Методики обследования речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста




Компоненты речевой системы Методики и приемы обследования Критерии оценки
Обследование произношения   Методики Ф. Ф. Рау; М. Ф. Фомичевой; Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной; Е. Ф. Архиповой. 1. произношение обследуемых звуков по подражанию логопеду (использование символов); 2. чтение слоговых таблиц (открытый слог, закрытый слог, стечение согласных); 3. проговаривание слов с заданным звуком по предъявленной картинке (позиции: в начале слова; в конце; в середине) (слова с простой и сложной слоговой структурой); 4. проговаривание словосочетаний, предложений, стихотворений; 5. проговаривание пословиц, поговорок, чистоговорок, потешек; 6. беседа с обследуемым, выявление нарушений звукопроизношения в связной речи обследуемого; 7. наблюдение (игровые ситуации, на занятиях). 1. Правильность/нарушение произношения звука: - отсутствие - замена (заменяемый звук) -искажение (вид, например, велярный ротоцизм) в позициях: изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, в середине, в конце), во фразах, в спонтанной речи. 2. Количество и характер нарушенных групп звуков. 3. Стабильность/отсутствие стабильности нарушения звукопроизношения
Обследование фонематического восприятия   Методики Л. Ф. Спировой; Р. И. Лалаевой; Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой; Е. Ф. Архиповой, Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фонематическое восприятие 1. определение наличия/отсутствия заданного звука на материале цепочки звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышишь заданный звук); 2. определение наличия/отсутствия заданного звука в слогах, в словах; 3. показ картинки с заданным звуком; 4. выделение слогов с заданным звуком из слогового ряда; слов с заданным звуком из словесного ряда или из фразы (предложения); Слуховая дифференциация фонем 1. дифференциация изолированных звуков, слогов с заданными звуками (серии из двух слогов для детей 4 лет, из 3 слогов - 5 лет и старше) хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышишь определенный звук: - не смешиваемых в произношении; - смешиваемых в произношении. 2. подбор пары картинок к словам паронимам. 3. «Деформированные фразы» (от 8 лет и старше). Послушать «деформированные фразы», найти и исправить ошибку. 4. слуховая дифференциация правильно и искаженно произнесенных слов: - способность определить в момент говорения нарушения в собственной речи; - распознавание нарушений в собственной речи, воспроизведенной через магнитофон; -распознавание нарушений в чужой речи (различение правильно и неправильно произносимых логопедом непарных слов «санки» - «шанки»).   Произносительная дифференциация фонем 1. повторение серии звуков, рядов слогов (серии из двух слогов для детей 4 лет, из 3 слогов - 5 лет и старше), слов-паронимов: - не смешиваемых в произношении; - смешиваемых в произношении. Фонематический анализ для детей старше 4 лет Методика Л. Ф. Спировой (обследование начинается с выделения гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением, и согласных звуков, стоящих в конце слова, переходя постепенно к более сложным для детей позициям звуков) 1. определение место звука в слове (начало, середина, конец – гласный звук под ударением; согласный звук – конец, начало слова); 2. выделение согласного звука из стечения двух звуков; 3. определение количества гласных или согласных звуков в слове; 4. определение из скольких звуков состоит слово; 5. выделение всех одинаковых звуков в двух названных словах; 6. определение места звука в слове (какой по счету); 7. определение последовательности звуков в слове. Фонематический синтез для детей старше 4 лет 1. составление слов из заданного количества звуков; 2. составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности; Фонематические представления для детей старше 4 лет 1. подбор слов определенной тематики на заданный звук; 2. подбор слов на заданный звук; 3. подбор слов на заданный звук с указанием его места в слове; 4. подбор слова, которое начинается на тот же звук, что и заданное логопедом; 5. составление словосочетания или/и предложения, все слова которого начинаются на заданный звук; 6. определение звука, преобладающего в словах предъявляемой фразы (предложения, текста); 7. ответы на вопросы; 8. выполнение заданий по словесной инструкции и картинному материалу.       1. Сохранность/нарушение слуховой и произносительной дифференциации фонем по разным противопоставлениям: - на уровне изолированного произношения; - на уровне слогов; - на уровне слов. 2. Наличие и характер специфических ошибок (смешения, замены фонем). 3. Сохранность/нарушение способности распознавать правильное и нарушенное произношение фонем. 4. Условия проявляющихся трудностей (нерегулярно/регулярно; в сложных фонетических позициях; на уровне изолированного произношения, на уровне слогов, слов).   5. Сохранность/нарушение способности к осуществлению фонематического анализа и синтеза.     6. Наличие/ отсутствие правильных фонематических представлений (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане). 7. Особенности реализации: - темп, - выполнение мысленное или с опорой на проговаривание, - использование пересчета пальцев или других вспомогательных средств.  
Обследование слоговой структуры слова   Методика А. К. Макаровой (изучение произношения слов с различной слоговой структурой в зависимости от их возрастающей сложности), Л. Ф. Спировой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой, Е. Ф. Архиповой, Г. В. Бабиной, Н. Ю. Шариповой и др. 1. самостоятельное называние предметов, в том числе и по картинкам (материал – слова разной слоговой структуры); 2. отраженное проговаривание слов разной слоговой структуры, словосочетаний, предложений; 3. беседа с обследуемым, выявление нарушения слоговой структуры слов в связной речи обследуемого; 4. наблюдение; 5. определение длины слова («послушай слово, покажи нужную полоску – короткую/длинную»); 6. определение количества структурных элементов слоговой последовательности («послушай, сколько раз сыграла дудочка, положи столько же кружочков – ла-ла-ла»); 7. определение акцентно выделяемых компонентов в слоговом ряду («послушай песенку, подними нужный цветочек – ту-ту-ту, ту-ту - ТУ») 8. определение наличия/отсутствия ритмических искажений в слове («послушай, правильно ли говорит Буратино: «НО’га»); 9. определение наличия/отсутствия структурного искажения в слове («послушай, здесь есть сковородка/касавотка); 10. опознание и дифференциация слов, имеющих одинаковые фрагменты (предлагаются слово и 2-3 картинки, при этом название одной из них имеет общий фрагмент с предъявленным словом [картинка для названного слова отсутствует] слово – «пила», картинки: лапа, санки, дом) 11. исследование возможности воспроизведения ритмических структур: прослушивание ритмического рисунка, отхлопываемого логопедом, и повторение по образцу; 12. исследование возможности воспроизведения ритмического рисунка слова ударами: - произнесение слова по слогам с одновременным их отхлопыванием; - называние картинки с последующим произнесением слова по слогам и одновременным отхлопыванием.     1. Уровень сложности слоговой структуры слова, доступный для произношения 2. Правильность/нарушение слоговой структуры слов: - пропуски (элизия «моток» - молоток) -нарушение последовательности слогов в слове (перестановки): *перестановка слогов в слове («деворе» - дерево) *перестановка звуков соседних слогов («гебемот» - бегемот) - итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных «тарава» - трава). - искажения структуры отдельного слога: *сокращение стечения согласных («капута» - капуста) *вставка согласных в слог («лимонт» - лимон) - антиципации (уподобление одного слога другому «пипитан» - капитан) - контаминации (соединение частей двух слов «холодильница» - холодильник, хлебница) - персеверации (застревание на одном слоге в слове «пананама» - панама) звуков, слогов на речевом материале разной сложности (слова, предложения); 3. Состояние ритмического рисунка слов при воспроизведении (скандирование, наличие ударений); 4. Темпинговые характеристики воспроизведения слов (скорость, паузирование); 5. Возможность контроля правильности при произнесении слова; 6. Количество и характер ошибок при восприятии слоговой структуры; 7. Соотнесенность количества и характера ошибок восприятия с выраженностью искажений воспроизведения слов различной слоговой структуры; 8. Правильность/нарушение воспроизведения ритмических структур; 9. Правильность/нарушение воспроизведения ритмического рисунка слов различной слоговой структуры ударами.
Обследование интонационной стороны речи   Методика Е.Е. Шевцовой, Е. Ф. Архиповой понимание изменения силы голоса восприятие изолированных звуков, звукоподражаний, произносимых различной силой голоса. Игровые приемы: «далеко-близко», кто-то сейчас говорит тихим голосом или громким? понимание изменения высоты голоса восприятие изолированных звуков, звукоподражаний, произносимых различной высотой голоса. Игровые приемы: как подают голоса животные и их детеныши? «Три Медведя». Мелодика (частота основного тона) служит средством членения речевого потока и связыванием отдельных его частей, а также определением коммуникативного типа предложения Восприятие мелодических рисунков фраз 1. прослушать предложение различных интонационных типов и определить наличие повествовательного, вопросительного или восклицательного предложения (словесно, поднять карточку с обозначением интонационного типа предложения). 2. дифференциация вариантов интонации (с обозначением их сигнальной карточкой): - в предложении; - в стихотворном тексте. Воспроизведение мелодических рисунков фраз 1. повторение предложений различных интонационных типов вслед за логопедом. 2. воспроизведение предложений по заданному образцу, правильно проинтонировать фразу, учитывая смысловой и эмоциональный подтекст (сюжетная картинка), по направляющим вопросам логопеда. 3. произвольное формулирование предложений различных интонационных типов по инструкции (задай вопрос, поинтересуйся, переспроси, порадуйся, похвали, расскажи, вспомни, отдай приказ и др.) Логическое ударение Восприятие логического ударения определение слов, обозначенных логическим ударением, («главных») в предложении и объяснение зависимости от него смысла высказывания (возможно использование сюжетной картинки) Мышка съела наш сыр. Мышка съела наш сыр. Воспроизведение логического ударения 1. повторить за логопедом фразу, интонационно выделяя ее центр (повторить предложение и выделить в нем «важное» слово). 2. повторить вслед за логопедом две фразы, отличающиеся местом акцентируемого слова (обозначенного логическим ударением). 3. ответить на вопрос, самостоятельно выделяя голосом слово, обозначенное логическим ударением: Кто читает газету? – Дедушка читает газету. Что читает дедушка? – Дедушка читает газету. 3. самостоятельный выбор слова, произносимого с логическим ударением, в зависимости от вкладываемого смысла. Словесное ударение 1. постановка словесного ударения в отдельных словах (разной слоговой структуры с ударением на разные слоги) – назвать предметные картинки. 2. постановка словесного ударения в предложениях – ответы на вопросы по сюжетной картинке, составление предложения по вопросам логопеда. Паузирование Восприятие паузирования Определение на слух межсинтагмальной паузы во фразе – слушать текст, при улавливании длительной паузы хлопнуть в ладоши. Воспроизведение паузирования
  1. чтение наизусть стихотворений;
  2. рассказ/выразительное чтение текста
знакомого по содержанию;
  1. наблюдение;
  2. беседа.
Ритм Восприятие ритмических структур в неречевом плане 1. Прослушать ритмические удары (послушай, сколько было ударов: изолированные удары, серии простых ударов, серии акцентуированных ударов) 2. произвести трансформацию звукового ритма в зрительно-пространственную схему // //; // // // ///; // Воспроизведение ритмических структур в неречевом плане 1. Прослушать ритмические удары и повторить их(послушай, сколько было ударов: изолированные удары, серии простых ударов, серии акцентуированных ударов, повтори): - по слуховому образцу; - по словесной инструкции (один короткий, два громких). 2. произвести трансформацию зрительной схемы в звуковой ритм. Восприятие и воспроизведение ритмических структур в речевом плане 1. восприятие и воспроизведение ритмических рисунков с одновременным речевым сопровождением: - комбинации одинаковых слогов (Та’та/та’та); - комбинации слогов, отличающихся согласным или гласным звуком (Ту‘та/ту’та). 2. отхлопывание слогового ритма с одновременным проговариванием; 3. отстукивание ритмического контура слова с последующим воспроизведением его слоговой структуры. Темп Восприятие темпа 1. выполнение быстрых и медленных движений в соответствии с меняющимся темпом произнесения слогов логопедом (Игра «Слушай внимательно») Воспроизведение темпа 1. повторение фраз вслед за логопедом (в обычном для ребенка темпе); 2. произнесение хорошо знакомого стихотворения; 3. пересказ рассказа; 4. произнесение в указанном темпе доступного для правильного произношения речевого материала сопряжено, отраженно и самостоятельно (способность изменять темп речи). Тембр Восприятие тембра 1. различение тембра голоса на материале междометий (понимание различных эмоциональных состояний «послушай и покажи подходящую картинку»); 2. различение тембра голоса на материале предложений; 3. различение тембра голоса людей разного возраста и пола. Воспроизведение тембра 1. передача эмоционального состояния междометиями с помощью разных оттенков голоса; 2. изменение тембра голоса в зависимости от того, какому персонажу сказки подражает ребенок.
    1. Сохранность/нарушение способности понимания изменения силы и высоты голоса   1. Сохранность/нарушение восприятия мелодических рисунков фраз: интонация повествования, восклицания, вопросительная интонация 2. Сохранность/нарушение дифференциации предложений различных интонационных типов (интонация повествования, восклицания, вопросительная) в предложении, в стихотворном тексте   3. Сохранность/нарушение способности употребления основных видов интонации (интонированность): - интонация повествования; - интонация восклицания; - вопросительная интонация.   4. Сохранность/нарушение способности восприятия логического ударения     5. Правильность/нарушение постановки логического ударения во фразе.   6. Сохранность/нарушение способности произвольно изменять место логического ударения.   7. Правильность/ошибки постановки ударения в словах.   8. Сохранность/нарушение способности восприятия паузирования (границы слов, предложений).   9. Правильность/нарушение расстановки пауз в речевом потоке. 10. Наличие/отсутствие необоснованных пауз.   11. Сохранность/нарушение способности восприятия ритмических структур в неречевом плане: определение количества изолированных ударов, серии простых ударов, акцентуированных ударов. 12. Правильность/нарушение воспроизведения ритмических структур в неречевом плане в условиях: определение количества изолированных ударов, серии простых ударов, акцентуированных ударов в условиях - предъявления слухового образца; - словесной инструкции. 13. Сохранность/нарушение способности восприятия ритмических структур в речевом плане. 14. Правильность/нарушение воспроизведения ритмических структур в речевом плане: - нормальный ритм, - дисритмия. 15. Сохранность/нарушение способности восприятия темпа. 16. Темп: ускорен значительно, ускорен незначительно, умеренный, замедлен незначительно, замедлен значительно, неровный.   17. Сохранность/нарушение способности определять характер звучания тона голоса на слух.   18. Эмоциональная окраска голоса (сохранность/нарушение способности передачи голосом эмоциональных переживаний и чувств). 19. Сохранность/нарушение способности изменения окраски голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией.
Обследование лексической стороны речи   Активный словарь Методика Л. Ф. Спировой, А. В. Ястребовой, С. Г. Шевченко, Н. В. Серебряковой. 1. называние предметов различных лексических групп, действий, качеств на наглядном материале (части речи: имя существительное, глагол (способы передвижения, состояния, действия), имя прилагательное (относительные, качественные, притяжательные), имя числительное, наречие, местоимение), (денотативный аспект). 2. называние действий по предъявленному предмету; 3. подбор определения к слову, обозначающему предмет; 4. подбор обобщающих понятий для детей старше 5,5 лет (сигнификативный аспект); 5. подбор сова к слову-стимулу (ассоциативный эксперимент, «Я буду называть тебе слово, а ты в ответ как можно быстрее назови любое слово, которое вспомнишь») (структурный аспект); 6. объяснение значения слова; 7. называние как можно большего количества слов из определенной тематической группы; 8. вставление пропущенных слов в предложение. (парадигматические отношения) 9. подбор антонимов, синонимов для детей старше 5,5 лет; 10. часть-целое.   11. беседа на определенную тематику; 12. наблюдение; 13. игровые приемы. Пассивный словарь 1. показ предметов различных лексических групп, действий, качеств на наглядном материале по словесному предъявлению; 2. показ картинок при многократном повторении слов; 3. подбор к названным определениям подходящих предметов; 4. выбор названий предметов по их действиям; 5. раздели слова на «хорошие» и «плохие» (понимание эмоционального значения слов) (прагматический аспект); 6. подбор к названию целого названия его части; 7. наблюдение; 8. игровые приемы.   1. Количественный (объем) и качественный (семантическое содержание) состав активного и пассивного словаря (предметного словаря, глагольного, словаря прилагательных, антонимов, синонимов и др.) 2. Точность понимания и употребления слов (денотативный аспект). 3. Характер лексических ошибок- наличие/отсутствие замены слов: - случайным ответом; - на основе наглядного сходства предметов (недостаток денотативного аспекта; нарушения зрения); - развернутым описанием (недостаточность актуализации слова); - на основе ситуативной связи предметов (весы – магазин) (ограниченность словаря, недостаточность актуализации активного словаря); - расширение/сужение смыслового содержания (расширение – трудности сигнификативного аспекта, сужение – денотативного). 4. Правильность/нарушение способности к обобщению и переносу (сигнификативный аспект). 5. Наличие/отсутствие системных связей (синтагматических, парадигматических) между лексическими значениями слов (структурный аспект): - отсутствие лексических связей (речевой реакции нет; ответ носит случайный характер); - наглядно-практические связи (ребенок указывает на предмет, изображает предмет или действие); - ассоциации слов по сходству или смежности обозначаемых объектов; - ассоциации слов по фонетическим признакам (сходство звукослоговой или интонационной структуры); - синтагматические реакции (ребенок формирует словосочетание); - парадигматические реакции (ребенок образует антонимы, синонимы, отношения включения, исключения и др.) 6. Наличие/отсутствие понимания эмоционального содержания слова (прагматический аспект). 7. Соответствие словарного запаса возрасту.
Обследование грамматического строя речи   Методики Л. Ф. Спировой, А. В. Ястребовой, Н. В. Серебряковой, С. Н. Шаховская. Словоизменение 1. ответ на вопрос по картинному материалу; 2. выполнение заданий; Имя существительное: изменение существительного по падежам; изменение существительных разного рода по числам; изменение по числам существительных с непродуктивными основами; называние множественного числа существительного в родительном падеже. Глагол: изменение глаголов по временам, числам, родам. Имя прилагательное: изменить прилагательное по родам, числам 3. согласование имени прилагательного, имени числительного, местоимений в роде, числе и падеже с именами существительными; согласование глагола с именем существительным, местоимением. - ответы на вопросы (Это какая пирамидка? Тебе не хватает какого кубика? Каким кольцом мы должны закончить пирамидку?); - прослушивание словосочетаний и исправление ошибок (редактирование). 4. Предложно-падежное управление: 1. - ответы на вопросы в ходе игровой деятельности («Где лежит?», «Куда положили?», «Откуда взяли?»); - составить словосочетание из глагола и имени существительного с предлогом, предложение по демонстрируемым действиям, по сюжетной картинке; - подстановка недостающего предлога в словосочетание, предложение; - подстановка пропущенного предлога и изменение окончания управляемого слова. Словообразование: 1. выполнение заданий: изменить слова; 2. подбор родственных слов; 3. ответы на вопросы логопеда с использованием картинного материала; 4. игровые ситуации: «я буду говорить старое слово, а ты – которое получилось»; 5. дополнение предложения с использованием заданного слова в нужном падеже. Имя существительное: образовать существительное с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса; образовать слова, обозначающие профессию от существительного при помощи суффиксов. Глагол: Образовать новые глаголы от глагольных основ с помощью приставки; образовать глаголы с противоположным значением с помощью приставки; образовать глаголы от прилагательных по аналогии. Имя прилагательное: образовать прилагательные от существительных, образовать прилагательные, обозначающие неполноту действия от прилагательных. Синтаксис: 1. отраженное проговаривание предложений различной структуры. 2. составление словосочетаний, предложений из слов в начальной форме; 3. составление предложений по опорным словам, расположенным в беспорядке; 4. распространение простого предложения; 5. составление предложений по предлагаемой картинке, в которой «запрограммировано» предложение заданной конструкции; 6. ответы на вопросы. Понимание грамматических форм и конструкций: 1. выполнение действий по одно-и многоступенчатым словесным инструкциям; 2. понимание форм согласования (покажи, где синее, где синий, где синяя); 3. понимание форм предложно-падежного управления: - выполнение инструкций: положи мяч на стол, под стул; - показ картинки в ответ на вопросы, содержащие предлоги; - определение правильности/неправильности высказывания.   4. понимание сложных логико-грамматический конструкций (показать карандаш ключом, ключ карандашом и т.д); 5. ответы на вопросы, определение причинно-следственной связи в предложении; 6. прослушивание словосочетаний и исправление ошибок.   1. Правильность/нарушение употребления словоизменительных грамматических форм: - владение категорий числа, рода, падежа имен существительных и прилагательных; - владение категорий числа, времени и рода глаголов. 2. Дифференциация форм словоизменения (глаголов ед. и мн. числа н. вр; пр. вр. по родам). 3. Сохранность/нарушение умения согласования имени прилагательного, имени числительного, местоимений в роде, числе и падеже с именами существительными. 4. Умение употреблять предложно-падежные конструкции с использованием предлогов: - правильность/нарушение употребления предлогов; - правильность/нарушение употребления падежных окончаний. 5. Характер и распространенность морфологических аграмматизмов в устной речи: - неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний имен существительных, прилагательных (замена окончаний любого падежа формой именительного падежа; замена одного падежа другим, смешение окончаний одного и того же падежа). - неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени; - замена префиксов и суффиксов др. - неправильное согласование имен прилагательных, числительных с именем существительным; глагола с именем существительным и местоимением; - неправильное употребление предложно-падежных конструкций.     5. Правильность/нарушение употребления словообразовательных моделей, владение: - суффиксальным, - префиксальным способами словообразования. 7. Характеристика употребляемых ребенком предложений в самостоятельной речи: - количество слов, объединяемых ребенком в предложение; - соотношение простых предложений без распространения, с распространением и сложных (сложноподчиненных, сложносочиненных) предложений; - умение выразить в одном предложении различные объективно существующие отношения (объективные действия или обстоятельства, в которых действует субъект, качественную характеристику субъекта). 8. Характер и распространенность структурных аргамматизмов в устной речи: - нарушение порядка слов в предложении; - пропуск отдельных членов предложения. 9. Условия проявляющихся трудностей (степень распространенности и сложности синтаксических конструкций). 10. Понимание одно-и многоступенчатых словесных инструкций. 11. Понимание грамматических форм словоизменения. 12. Понимание предложно-падежных конструкций. 13. Понимание сложных логико-грамматических конструкций (беспредложное управление).  
Обследование связной речи   Методики Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Н. А. Никашиной, В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Т. А. Ткаченко. 1. составление предложений по картинкам; 2. составление рассказа по картинке; 3. составление рассказа по серии картинок; 4. составление рассказа по опорным словам и предложениям; 5. составление самостоятельного рассказа; 6. наблюдение; 7. беседа (диалог), выявление нарушений связной речи обследуемого; 8. игровые приемы: «Давай сравним, какая у тебя и у меня игрушка…», «Посмотри, какой у меня есть мишка. У тебя такой же. Расскажи…», «Вот две картинки. Выбери себе одну, но мне не показывай, какую ты выбрал. А теперь по этой картинке составь рассказ, а я попробую догадаться, какая это картинка» и пр. Понимание связной речи 1. соотнесение текста и картинки; 2. ответы на вопросы по рассказу; 3. пересказ текста; 4. сокращение (компрессия) текста; 5. редактирование текста (исправление ошибок); 6. просьба рассказать самое главное или назвать главные слова, словосочетания, предложения в тексте. 1. Развернутость высказывания (объем) 2. Способность к планированию высказывания (простой вариант -составление рассказа по сюжетной картине, сложный – составление описательного рассказа по предметной картине). 3. Смысловая целостность высказывания: - сохранность/пропуск смысловых звеньев, - последовательность изложения смысловых звеньев (правильная, нарушенная). 4. Характер языкового оформления: - лексическое разнообразие (употребление слов разных частей речи; адекватность использования, смысловое наполнение лексики); - используемые грамматические средства (характер (вид) употребляемых синтаксических конструкций, наличие средств словоизменения и словообразования, адекватность использования, наличие аграмматизмов в речи); - связность высказывания (связность высказывания, связующие звенья представлены эпизодически, связующие звенья отсутствуют). 5. Соответствие пересказа ситуации (наличие искажений, добавлений). 6. Полнота пересказа (наличие пропусков). 7. Характер, кол-во, преобладающий тип ошибок. 8. Условия проявляющихся трудностей (сложность выполнения задания). 9. Сохранность/нарушение понимания связной речи.
