Тема 7. Понятие функционального стиля. Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи. Публицистический стиль речи. Разговорная речь




Раздел I. Совершенствование навыков грамотного письма

Тема 1. Повторение орфографии

Правописание гласных в корнях слов, проверяемых и непроверяемых ударением Правописание чередующихся гласных в корне слова

Правописание согласных в корнях слов

Правописание приставок (пре- и при-; приставки на –з и –с)

Правописание Ъ и Ь

Правописание букв О, Ё после шипящих и Ц

Буквы И, Ыпосле Ц

Правописание гласных в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов.

Н и НН в прилагательных и причастиях. Гласные с суффиксах причастий

Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи

Правописание наречий (О и А на конце наречий. Слитное, дефисное, раздельное написание наречий. Н и НН в наречиях)

Написание союзов, предлогов и частиц

 

Тема 2. Повторение пунктуации

Пунктуация в простом предложении при

- однородных членах предложения,

- при однородных членах предложения с обобщающим словом,

- однородных и неоднородных определениях.

- Условия обособления определений

- Условия обособления дополнений

- Условия обособлений обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями; обстоятельств с предлогами

- Пунктуация в конструкциях с союзом КАК

- Тире между подлежащим и сказуемым

- Обособление вводных слов

Пунктуация в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом и бессоюзном. Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Раздел II. Язык как система. Формы существования национального языка

 

Тема 1. Язык и речь: соотношение понятий

Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры, нуждающейся в охране и правильном использовании. Единицы, уровни и функции языка.

Тема 2. Структура и формы существования языка

Структура русского языка: национальный, общенародный язык. Литературный язык как высшая форма существования языка. Устная и письменная формы существования языка. Нелитературные формы существования языка: просторечие, его отличие от разговорной речи; диалектизмы; жаргоны и арго.

 

Раздел III. Языковая норма. Её роль в становлении и функционировании литературного языка. Виды норм

 

Тема 4. Нормированность как главный механизм культуры речи

Понятие нормы русского литературного языка. Признаки норм. Виды норм. Императивные и диспозитивные нормы. Вариативность нормы.

 

Тема 5. Фонетика и графика

Тема 6. Виды языковой нормы

Акцентологические и орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие лексической нормы. Требование смысловой точности слова. Появление новых значений и ненормативное словоупотребление. Правильные и неправильные сочетания. Характеристика слова как единицы языка. Эмоционально-экспрессивная оценка слова. Стилистическая окраска слова. Семонимические объединения слов (омонимы, синонимы, антонимы и паронимы). Фразеологизмы. Грамматические нормы: морфологические и синтаксические нормы. Склонение имён числительных.

 

Раздел IV. Функциональные стили речи

 

Тема 7. Понятие функционального стиля. Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи. Публицистический стиль речи. Разговорная речь

Научный стиль в его устной и письменной разновидности: учебник, статья, доклад, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация. Резюме, рецензия, тезисы (статьи, доклада).

Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приёмы унификации языка служебных документов. Язык и стиль распорядительных документов, коммерческой корреспонденции. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.

Разговорная речь, условия её функционирования. Роль внеязыковых факторов в разговорной речи.

 

 

3. Требования к знаниям и умениям студентов при сдаче зачета

по учебной дисциплине «Русский язык»

В целях подготовки к сдаче зачета по учебной дисциплине «Русский язык» студентам необходимо иметь з нания о нормах современного русского литературного языка, углубленное понимание основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации.

Умения:

практическое применение знаний для построения текстов, продуктивное участие в процессе общения, адекватное достижение своих коммуникативных целей, умение разбираться в причинах отступлений от норм русского литературного языка в реальной речевой практике, владеть такими жанрами устной речи, которые необходимы для свободного общения в процессе трудовой деятельности; владеть профессионально значимыми письменными жанрами, правильно составлять основную документацию по административным и общим вопросам, править (редактировать) написанное, вести деловую беседу, телефонный разговор, соблюдать правила речевого этикета.

Навыки:

воспроизводство связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в ситуациях официального и неофициального общения; установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива.

Этими навыками носитель современного русского языка должен свободно владеть в устной и в письменной форме. Они охватывают не только собственно принципы построения монологического и диалогического текста, но и правила, относящиеся ко всем языковым уровням: фонетическому (орфоэпия, орфография), лексическому (сочетаемость слов, выбор синонимов и др.), грамматическому (словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация). Знание того или иного элемента системы языка включает его правильное употребление (выбор и комбинацию с другими элементами) при продуцировании речи и интерпретацию – при понимании речи.

 


4. Методические указания по выполнению

контрольной работы и реферата

 

Результаты изучения курса отражаются студентами в выполнении самостоятельной работе и подготовке реферата-сообщения.

Выбор темы реферата-сообщения и самостоятельной работы определяются по последней цифре номера зачётной книжки. Поскольку вариантов пять, последующие цифры номера зачётной книжки следует рассматривать так:

при последней цифре 6 – выбрать вариант № 1,

7 – вариант № 2,

8 – вариант № 3,

9 – вариант № 4,

0 – вариант № 5.

Если у студента возникают вопросы по теме реферата-сообщения и материалам самостоятельной работы, он может обратиться к преподавателю за консультацией.

