Вопрос 1 Понятие и виды контроля и надзора




Тема 16 контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства

 

Вопрос 1 Понятие и виды контроля и надзора

К способам защиты работников относятся: самозащита трудовых прав работником; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства.

Целью защиты трудовых прав работника является обеспечение их свободной реализации, а при необходимости – восстановление или признание прав, пресечение правонарушений со стороны работодателя и его понуждение к надлежащему исполнению обязательств.

В узком смысле слова под защитой понимается деятельность уполномоченных органов по предупреждению и пресечению нарушений трудовых прав. Таким полномочиями наделены органы государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства, статус которых определен в гл. 57 ТК РФ.

Государственный контроль (надзор) – это деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждения, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами законодательства посредством организации и проведение проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия мер по пресечению устранению последствий нарушений, а также деятельность указанных огв по наблюдению за исполнением требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований работодателями (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Государственный контроль и надзор в соответствии со ст. 353 ТК РФ делится на два вида:

1) федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ. Это, так называемый, общероссийский надзор.

2) государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством РФ уполномоченными ФОИВ-ми. Это, так называемый специализированный (узкопрофильный) государственный надзор.

Виды специализированного надзора: государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах (ст. 366 ТК РФ); федеральный государственный энергетический надзор (ст. 367 ТК РФ); государственный надзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности (ст. 369 ТК РФ); федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 368 ТК РФ). Первые три вида надзора осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), последний – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

В ст. 9 Закон № 294-ФЗ установлено, что плановая проверка в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя может проводиться не чаще одного раза в три года. Количество внеплановых проверок не регламентируется законодательством, так как они обуславливаются исключительно возникшими объективными обстоятельствами. Основания для проведения внеплановой проверки: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан; 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Ведомственный контроль законодательства, в подведомственных организациях осуществляется ФОИВ-ми, оив субъектов РФ, омс в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов РФ (ст. 353.1 ТК РФ).

Ведомственный контроль осуществляется, как правило, выборочно, при рассмотрении жалобы работника на действия конкретного работодателя. При выявлении нарушений проверяющий орган обязывает руководителя устранить допущенное нарушение и тем самым осуществляет защиту прав работников.

Профсоюзный контроль представляет собой разновидность общественного контроля за соблюдением работодателями и их должностными лицами трудового законодательства. Это самостоятельная функция профсоюзов, для осуществления которой им не требуется разрешение или согласование с огв или омс, равно как и согласие работодателя.

Согласно ст. 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нпа, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Выделяются предварительный, последующий и текущий контроль за соблюдением законодательства о труде. Предварительный контроль используется в случаях, когда законодатель требует от работодателей (иных субъектов) учесть мнение соответствующего профсоюзного объединения (органа) при принятии управленческих решений или утверждении нпа (в том числе локальных). Последующий контроль осуществляется при рассмотрении жалоб и обращений работников на нарушение их трудовых прав. Текущий контроль профсоюзы осуществляют в плановом порядке. По результатам проверок соблюдения трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, профсоюзы могут предъявлять работодателям требования об устранении выявленных нарушений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения таких требований сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах их рассмотрения и принятых мерах.

Для осуществления контрольных полномочий профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные лица по охране труда наделены целым рядом прав, включая право беспрепятственно посещать любых работодателей, у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: