Вопрос 2 Федеральная инспекция труда




Федеральная инспекция труда – это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нпа, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Таким образом, федеральная инспекция труда состоит из следующих органов:

- Федеральная служба по труду и занятости (Роструд);

- государственные инспекции труда субъектов РФ.

В соответствии со ст. 365 ТК РФ федеральная инспекция труда реализует следующие полномочии:

- осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нпа РФ;

- анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

- осуществляет в соответствии с законодательством РФ рассмотрения дел об административных правонарушениях;

- направляет в установленном порядке соответствующую информацию в ФОИВы, оив субъектов РФ, омс, правоохранительные органы и в суды;

- проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

- обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нпа, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

- анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

- принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нпа, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

- запрашивает у ФОИВ-ов и их территориальных органов, оив субъектов РФ, омс, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

- ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

- осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нпа, содержащих нормы трудового права;

- информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нпа, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

- готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нпа, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту РФ и в Правительство РФ;

- проверяет соблюдение требований, направленных на реалтзацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также пордка назначении, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

- иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нпа РФ.

Непосредственную деятельность по реализации полномочий федеральной инспекции труда осуществляет государственные инспектора труда, которые наделены соответствующими правами и обязанностями.

Государственные инспекторы труда имеют право:

- в порядке, установленном законодательством, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;

- запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и омс и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нпа РФ, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

- расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

- направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

- выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

- запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям;

- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности;

- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

В случае обращения работника или иного лица в государственную инспекцию труда, государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства, или иных нпа, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Предписание может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Таким образом, основными правовыми средствами осуществления федеральной инспекцией труда своих надзорных полномочий являются: проведение плановых и внеплановых проверок с целью выявления нарушений трудового законодательства, выдача работодателем обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составление протоколов об административных правонарушениях в пределах своих полномочий и подготовка материалов для привлечения виновных к ответственности.

Порядок организации и проведения проверок работодателей регламентируется Законом № 294-ФЗ и ст. 360 ТК РФ. Порядок был изменен в 2011 г. В связи с принятием Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Теперь в соответствии со ст. 360 ТК РФ основанием для проведения внеплановой проверки может стать одно из трех оснований:

1) истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нпа, содержащих нормы трудового права;

2) поступление в федеральную инспекцию труда:

- обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), омс, профессиональных союзов, из СМИ о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нпа, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

- обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

- запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя работодателя) федеральной инспекцией труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В соответствии с п. 5 Закона № 294-ФЗ проводимые органами надзора внеплановые выездные проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей согласовываются с органами прокуратуры. Исключение составляют внеплановые проверки по обращениям, заявлениям и информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, которые могут проводиться незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установлено федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры (ч. 8 ст. 360 ТК РФ).

Защита нарушенных прав работников осуществляется в виде выдачи предписания, обязательного для исполнения работодателем.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в случае несогласия с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган Роструда в письменной форме возражения в отношении выданного предписания в целом или его отдельных положений.

По результатам проверки работодатель, виновный в нарушении трудового законодательства о труде и об охране труда. Может быть привлечен к административной ответственности на основании ст. 5.27 КоАП РФ, предусматривающей в качестве санкции наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 тыс. до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 890 суток; на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В случае выявления в результате проведенных надзорно-контрольных мероприятий признаков преступлений, предусмотренных ст. 143, 145, 145.1, 318 и 319 УК РФ, уполномоченные должностные лица федеральной инспекции труда обязаны направить материалы в соответствующие правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовных дел в отношении лиц, виновных в допущенных правонарушениях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: