Задание 4. Раскройте скобки, употребив уместный в данном контексте пароним.




 

Отца (представили/предоставили) к ордену. Перед нами (встал/стал) вопрос. Актер играл (главную/заглавную) роль. Девочка (одела/надела) костюм. Учитель (провел/произвел) опрос учащихся. Этот дом (представляет/ предоставляет) небольшой замок.

Задание 5. Найдите и объясните ошибки, связанные с искажением устойчивых сочетаний слов.

1. Это не остановило его на достигнутом. 2. Нет причин впадать в паническое настроение. 3. Мы не всегда отдаем отчет тому, как важны праздники в нашей жизни. 4. Басни на злобу дня не занимали главную роль в творчестве Крылова. 5. Горький в своем произведении дал огромную тему для размышления

 

Задание 6. Запишите существительные в форме именительного падежа множественного числа. Укажите возможные варианты окончаний. Объясните их причину (стилистическая окраска, различие в значениях):

крейсер, офицер, доктор, ректор, профессор, соболь, хлеб, учитель, сектор, бухгалтер, век, год, табель, вексель.

 

Задание 7. Раскройте скобки, выбрав из предложенных вариантов нормативный:

 

Домик на пригорке был покрыт (толем, толью). (Ставень, ставня) слетел (а) с петли. Ударили по (рельсу, рельсе), подвешен... к дереву. Полезно мыть волосы (шампунем, шампунью). Смогла купить пять метров (тюля, тюли) в магазине.

 

Задание 8. Исправьте предложения, объясните ошибки:

 

1. Русская история свято хранит русских полководцев.

2. Готовится диспут на тему: «Свободное время подростка и как его занять».

3. В городском управлении внутренних дел создано новое подразделение – управление по организованной преступности.

4. Прически создаются с помощью рук и других предметов повседневного пользования.

5. Просим сказать несколько слов о новом судне для наших читателей.

6. Глядя на первоклассников, у нас возникают воспоминания о тех днях, когда мы впервые переступили порог школы.

 

ВАРИАНТ 2

 

Задание 1. Запишите приведённый отрывок. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Графически объясните их.

Постоян..ая тоска которую испытывал Фет за границей об..яснялась н.. только свойствами его угрюмого характера. И даже н.. только его сильной и глубокой закреплён..остью за русской почвой. Тосковал он и (от) того что постоянно помнил о своём социальном отщепенстве и имуществен..ом (не) устройстве. Будущее предст..влялось ему в мрачных тонах (н..) чего хорошего для себя он (н..) ожидал. Он почти уже дослужился до чина майора который должен был автоматически вернуть ему утерян..ое дворянство но в 1856 году новый царь Александр II специальным указом уст..навливает новые правила для получения дворянства право на дворянство (от) ныне имеет (не) майор а только полковник. Каждый раз едва пр..близившись к заветной цели Фет снов.. безнадёжно отдаляет..ся от неё. Это (н..) могло (н..) печалить его (н..) портить характер (н..) наводить хандру.

(Маймин Е.А. «Афанасий Афанасьевич Фет: Кн. для учащихся». – М., 1989.)

Задание 2. Поставьте ударение в словах:

Бравурный, вероисповедание, ветеринария, возбуждено, коклюш, компас, красивее, партер, пиццерия, подбодрить, танцовщик, толика, торты, туфля

Задание 3. Выберите нужный пароним:

1. Для провинциального городка ревизор был весьма (значимой, значительной) фигурой. 2. Простодушные люди часто принимают (желаемое, желанное, желательное) за действительное. 3. Слушателям (представилась, предоставилась) возможность посетить Эрмитаж. 4. С героем романа постоянно происходили (романтичные, романические, романтические) истории. 5. Преступление было совершено со злым (замыслом, умыслом).

Задание 3. Образуйте от данных прилагательных простую форму сравнительной степени:

глубокий, счастливый, хромой, глянцевый, неуклюжий, холостой, ценный, умный

 

Задание 4. Поставьте имена существительные в форму именительного падежа множественного числа. Укажите возможные варианты.

адрес, бухгалтер, век, год, директор, договор, доктор, ордер, токарь, профессор, шофер, слесарь, снег, сорт, том

 

Задание 5. Раскройте скобки, образуя словосочетания с данными предлогами; определите стилистическую окраску данных предлогов. Употребите их в небольшом связном контексте.

 

Согласно (приказ, распоряжение, предписание). Вопреки (сомнение, предсказание, обещание, совет). Благодаря (забота, уход, случай, внимание, друзья)

Задание 6. Исправьте ошибки в предложениях. Укажите их характер (грамматическая, лексическая, стилистическая ошибка).

1. Конечно, условия города отличаются от села. Да и психология человека не похожа на характер деревенского жителя.

2. У каждого народа есть свои черты. Наш народ дорожит своей выносливостью, красотой, родной природой.

3. Выполнены также обязательства по поставке птичьего мяса и молока.

4. Магазин закрылся продавцом в 7 часов.

5. Проснувшись утром, ей захотелось искупаться в море.

6. В нашу студию пришли весьма известные люди, которые у всех на устах.

Задание 7. Приведите текст, объёмом не меньше пяти-шести предложений, соответствующий публицистическому стилю и типу речи описание.

 

 

ВАРИАНТ 3

 

Задание 1. Запишите приведённый отрывок. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Графически объясните их.

До самого вечера молча ходил Вощев по городу словно в ожидании когда мир станет (обще) известен. Однако ему (по) прежнему было (н..) ясно на свете и он ощущал в темноте своего тела тихое место где (н..) чего (н..) было но (н..) что (н..) чему (н..) пр..пятствовало начат..ся. Как заочно живущий Вощев гулял мимо людей чу..ствуя нар..стающую силу ума и всё более уединяясь в тесноте своей печали.

Только теперь он увидел середину города и строящ…ся устройства его. Вечернее электричество уже было заж..ено на построечных лесах но полевой свет тишины и вянущий зап..х сна пр..близились сюда из общего пространства и стояли (не) тронутыми в воздухе. Отдельно от природы в светлом месте электричества с желаньем трудились люди возводя кирпичные огорожи шагая с ношей груза в тесовом бреду лесов. Вощев долго наблюдал строительство (не) извес..ной ему башни он видел что рабочие шевелились равномерно без резкой силы но что (то) уже прибыло в постройке для её завершения.

(Платонов А. П. «Котлован»)

 

Задание 2. Расставьте ударения в словах.

Диалог, игрище, искра, кладовая, колосс, недуг, партер, премирование, путепровод, ракурс, столяр, толика, узаконение, фарфор, христианин, экслибрис

 

Задание 3. Выпишите слова, в которых согласный перед Е произносится мягко:

Патетика, пантера, пенсне, сессия, свитер, синтез, тент, терапевт, диспансер, термос, тест, фланель, штемпель, энергия, эффект, адекватный, анестезия

Задание 4. Выберите нужный пароним:

1. Только влюбленный имеет право на (звание, название) человека. 2. Певец исполнял (главную, заглавную) партию в опере «Русалка». 3. История этой семьи могла бы лечь в (основу, основание) романа. 4. Это был красивый мальчик с тонкими и несколько (мелкими, мелочными) чертами лица.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: