Министерство образования и науки
Российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Государственный университет –
Учебно-научно-производственный комплекс
Кафедра «Экономика и менеджмент»
ПРОГРАММА
Итогового государственного экзамена
По специальности 080507.65
«Менеджмент организации»
Орел 2014
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР, Директор ИОДО ФЭиМ
С. А. Измалкова _________А.В. Катунин
14 декабря 2009 г.
«____» ________2014 г.
Программа итогового государственногоэкзамена составлена в соответствии с квалификационной характеристикой и требованиями к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки специалиста по специальности 080507.65 «Менеджмент организации».
Программа учитывает будущую область профессиональной деятельности менеджера — обеспечение рационального управления экономическими процессами, организация систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально—экономического развития в различных организационных подразделениях государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм, научно - производственных, конструкторских и проектных организациях и объединениях.
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры «Экономика и менеджмент» «13» марта 2014 г., протокол № 14.
Зав. кафедрой,
д.э.н., профессор С.А. Измалкова
Программа утверждена на заседании Ученого совета ИОДО
«_____» _____________2014 г. протокол №____
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Студент, успешно завершивший обучение по программе специальности 080507.65 «Менеджмент организации», отвечает следующим общим требованиям:
|
— знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально—экономических наук, способен научно анализировать социально— экономические проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
— знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;
— имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
— имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;
— владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;
— умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
— способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
|
— понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;
— способен к проектной деятельности в профессиональной сфере, знает принципы системного анализа, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
— способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;
— готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;
— методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОСНОВЫМЕНЕДЖМЕНТА
Общая теория управления. Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами (организациями). Методологические основы менеджмента; инфраструктура менеджмента; социофакторы и этика менеджмента; интеграционные процессы в менеджменте; моделирование ситуаций и разработка решений; природа и состав функций менеджмента; стратегические и тактические планы в системе менеджмента; организационные отношения в системе менеджмента; формы организации системы менеджмента; мотивация деятельности в менеджменте; регулирование и контроль в системе менеджмента; динамика групп и лидерство в системе менеджмента; управление человеком и управление группой; руководство: власть и партнерство; стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера; конфликтность в менеджменте; факторы эффективности менеджмента.
|
ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Природа управления и исторические тенденции его развития; условия и факторы возникновения и развития менеджмента; этапы и школы в истории менеджмента; разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.; влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента; развитие управления в России; перспективы менеджмента: возможное и вероятное.
МАРКЕТИНГ
Роль маркетинга в экономическом развитии страны; товар в маркетинговой деятельности; комплексное исследование товарного рынка; сегментация рынка; формирование товарной политики и рыночной стратегии; разработка ценовой политики; формирование спроса и стимулирование сбыта; организация деятельности маркетинговой службы.
ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.
Организация как система; социальная организация, хозяйственные организации; организация и управление; теория организации и ее место в системе научных знаний; закон синергии; закон информированности - упорядоченности; закон самосохранения; закон единства анализа /синтеза/; закон развития; законы композиции и пропорциональности; специфические законы социальной организации; принципы статической организации; принципы динамической организации; принципы рационализации; проектирование организационных систем; развитие организаторской и организационно-управленческой мысли; организационная культура; субъекты организаторской деятельности.
организационное поведение.
Теории поведения человека в организации; личность и организация; коммуникативное поведение в организации; мотивация и результативность организации; формирование группового поведения в организации; анализ и конструирование организации; управление поведением организации; лидерство в организации; изменения в организации; персональное развитие в организации; управление нововведениями в организации; поведенческий маркетинг; организационное поведение в системе международного бизнеса.