций, заголовков и других элементов.
Макет изготавливается в редакции и поступает в производство чаще всего вместе с оригиналом. Макет может быть:
· выклейным
· графическим
· расчетно-графическим
Выклейной макет с использованием распечаток текста и ксерокопий иллюстраций более нагляден, но требует предварительного набора текста всей полосы, что не нужно при современной технологии компьютерного набора и верстки.
Рис.1 Макет газеты.
При изготовлении графического макета (рис. 1) использует листы-бланки, на которых нанесены вертикальные линейки, делящие газетную полосу на нужное число колонок, и горизонтальные линии, соответствующие определенному числу газетных строк в зависимости от кегля набора. Размеры листа-бланка должны точно соответствовать размерам газетной полосы в определенном масштабе. В графическом макете хорошо видны все особенности размещения и оформления текстовых, иллюстрационных материалов и заголовков. Предварительный расчетный макет с использованием программы "Макет" облегчает изготовление графического макета.
|
Графический макет для определенной газеты может быть записан в библиотеку компьютера для постоянного использования.
Особенности технологии газетной верстки.
Первая особенность - сжатые сроки для верстки. Верстку выполняют строго по макету. Все полосы газеты должны иметь одинаковый формат независимо от числа колонок на полосе. Все колонки полосные должны быть одинаковой длины.
Многие правила книжно-журнальной верстки приемлемы и для газетной. Исключение состоит в том, что необязательно выдерживать приводность строк, выдерживается лишь горизонтальная приводка строк в одной статье и приводка последних строк всех колонок, допустима разбивка отдельных абзацев на шпоны; допустимы переносы более, чем в пяти строках подряд; формат иллюстрации обычно равен одной или нескольким колонкам и др.
Некоторые правила верстки характерны только для газет:
· линейки внутри статьи выравнивают по последней и первой строкам колонки, а линейки, разделяющие статьи, должны доходить до колонтитула и горизонтальных линеек, отделяющих подвал; в качестве разделительных чаще всего используют шестипунктовые тонкие линейки;
· шапки и заголовки отбиваются от колонтитула на 10-12 п;
· отбивка рубрик не зависит от условий приводности полос; заголовки от последующего текста отбиваются на 4-6 п, а от предыдущего - на 8-12 п, строки заголовка часто разбивают на шпоны;
· текст статей, заключенных в рамки, отбивают от рамок на 2-4 п, а линейки рамки от текста смежных статей - на 4-8 п;
· линейку над подвалом отбивают от текста подвала на 10 п, а от предыдущего текста - на 4-6 п;
· в качестве знаков сносок используются звездочки, сноски заверстываются внизу колонки, к тексту которой относится сноска.
Газетные полосы, как правило, подвергаются большой правке после введения текста и в процессе верстки. Например, внесение новых информационных сведений может вызвать отступление от макета; возникает необходимость набора некоторых материалов другим шрифтом, на другой формат или выделить какой-либо текст иными графическими или текстовыми приемами. При этом часто возникает необходимость "вгонки"/"выгонки" строк, т.е. новый набор.
При печати газет офсетным способом нужны диапозитивы, которые можно получить выводом информации на лазерные экспонирущие автоматы. В этом случае имеют дело с монтажом газетной полосы, что значительно облегчает процесс изготовления печатных форм.
Заключение.
В моей письменной экзаменационной работе я раскрыла понятие верстки в целом. Также я рассмотрела основные требования к видам верстки определенных полиграфических продуктов. К своей работе я прикрепила иллюстрации, являющиеся примерами использования данных видов верстки.
4. Использованная литература.
Основные источники:
1. Издательский словарь-справочник: [электрон. изд.] / А. Э. Мильчин. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ОЛМА-Пресс, 2006.
2.Каплан Л. Е. Памятка верстальщику. — [2-е изд., доп.]. — М.: Гизлегпром, 1945. — 28 с. — (Библиотечка молодого полиграфиста).
3.Акопов А.И.. Общий курс издательского дела. Учебное пособие для студентов-журналистов. Под ред. проф. В.В. Тулупова. –Факультет журналистики ВГУ. – Воронеж, 2004. – 218 с.
4.Накорякова К.М. Справочник по литературному редактированию для работников средств массовой информации. – М., 2010.
Дополнительные источники:
1. https://slovari.yandex.ru
2.https://ru.wikipedia.org/wiki/
3.https://www.patlah.ru