ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1
Изучение устройства магнитного пускателя
и работы его схемы управления
1. Цель работы: ознакомиться с конструкцией и принципом работы основных узлов магнитного пускателя.
2. Общая характеристика магнитных пускателей
Магнитным пускателем (МП) называется трехполюсный аппарат, предназначенный для коммутационных операций в цепях реверсивных и нереверсивных потребителей и защиты их от перегрузок при рабочих напряжениях до 500 В и рабочих токах до 150 А. Паспортные данные магнитного пускателя ПМЕ-212 приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Паспортные данные магнитного пускателя
Тип магнитного пускателя | ПМЕ-212 | |
Номинальное напряжение | В | |
Номинальный ток | А | |
Коммутационная износостойкость при Iн | В.О. | 5×105 |
Механическая износостойкость | В.О. | 20×105 |
Ток теплового реле номинальный | А | |
Ток теплового элемента | А | |
Пределы регулирования тока несрабатывания | % | ±5 |
Максимальная мощность двигателя | кВт |
При прямом включении двигателя под напряжением (рис 1), пускатель содержит катушку (КМ1) и тепловые реле (КК1.1 и КК2.1). При этом пускатель выполняет функцию коммутации цепи питания обмотки статора двигателя, а реле – защиту обмотки статора двигателя от нагрева до недопустимо высокой температуры за время протекания пускового тока.
Рис.1. Схема управления нереверсивным двигателем
Схема управления нереверсивным двигателем приведена на рис. 1. В силовую цепь двигателя последовательно в каждую фазу включены силовые контакты пускателя (КМ1.1, КМ1.2, КМ1.3), подающие напряжение в обмотки двигателя.
В цепь управления, подключенную на линейное напряжение питающей сети последовательно включены: катушка пускателя КМ1, кнопки "ПУСК", "СТОП". При нажатии кнопки ПУСК образуется цепь управления: фаза А – катушка пускателя КМ1 - контакты кнопки "ПУСК" - контакты кнопки "СТОП" - фаза С. Главные контакты КМ1.1, КМ1.2, КМ1.3 замыкаются и в обмотки двигателя подается трехфазное напряжение; чтобы при отпускании кнопки "ПУСК" (ее контакты возвращаются в разомкнутое положение) двигатель не остановился, параллельно ей подключены блокировочные контакты КМ1.4. Остановка двигателя осуществляется нажатием кнопки "СТОП", размыкающие контакты которой разрывают цепь управления. Для защиты двигателя от перегрузки в цепь двух фаз включены тепловые реле КК1, КК2, нагревательные элементы которых разрывают цепь катушки КМ1.
Реверсирование двигателя выполняется с помощью двух контакторов (КМ1 и КМ2) (рис. 2). При протекании тока через катушку пускателя КМ1 (силовых контактов КМ1.1, КМ1.2, КМ1.3) к обмоткам двигателя подается напряжение сети с прямым порядком чередования фаз (АВС). Если ток протекает через катушку магнитного пускателя КМ2 (контакты КМ2.1, КМ2.2, КМ2.3) порядок чередования фаз меняется (СВА) и двигатель изменяет направление вращения.
Рис. 2. Схема управления реверсивным двигателем
При одновременном протекании тока через катушки магнитного пускателя КМ1 и КМ2 возникает короткое замыкание фаз А-С. Для предотвращения этого режима применяется электрическая блокировка цепи управления замкнутыми контактами КМ1.5, КМ2.5 и "НАЗАД" и "ВПЕРЕД".
Пуск двигателя вперед осуществляется нажатием кнопки "ВПЕРЕД". При этом образуется цепь: фаза А - контакты термореле КК1, КК2 - замкнутые контакты кнопки "СТОП" - замкнутые контакты "НАЗАД" - замыкающие контакты кнопки "ВПЕРЕД" - замкнутые контакты КМ2.5 - обмотка катушки пускателя КМ1 - фаза С. Замыкаются силовые контакты КМ1.1, КМ1.2, КМ1.3. Двигатель получает прямой порядок чередования фаз. Пуск двигателя назад осуществляется нажатием кнопки "НАЗАД". При этом образуется цепь: фаза А - контакты термореле КК1, КК2 - замкнутые контакты кнопки "СТОП" - замыкающие контакты кнопки "НАЗАД" - замкнутые контакты кнопки "ВПЕРЕД" - замкнутые контакты КМ1.5 - обмотка катушки пускателя КМ2 - фаза С.
В результате срабатывания катушки пускателя КМ2 замыкаются силовые контакты КМ2.1, КМ2.2, КМ2.3 и в обмотку двигателя подается обратный порядок чередования фаз трехфазной системы. Двигатель начинает вращаться в обратном направлении. Одновременное нажатие кнопок "ВПЕРЕД" и "НАЗАД" приведет к исчезновению тока в цепях катушек обоих электромагнитов и не один контактор не срабатывает. Защита силовой цепи двигателя от перегрузок осуществляется термореле КК1 и КК2. Короткие замыкания в цепях схемы отключаются предохранителями.