Подбор литературы по теме. Необходимо прочитать и просмотреть как можно больше литературы, отобрав для работы над рефератом-сообщением самую важную информацию по выбранной теме. Возможно обращение к Интернет-источникам с указанием ссылки на сайт. Составление плана, темы и написание реферата

При чтении литературы по выбранной теме реферата следует составить примерный план будущей работы. Целесообразно определить в нём несколько вопросов, внутри которых можно выделить параграфы.

При включении в текст реферата цитат просьба делать ссылки на источники (указание автора, названия работы, города и года издания, страницы).

Оформление контрольной работы и реферата

Работа выполняется на бумаге для машинописи, листы сшиваются в виде брошюры или альбома. Писать необходимо чётким разборчивым почерком. Если работа оформляется в тетради в клетку, просьба писать через клетку, оставляя, таким образом, свободную строку для исправлений и комментариев. Возможен также компьютерный набор.

Реферат-сообщение должен включать не менее 15 страниц с нумерацией внизу или вверху страницы. При оформлении самостоятельной работы и реферата обязательно оставлять поля - не менее трех сантиметров с левой и с правой стороны страницы

В самостоятельной работе должны быть четко выделены номера заданий по порядку. Реферат-сообщение и самостоятельная работа оформляются отдельно друг от друга, поскольку рецензию преподаватель пишет только на самостоятельную работу студента.

На титульном листе указывается полное название университета, факультета, кафедры, на которую сдаётся работа (кафедра «Культурология»), предмета, темы (в реферате), номер варианта (в самостоятельной работе), номер группы, Ф.И.О. студента, Ф.И.О. преподавателя. Внизу на титульном листе указывается город и год выполнения работы.

На второй странице реферата пишется план с указанием страниц.

Текст реферата-сообщения предваряется введением и завершается заключением. Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, задачи работы. В заключении необходимо представить выводы. Введение и заключение должны составлять не менее страницы.

На последней странице после текста реферата помещается список использованной литературы с указанием всех библиографических данных. С образцом оформления списка литературы можно ознакомиться в пункте № 8 методических указаний.

Студенты заочной формы обучения, не выполнившие самостоятельной работы и реферата-сообщения, к зачету не допускаются. Во время зачета замечания по материалу реферата и выполнению заданий самостоятельной работы могут быть предметом дополнительных вопросов и обсуждения.

К зачету студент должен свободно владеть содержанием реферата и самостоятельной работы, быть готовым к ответам по данным материалам.

 

5. Задания контрольных работ

 

Вариант 1.

 

Задание 1. Запишите приведённый отрывок. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Графически объясните их.

Какому стилю и типу речи принадлежит данный текст. Приведите доказательства его стилистических черт на уровне лексики, морфологии, синтаксиса.

Янтарная комната – восьмое чудо света

Екатерининский дворец в Царском Селе выдающийся памятник русской архитектуры XVIII – XIX веков. Более столетия целая плеяда архитекторов художников мастеров (декоративно) прикладного искус…тва работали над созданием и о..делкой его интерьеров.

Дворец создавался в середине 1750-х годов по проекту Б.-Ф. Растрелли.

Одним из самых (не) обычных залов Екатерининского дворца была знаменитая Янтарная комната получившая свое название благодаря материалу которым были украшены ее стены. Она восхищала и современников и всех тех кто мог ею любоват..ся поз..нее. У всех кто посещал дворец комната ост..вляла (не) забываемое впеч..тление. Янтарная комната которую называли восьмым чудом света зачаровывала и пр…водила в удивление своей необычностью красотой блеском и некоторой таинственностью тёплого «живого» материала, роскошью и изобретательностью о..делки.

История возникновения Янтарной комнаты связан..ая прежде всего с расцветом (Е/е)вропейского ис..кус…тва XVIII века, взлётом художествен…ого вдохновения дипломатическими отношениями коронован…ых особ трагедией человеческих судеб тайной и..чезновения в начале Великой Отечественной войны и многочислен…ых безрезультатных поисков сама по себе чрезвычайно интересна.

Янтарь (сукцинит) это окаменевшая смола хвойных деревьев произр…стающих на побережье Балтийского (Северного) моря в третичный период около 45 мил…ионов лет назад. С древних времен янтарь пр…влекал к себе внимание людей. О его происхождении высказывались самые различные догадки его называли и «воском лесных муравьев» и «медом диких пчел» и морской пеной застывшей на солнце. Издревле янтарь наделяли магическими свойствами пр..писывали ему положительное влияние на здоровье и судьбу людей а его особенность сохранять в своей структуре частицы р…стений насекомых солнечное тепло поистине завораживали.

Благодаря высокому мастерству и опыту реставраторов Янтарная комната была завершена к намечен…ому сроку и 31 мая 2003 года к трехсотлетнему юбилею Санкт-Петербурга Янтарная комната была торжествен…о открыта.

(Григорович Н. «Царское Село. Янтарная комната – восьмое чудо света». - СПб., 2004.)

 

Задание 2. Поставьте ударение в словах:

алкоголь, баловать, запломбировать, исповедание, каталог, квартал, красивее, договор, корысть, кухонный, мизерный, свекла, мышление, обеспечение, оптовый, запасный, генезис

 

Задание 3. Определите значения слов, используя толковый словарь или словарь иностранных слов:

конформизм, конъюнктура, легитимный, маркетинг, менталитет, рейтинг, имидж, тюнинг, юзер, бренд, альтернатива

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: