Освобожденный от истории город.




Будущее Сеула: между прошлым и настоящим

Каждый раз, пересекая современный мост,

Я погружаюсь в глубокие раздумья.

Не зная насколько грешен этот мост,

Колонии насекомых пересекают его 24 часа в сутки

Как будто он им принадлежит.

Молодые люди не знают, почему это так противоестественно.

Поэтому каждый раз, пересекая этот мост,

Мое сердце останавливается подобно механизму.

(Я испытывал это бесчисленное количество раз.)

- Современный мост 1964, Ким Су Ен (1921-1968)

 

Освобожденный от истории город.

За последние 30 лет архитектурный ландшафт Сеула кардинально изменился. Иностранец, приехавший посмотреть Олимпийские игры 1988 года, прибыл бы в аэропорт Гимпо и добрался бы до города на такси. Он или она, вероятно, были бы разочарованы, увидев монотонный серый пейзаж из окна. В то время в Сеуле было не так много достопримечательностей. Большинство высотных зданий являлись двадцатиэтажными домами; и всего 63 здания, наряду со Всемирным торговым центром Сеула, можно было назвать небоскребами; дворец Кёнбоккун скрывался за старым японским Колониальным правительственным зданием, которое служило Национальным музеем Кореи.

Теперь, вместо старого аэропорта Гимпо, новыми воротами в Сеул служит недавно построенный Международный аэропорт Инчхон. Люди, прилетающие в Инчхон, отправляются на поездах AREX в городские джунгли, их застройка сейчас гораздо плотнее и выше зданий тридцатилетней давности. Наибольшие изменения затронули район Гвангвамун, где снесенное старое здание Японского Колониального Правительства больше не загораживает прекрасный вид на Кенбоккун. Сеул 2018 года теперь кажется современным и традиционным одновременно.

Образ страны часто выражается через архитектуру. Недавно отреставрированные Кенбоккун, Чхонгечхон, построенные аэропорт Инчхон и небоскребы, блестяще воплощают образ современного жителя Кореи и то, каким он хочет представить себя иностранцам. Тот образ страны, которая умеет не только сохранять традиции, но и опережать свое время. Бетонные здания, построенные в период бурного экономического роста, оказались слишком старыми, для того чтобы стать символом современности, но слишком новыми для того чтобы стать частью культурного наследия. История этих сооружений схожа со строительными лесами, временно установленными вокруг здания. Когда строительство заканчивается, их демонтируют, так же как и здания этого периода подвергаются сносу. Примерами служат эстакады и так называемые " matchbox apartments", которые представляют собой маленькие и зачастую плохо спроектированные дома, построенные по социальной программе. Когда-то путепроводы были символом экономического развития, но сейчас их сносят один за другим, потому что люди считают их уродливыми. Апартаменты matchbox также сносят и заменяют небоскребами. Одна из причин, по которой здания этого времени имеют такую короткую продолжительность, кроется отчасти в коротком сроке службы бетона, но в конечном счете главной причиной является то, что эти сооружения не несут в себе исторической или эстетической ценности того времени.

Но что же значит быть признанным "исторически ценным"? Ответ на этот вопрос важен для понимания таких процессов, как сохранение и реставрация здания. С точки зрения культурного наследия, святилище Чонмё ничем не отличается от мегалитических гробниц. Конечно, как и в случае со всеми культурными объектами наследия, Чонмё отчасти говорит нам о нашем национальном самосознании. Но оно больше не навязывается против нашей воли. Жители Кореи могут выбрать из различных культурных моделей то, что способно независимо сформировать самосознание (например, это может быть K-поп вместо Чонмё). Чонме ничуть не ближе жителям Кореи, чем, к примеру, Парфенон. Они смотрят на исторические памятники точно так же, как и любой другой турист.

В связи с этим встает еще один вопрос: почему здания, построенные в период экономического бума, не могут стать культурным наследием? Вероятно, сейчас еще нет готовности рассматривать их с точки зрения наличия эстетической ценности. Эти бетонные сооружения, покрывающие город как серый мох, напоминают нам об атмосфере минувшей эпохи и заставляют почувствовать, что события прошлого все еще имеют большое влияние.

Что касается зданий, построенных в японский колониальный период, то они относительно недавно избавились от этого исторического бремени. В середине 1990-х годов обсуждался вопрос о сносе старого здания Японского Колониального Правительства. Преобладало мнение, что здания времен японской оккупации, были просто пережитками того времени, их эстетические и архитектурные ценности не признавались. Теперь статус "современного культурного наследия" присвоился не только знаковым зданиям, таким как Сеульский вокзал и Банк Кореи, но даже обычным домам, где проживали японцы. С возрождением культурно-исторических исследований в конце 1990-х годов, тенденция к романтизации эпохи японского колониализма распространилась и на массовую культуру. В фильме "служанка" Пак Чан Ука пейзаж Кореи японского колониального периода выглядит красивее и экзотичнее реальности. Практическая оценка исторических объектов страны с туристической точки зрения также способствовала этой тенденции. Наиболее успешным примером использования объектов колониального правления в качестве туристического ресурса стала современная уличная культура города Кунсан. Это место, где японцы жили во время колониального периода, и многие японские дома до сих пор в сохранности. Ранее здания служили декорациями к историческим драмам, сегодня в них размещены кафе и гостиничные комплексы. Несмотря на то, что Чоксан Гаок, буквально означает "дом вражеской собственности", корейцы считают это место хорошей возможностью познакомиться с японской культурой, не выезжая заграницу.

Рост культурного наследия появляется одновременно со снятием исторического бремени. Что касается зданий эпохи индустриализации, то не многие люди осознают их историческую ценность. Так, в процессе "восстановления истории" городов их, не задумываясь, сносят. Соединяя традиционные и футуристические темы, Сеул стирает ключевые следы перехода от прошлого к настоящему – то, что могло бы показать, какой долгий путь был пройден для достижения этого. Таким образом, он становится городом более историческим, чем когда-либо, но в то же время освобожденным от своей истории.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: