РОЛЬ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ




«Человек превратился в сверхчеловека. Но сверх человек, наделенный сверхчеловеческой силой, еще не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума. Чем больше растет его мощь, тем беднее он становится.»

Альберт Швейцер

(немецкий и французский теолог, философ культуры)

Одной из форм сознания человеческого разума является наука под названием философия, описывающая общие законы развития общества, культуры, мышления.

В современном образовании каждый день происходят значительные изменения форм и методов преподавания философии[1,ст.137].

Философия науки как направление западной и отечественной философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности.

Философия науки как философская дисциплина, наряду с философией истории, логикой, методологией, культурологией, исследующей свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию науки, возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях научно-технической революции (НТР). Это молодая дисциплина, которая заявила о себе лишь во второй половине XX в. В то время как направление, имеющее название «философия науки», возникло столетием раньше.

Попытки найти ответы на другие вопросы, связанные с пониманием науки как особой сферы человеческой деятельности, привели к возникновению особой дисциплины - философии науки, которая сформировалась на стыке трех областей: самой науки, ее истории и философии. Философия науки пытается понять, что такое наука, в чем состоит специфика научного знания и методов науки, как развивается наука и как она получает свои результаты. Философия науки как направление представлена различными концепциями, которые создают своеобразные модели развития науки и пытаются объяснить роль науки в обществе, её значение, особенности развития, специфику научной деятельности.

Современная философия науки представляет собой многоаспектное изучение науки как системы знаний и вида деятельности человека, то есть её объектом является наука в целом.

Объект философии науки – это наука как производство знаний. Но и с этой точки зрения она представляет собой нечто крайне многокомпонентное и разнородное:

1. Экспериментальные средства, необходимые для изучения явлений;

2. Приборы и установки, с помощью которых эти явления фиксируются и воспроизводятся;

3. Методы, посредством которых выделяются и познаются предметы исследования (фрагменты и аспекты объективного мира, на которые направлено научное познание);

4. Люди, занятые научным исследованием, написанием статей или монографий;

5. Учреждения и организации типа лабораторий, институтов, академий, научных журналов;

6. Системы знаний, зафиксированные в виде текстов и заполняющие полки библиотек;

7. Конференции, дискуссии, защиты диссертаций, научные экспедиции.

Всё вышеперечисленное является определенной рациональной деятельностью (сферой деятельности) человека, направленной на получение и систематизацию объективных и обоснованных знаний об окружающем мире.

Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен. И одной из важных ее задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.

Чтобы выявить общие закономерности развития научного познания, философия науки должна опираться на материал истории различных конкретных наук. Она вырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их на соответствующем историческом материале. Все это обусловливает тесную связь философии науки с историко-научными исследованиями [2].

Сформировавшаяся на сегодняшний день философия науки имеет статус метатеории. Это значит, что её интересуют общие принципы организации научного знания, его развития и принципы научной деятельности как таковой независимо от конкретной области науки. То есть философия науки изучает не особенности отдельных наук (физики, биологии, социологии и др.), а те характерные черты, приёмы, методы, которые свойственны всем наукам. При этом она может обращаться и обращается к анализу своеобразия развития и отдельных областей знания, затрагивать философские вопросы, возникающие в ходе развития биологии, например, физики и др. [3, стр.94 ]

Философия науки, понятая как рефлексия (*размышление о психическом состоянии, склонность анализировать что-либо) над наукой, выявила изменчивость и глубину методологических установок и расширила границы самой рациональности. Опираясь на дословную интерпретацию выражения «философия науки», можно сделать вывод, что оно означает любовь к мудрости науки. Если основная цель науки – получение истины, то философия науки становится одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта, в области образования в рамках которой ведется обсуждение вопроса, как возможно достижение истины.

 

Литература

1. Борисов, С.В. Наука глазами философов: Что было? Что есть? Что будет?: учебное пособие. [Текст] / С.В. Борисов. М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. 368 с.

2. Стёпин, В.С. Философия науки и техники / В.С. Стёпин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. — М.: Гардарики, 1996.

3. Черникова, И.В. Философия и история науки: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. / И.В. Черникова. - Томск: Изд-во HTJ1, 2011. - 388 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: