Обследование физиологического и речевого дыхания




Приемы

1. визуально и тактильно определяется:

- тип (логопед рукой определяет активность диафрагмы, грудного отдела или ключичного),

- темп или частота,

- ритм физиологического дыхания.

2. подуть на бумажную игрушку шарик;

3. выполнение инструкций (вдохнуть и выдохнуть носом «понюхай цветок»; вдохни носом, выдохни ртом «погрей руки»; вдохни ртом, выдохни ртом «рыбка»; вдохни ртом, выдохни носом)

4. подсчет количества слогов для определения объема речевого дыхания:

повторение слогов (слоговая таблица);

повторение слов и фраз.

Логопед замеряет количество слогов, слов произносимых на одном выдохе.

5. наблюдение.

Слоговая таблица для исследования объема речевого дыхания

Количество слогов Речевой материал
  Кот
  Идет
  Кот идет
  Кошка идет
  Кошка играет
  Кошка пьет молоко
  Кошка сидит на полу
  Кошка сидит на диване
  Котенок сидит на диване
  Кошка и кот сидят на диване
  Котята и кот сидят на диване
  Котята и кот играют на диване
  Котята и кошка играют на диване
  Красивые котята играют на диване

Критерии оценки

1. Вид физиологического дыхания:

- верхнеключичичное (живот на вдохе втягивается, плечи поднимаются),

- грудное (костальное) (расширяется грудь на вдохе),

-брюшное (абдоминальное) (при вдохе живот увеличивается, а при выдохе – опадает),

-смешанное (костоабдоминальное).

2. Темп физиологического дыхания:

- нормальный (норма для детей 2-4 лет – 20-30 дыхат. движ., 5-8 лет – 14-20 дыхат. движ. в минуту;)

- учащенный.

3. Ритм физиологического дыхания: ровное/неровное дыхание.

4. Сила выдыхаемой воздушной струи.

5. Сформированность/ несформированность ротового выдоха.

6. Сформированность/ несформированность носового выдоха.

5. Сформированность/ несформированность дифференциации носового и ротового выдоха.

6. Объем речевого дыхания: достаточной/недостаточный.

7. Плавность речевого дыхания (сохранна/нарушена).

Обследование голосовой функции

Приемы

Голос

1. начало произнесения слов, фраз.

2. наблюдение.

3. беседа.

Сила голоса

1. произнесение гласных звуков, слогов, слов или фраз от шепота до полного голоса (шепотом, тихим голосом, средней громкости, громким):

-отраженно за логопедом;

-самостоятельно по инструкции.

2. произнесение гласных звуков, слогов, слов и фраз с постепенным повышением или понижением силы голоса:

- отраженно за логопедом;

-с опорой на графическое изображение и движение руки;

- самостоятельно по инструкции.

3. преднамеренное изменение силы голоса с целью передачи содержательной информации по словесному или иллюстрационному образцу на различном речевом материале.

4. наблюдение.

5. беседа.

Высота голоса

1. пение гаммы в различных диапазонах.

 

2. произнесение гласных звуков, слогов, слов разным по высоте голосом:

- отраженно за логопедом;

-самостоятельно по инструкции.

3. произнесение гласных звуков, слогов, слов и фраз с повышением или понижением высоты голоса:

- отраженно за логопедом;

- самостоятельно по инструкции.

4. преднамеренное изменение высоты голоса с целью передачи содержательной информации по словесному или иллюстрационному образцу на различном речевом материале.

Тембр

1. произнесение звуков, слогов, слов, предложений (назализация);

2. наблюдение;

3. беседа.

Критерии оценки

1. Голосовая атака: мягкая, твердая, придыхательная.

2. Сила голоса: нормальная, чрезмерно громкий голос, чрезмерно тихий голос.

3. Высота голоса:

- наличие/отсутствие способности модулировать голос по высоте;

- соответствие силы и высоты голоса возрасту и полу.

4. Тембр голоса:

- наличие/отсутствие назализации (гиперназализация, гипоназализация);

- приглушенный;

- хриплый;

- сдавленный;

- напряженный;

- дрожащий;

-фальцет на фоне грудного регистра.

Литература:

1. Балабанова В. П. «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ. Сборник методических рекомендаций». Детство-Пресс, 2001г.

Волкова Галина Анатольевна Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2008 – 133 с.

3. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2 – 4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.

Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004 г.

Методы обследования речи детей/под ред. проф. Г. В. Чиркиной – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.

Обследование звукопроизношения

1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: Астрель, 2007 г. – 139 с.

2. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г.В Основы логопедии - М.: 1989 г.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». – М.: Просвещение, 1989, - 239 с.

Обследование фонематического восприятия, анализа, синтеза, фонематических представлений

1. Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника – СПб.: Детство – Пресс, 2006 г.

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста М.: ГНОМиД, 2001 г., 16 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: