Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении по экологическому образованию с учетом региональных особенностей ХМАО
Полежаева Ю.А.
Воспитатель 1 категории
МБДОУ ДС №8 «Снеговичок»
На протяжении многих лет работы по экологическому воспитанию в ДОУ уделяется большое внимание. Целью является формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Работа была организована в нескольких направлениях:
1. Овладение педагогами передовым опытом экологического воспитания, постоянное самообразование и повышение собственной экологической культуры, освоение педагогами современных технологий экологического воспитания.
2. Создание развивающей среды экологического содержания.
3. Организация работы с детьми с использованием различных форм организации деятельности: метод проектов и разработка и проведение экологических акций.
4. Проведение мониторинговых исследований в области экологического воспитания.
5. Пропаганда экологических знаний в социуме.
6. Выработка единой стратегии взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Большое внимание уделяется вопросам повышения квалификации педагогов в данном направлении: организуются консультации, семинары, проблемы экологического воспитания постоянно обсуждаются на педагогических советах. Применение новых технологий и использование в работе с воспитанниками таких новых форм как экологические акции, экологические проекты, экологические тренинги позволяют наиболее эффективно решать задачи экологического воспитания.
Большое внимание в МБДОУ уделяется созданию экологической среды: для ежедневного общения ребенка с природой во всех группах созданы экологические центры, подобрано оборудование для мини-лабораторий, познавательная и художественная литература, дидактические игры.
Работа по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ ведется в тесном контакте с родителями, что позволяет повысить уровень экологической грамотности родителей.
Мониторинговые исследования уровня экологической воспитанности дошкольников показывают: у воспитанников сформирован широкий круг представлений о природе; воспитанники уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их соблюдать; у воспитанников успешно вырабатывается экономное, бережное отношение к природе и ее ресурсам; воспитанники проявляют умения созидательно взаимодействовать с природой; воспитанники старшего дошкольного возраста проявляют самостоятельность, наблюдательность, коммуникабельность в организации мероприятий, направленных на охрану окружающей среды.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того экологическое воспитание- это огромный потенциал для всестороннего развития. Традиционные формы организации образовательного процесса: тематические занятия, наблюдения, опыты игры, целевые прогулки - позволяют воспитанникам дошкольного возраста расширить представления о природных объектах живой и неживой природы, вооружить знаниями о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих в природе, узнать правила поведения в природе, но не решают в полном объеме задачи формирования интегративных качеств, которые определены в последних нормативных документах по дошкольному образованию как показатели развития ребенка, способности самостоятельно решать жизненные задачи. Также традиционные формы организации образовательного процесса не позволяют привлечь к экологическому воспитанию всех участников образовательного процесса и социум, как определено в направлениях развития дошкольного образования. Поэтому в нашем дошкольном учреждении педагоги находятся в творческом поиске новых форм работы с детьми.
Экологические проекты позволяют ярче обозначить экологические проблемы в ближайшем окружении, определить пути их решения и отслеживать результаты собственной деятельности выводят образовательный процесс из стен детского сада в окружающий мир, позволяют вовлечь в работу по экологическому воспитанию не только всех участников образовательного процесса (педагогов, воспитанников и их родителей(законных представителей) но и социум, и организовать их активное взаимодействие – в то же время решать задачи не только совершенствования экологической культуры детей, но и взрослых, открывают возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с природой и окружающим миром.
Поэтому, обобщив опыт работы, я предлагаю свой вариант программы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мир доброты к природе».
Цель: Расширение экологических представлений детей дошкольного возраста о природных объектах и организация природоохранной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- расширять представления воспитанников об объектах природы;
расширять экологически ценные контакты дошкольников с объектами живой и неживой природы;
-формировать навыки экологически грамотного человека: беречь воду, не вырубать ели, не засорять места отдыха и т. п.
-осваивать умения созидательной деятельности в природе: подкармливать птиц, выращивать экологически чистые овощи на огороде, ухаживать за комнатными растениями, украшать свой двор, сад, балкон цветами и т.п.
-формировать умения и навыки взаимодействия с социумом.
Ожидаемый результат: воспитанник, имеющий представления о природных объектах, способный понимать экологические проблемы, принимающий активное участие в природоохранной деятельности, проявляющий бережное созидательное отношение к окружающей природе, имеющий представление о том, как взаимодействовать с социумом.
Реализация программы предусматривает организацию работы педагогов с воспитанниками, их родителями и социумом в различных акциях в течение года. Педагоги объединяют, активизируют детей в следующих видах деятельности: игровой, познавательной, художественно-продуктивной, исследовательской, трудовой и сами вместе с детьми определяют должны ли эти мероприятия перерасти в акцию. В течение года в каждой группе достаточно, чтобы было реализовано в полном объеме 1-2 акции. В других - воспитанники могут быть просто участниками. Если педагог с детьми определили, что в их группе будет реализована акция, то тогда должны быть тщательно спланированы все ее этапы и определены конкретные задачи и содержание деятельности для каждого этапа. В нашей программе содержание мероприятий в каждой акции примерно такое как указано в приложении 1-7, но участники каждой акции вносят свои коррективы в организацию акций.
Каждая акция состоит из трех этапов: подготовительного, когда определяются цели, задачи и содержание деятельности; основного, когда в конкретных мероприятиях, видах деятельности решаются задачи акции; и заключительного, когда проводится анализ деятельности, обобщение результатов, подводятся итоги акции.
Таким образом, если за два последних года пребывания в дошкольном учреждении, каждый воспитанник дошкольного учреждения будет хоть один раз активным участником каждой предложенной в программе «Азбука добра» акции, то это будет способствовать не только расширению у воспитанников представлений о природных объектах, развитию способности понимать экологические проблемы и принимать активное участие в природоохранной деятельности, но и успешному формированию таких интегративных качеств как «любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; имеющий первичные представления о себе, мире и природе.
Экологический проект «Живая вода».
Задачи | Содержание деятельности |
1. Сформировать представление о роли воды в нашей жизни. | Беседы: - «Где в природе есть вода» - «Для чего и кому нужна вода» Чтение инсценированное «Мы на речке отдыхали» Игра «Что было бы, если бы не было воды» Изготовление панно – коллажа «Для чего нужна вода». |
2. Расширить представления детей о водных ресурсах, о представителях водной флоры и фауны нашего региона, о свойствах воды. | Беседы: - «Водоемы Земли крупные и мелкие». - «Водоемы родного края» - «Бережем воду» Познавательные сообщения: - «Бобры - это интересно». - «Кувшинка» (экологическая сказка) - «Вот так песни» (лягушка). Чтение: -стихотворение «Речка». - И. Ильин «Снежинка» - Д. Родари «Отчего идет дождь - «Сказка о Человеке и золотой рыбке», - «Нефть в море». Рисование «Как рождается речка». Экспериментирование: Опыты с водой (свойства: жидкая, прозрачная, бесцветная, не имеет формы, запаха, вкуса, бывает холодной, теплой, горячей; растворяемость веществ воде) Дидактические игры «Капелька», «Кто живет в реке», «Кто это потерял», «Водные обитатели». Подвижные игры «Путешествие капельки» |
3. Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту и в природе. . | Беседы: - «Как не повредить своему здоровью» - «Как мы бережем воду в группе» Экспериментирование: опыты с водой (фильтрация через песок, уголь, бумагу, торф). Создание детской службы «Экологическая полиция»: рейд «Капелька» в ДОУ. |
4. Учить привлекать внимание социума к экологической проблеме. | - Выпуск листовок о последствиях небрежного использования воды, распространение их в общественных местах, учреждениях микрорайона. - Сочинение детьми совместно с родителями экологических сказок. - Ежедневный рейд экологической полиции в учреждении. - Оформление папки- передвижки для родителей «Кап и капелька» С/ролевая игра «Журналисты» Создание плаката «Берегите воду» Экологический досуг. «Волшебница Вода». |
Экологический проект «Ёлочка - зеленая иголочка»
Задачи и содержание деятельности
№ п/п | ЗАДАЧИ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |
Расширять представления детей о хвойных деревьях нашего региона, их значимости. | 1.Беседы: «Чем полезны хвойные деревья». «Почему наряжают ель». 2. Изготовление плакатов «Сохраним елку красавицу» 3. Создание экологической группы 4. Наблюдения: - «Сравнение ели и сосны»; - «Сравнение игрушечной елки с живой елкой»; - «Какие у елки иголки?» - «Определение возраста ели» | |
Воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание сохранить хвойные деревья в ближайшем окружении. | 1. Беседа «Мы юные защитники ели», «Кто может нанести вред ели и ка ей помочь?» «Как вырастить кедр». 2. Опрос детей:- «Какую мы нарядим елку» - «Как можно еще украсить дом к празднику». 3.Наблюдение «Как чувствует себя сломанная ель?» | |
Формировать навыки и умения конструктивного взаимодействия с социумом. | 1. Выпуск газет, листовок. 2. «Репортаж о том, как мы елки спасали». 3. Размещение плакатов в защиту живых елей по микрорайону. 4. Общение с жителями по вопросу сохранности живых елей. |
Экологический проект «Покормите птиц зимой»
Задачи и содержание деятельности
Задачи | Содержание работы |
Расширять представления детей о зимующих птицах нашего региона, их образе жизни. | НОД «Зимующие птицы нашего края» Беседа «Чем питаются птицы?» Наблюдение на прогулке: «Поведение птиц», «Птичьи следы» Д/и «Зимующие и перелетные» «Узнай по описанию» Изготовление птиц из природного, бросового материала. |
Формировать представление о способах помощи зимующим птицам. | Беседы «Как можно помочь птицам», «Меню для птиц» Рассматривание кормов. Сбор кормов для птиц. Подкормка зимующих птиц. Ведение «Дневника наблюдений» Д/и «Покорми птиц» Изготовление кормушек из бросового материала |
Формировать умение конструктивного взаимодействия с социумом | Рекомендации родителям «Как сделать кормушку» Творческая мастерская для родителей «Изготовление кормушек». Совместно с родителями изготовление кормушек. Выход в микрорайон: беседы с жителями города о необходимости организации помощи птицам. Оформление и размещение плакатов и листовок «Покормите птиц зимой» Организация праздников «Синичкин день», «Вороний день» Оформление стенгазеты «Как мы помогали птицам зимой» |
Экологический проект «Витаминка»
Задачи и содержание деятельности
Задачи | Содержание работы |
Расширять представления о культурных растениях. | 1.Наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснение связи и цепочки в природе. 2.Работа в уголке природы, ведение дневника наблюдений за ростом овощей, цветов. 3. Беседы: «Что растет в огороде?», «В каких овощах больше витаминов?», «Какие овощи можно вырастить на нашем огороде?», «К природе с добротой" (экологическая беседа) 4.Конкурс на лучший детский или семейный рассказ (статью, стихотворение, фоторепортаж) на темы: «Маленький огородник», «Юный цветовод». 5.Викторина " Знаем ли мы растения нашего края» |
Познакомить детей с особенностями выращивания и развития культурных растений в нашем регионе. Формировать навыки ухода за растениями. | Беседа «Правила безопасного труда» Апрель – постановка познавательной задачи, планирование работы по проекту, посадка семян на рассаду, посадка клубней в комнатных условиях для эксперимента. Май – наблюдение за пробуждением земли, появлением проталин, первых ростков; формирование практических навыков подготовки земли к посадке огорода, цветов; наблюдение за ростом и цветением ростков картофеля, посаженных в комнатных условиях. Июнь – посадка картофеля, чеснока в огороде, посадка рассады в клумбы; практические навыки (прополка клубники, полив). Закрепление понятий: семена, всходы, ростки; рассказ воспитателя о том, как и зачем нужно ухаживать за растениями на улице. Сбор урожая картофеля, посаженного в комнатных условиях. Июль – прополка, окучивание картофеля, уход за растениями огорода, цветника; наблюдение за изменениями, происходящими в развитии растений; наблюдение за насекомыми прилетающими в огород. Август – наблюдение за созреванием ягод клубники, смородины; сбор урожая клубники, смородины. Сентябрь – сбор урожая картофеля; закрепление знаний, полученных детьми в ходе работы по акции. |
Формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи в природе | Беседы «Что и как влияет на живую природу», «Что нужно для роста и развития растений?» Дидактические игры «Что сначала, что потом», «Исправь ошибки художника» Экспериментальная деятельность: установление опытным путем условий, необходимых для роста растений. |
Развивать умение презентовать результаты своей деятельности социуму | Праздник с участием родителей «Осень в лукошке» Развлечение «Витаминки с грядки». Выставка блюд, приготовленных родителями из овощей. |
Список литературы.
1. И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада дошкольного возраста «Радуга», М.-Просвещение, 2010
2. Т.И. Гризик Познавательное развитие детей 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей. – Москва «Просвещение» 2011.
3. С.Н. Николаева Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. – М.: мозаика – Синтез, 1999.
4. С.Н. Николаева Эколог в детском саду: программа повышения квалификации дошкольных работников. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.
5. Н.А. Рыжова Экологическое образование в детском саду. – М.: изд. Дом «Карапуз», 2001.
6. Н.А. Рыжова Экологические сказки: для работы с детьми предшкольного возраста. – М.: Чистые пруды, 2008.
7. Н.А. Рыжова. Я и природа. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. Москва 1996г.
8. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию».- М., 2005.
9. Т.В. Хабарова, Н.В. Шафигуллина Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников.- Издательство «Детство- Пресс»,2009
Приложение 1
Экологическая полиция.
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | ![]() | ||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() |
|
Приложение 2
Мониторинг экологической воспитанности дошкольников.