Обследование письма   Методика Е. Ф. Спирова, Р. И. Лалаева, О. Б. Иншакова, И. В. Прищепова: изучение письма первоклассников в начале обучения «тест достижений» 1. самостоятельное написание своего имени и фамилии; 2. написание знакомых букв; 3. запись печатных букв, слогов, слов, предложений под диктовку; 4. списывание печатных слов; 5. добавление пропущенных букв в слова; 6. исправление ошибок в словах. изучение навыков письма учащихся 1-4 классов 1. слуховой диктант, 2. повторный (через промежуток времени) слуховой диктант текста; 3. запись текстов с дефектно произносимыми звуками; 4. запись текстов с недифференцируемыми на слух звуками ; 5. запись текстов с графически сходными буквами; 6. списывание с печатного и рукописного текста; 7. списывание и исправление деформированных текстов. 1. Возможность и качество выполнения письменных заданий различной степени сложности . 2. Отсутствие/наличие (количество, характер, преобладающий тип) специфических ошибок письма (классификация Р. И. Лалаевой, Е. Н. Российской): - ошибки письма, связанные с недостаточностью фонематического восприятия (смешение согласных по глухости/звонкости, твердости/мягкости, смешение аффрикат, смешение гласных под ударением). - ошибки письма, связанные с несформированностью фонематического анализа и синтеза (пропуск гласных, согласных букв, перестановка букв и слогов, повтор слога в слове); - ошибки письма, связанные с несформированностью анализа структуры предложения (слитное написание предлога со словом, разрыв слова на части, слитное написание слов, раздельное написание приставки со словом); - ошибки письма, связанные с неумением выделять предложение из текста (отсутствие заглавной буквы, отсутствие точки в конце предложения); - ошибки письма оптического характера (смешение букв по оптическому сходству, зеркальное изображение букв, зеркальное написание части слова, элементы зеркального изображения букв); - трудности каллиграфического характера (неряшливый почерк, поправки, исправления и нечитаемости, недописывание элементов букв); 3. Отсутствие/наличие (количество и характер) орфографических ошибок. 4. Особенности процесса письма, наличие и характер моторных затруднений при письме (по результатам наблюдения). 5. Темп письма. 6. Способность к саморегуляции и самоконтролю при письме: - включаемость в работу; - отвлекаемость; - темп выполнения задания в процессе работы; - способность самостоятельно находить и исправлять ошибки.
Обследование чтения   Методика Р. И. Лалаевой, О. Б. Иншаковой Методика изучения слов с регулярным и нерегулярным написанием у мл. школьников (Т. В. Ахутина, О. Е. Головина). Изучение навыков чтения вслух и «про себя» у учащихся начальных классов (Иншакова О. Б., Ахутина Т. В.).
  1. чтение отдельных букв, рядов и пар букв, соответствующих оппозиционным фонемам;
  2. чтение слогов со слоговой структурой разной сложности;
  3. чтение слогов с оппозиционными звуками;
  4. чтение частотных слов, низкочастотных слов;
  5. орфоэпическое чтение частотных и низкочастотных слов (написание слов не соответствует произнесению [она, молоко])
  6. чтение квазислов (несуществующих в р.я. слов [кыф, кавра])
  7. чтение предложений;
  8. чтение текстов различной сложности;
  9. чтение «про себя»
1. ответы на вопросы по тексту; 2. пересказ; 3. подбор картинок.  
1. Способ чтения (побуквенное, послоговое, чтение целыми словами, группами слов). 2. Скорость чтения вслух. 3. Скорость чтения «про себя». 4. Понимание прочитанного. 5. Правильность чтения. 6. Характер специфических ошибок и затруднений при чтении на речевом материале разной степени сложности: - замены и смешения звуков при чтении (замены и смешения фонематически близких звуков и графически сходных букв); - нарушение слияния звуков в слоги и слова (побуквенный способ чтения); - искажения звуко-слоговой структуры слова (пропуск согласных при стечении, пропуск согласных и гласных при отсутствии стечения, добавление лишних звуков при чтении, перестановки звуков, пропуски, перестановки слогов при чтении и др.) - нарушения понимания прочитанного (на уровне отдельного слова, предложения, текста) выделяется в тех случаях, когда не наблюдаются расстройства технической стороны процесса письма. - аграмматизмы при чтении (нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.) проявляется на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. 7. Выразительность чтения
...





Читайте также:
Что такое филология и зачем ею занимаются?: Слово «филология» состоит из двух греческих корней...
Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...
Общие формулы органических соединений основных классов: Алгоритм составления формул изомеров алканов...
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.048 с.