Основные понятия в коммуникации
Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Понятие «коммуникация» имеет много значений, которые отражают многоплановость подходов к этому феномену. Оно многозначно настолько, насколько многогранен сам коммуникационный процесс.
Коммуникацию можно представить как передачу того или иного содержания от одного сознания (массового или индивидуального) к другому.
Коммуникация — это процесс обмена информацией, пересылка сведений от точки передачи отправления к точке приема без изменения последовательности или структуры содержания. Особый подход к пониманию коммуникации выработала философия. Представители экзистенционализма и персонализма, в частности, игнорируют ее социальный смысл. Ж.-П. Сартр трактует коммуникацию как «глубокое несчастье бытия», Мунье усматривает в ней основное отличие человека от остального мира. «Коммуникация» — центральное понятие миропонимания К. Ясперса — возводится им в ранг критерия философской истины и отождествляется с разумом. Смысл философии по Ясперсу — в создании путей общечеловеческой «коммуникации» между странами и веками поверх всех границ культурных кругов. Возможность этой связи времен, по его мнению, обеспечена достижениями «осевого времени» (VIII — III вв. до н.э.) когда одновременно действовали первые греческие философы и основатели важнейших религиозно-философских традиций в Азии. «Осевое время», как полагает Ясперс, создало для всех времен общечеловеческий завет личной ответственности, послужив общим источником культур Востока и Запада.
Психология под коммуникацией понимает процессы обмена продуктами психической деятельности. Наконец, социология рассматривает коммуникацию как социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию.
В английском языке термин «communication» имеет несколько значений: общение, связь, средство связи, создание и распространение информации. Несмотря на это, практически все авторы определений трактуют коммуникацию как взаимодействие в процессе общения и передачи информации. Таким образом, понятие коммуникации включает в себя:
1) средства связи любых объектов материального или духовного мира;
2) общение, передачу информации от человека человеку;
3) общение и обмен информацией в обществе.
В основе теорий коммуникации лежит процесс научного поиска ответов на вопрос об отношении категорий материального и нематериального мира. Эти теории рассматривают природу (двуединство) таких понятий, как биологическое и социальное; природа и культура; макро- и микромиры; индивидуум и общество.
В истории теорий коммуникации условно можно выделить несколько подходов к осмыслению коммуникационных процессов: романтический, технический и научный. Представителем первого может рассматриваться Аристотель, который в известной работе «Риторика» предложил одну из первых моделей коммуникации и оратор — речь — аудитория. Предпосылки формирования технического подхода складываются в процессе развития науки и техники. Создание в XIX веке новых технических систем — средств коммуникации и формирование принципа свободного обмена создают предпосылки для нового понимания процесса коммуникации как фактора, интегрирующего общество. Общество представляется как единый организм, как совокупность органов, имеющих конкретную функцию. Этот подход инспирирует формирование первой концепции современной науки — теории коммуникации. Разделение труда — первый шаг в развитии теории, который восходит в конце XVIII века к деятельности А.Смита. Знания коммуникационного процесса становятся необходимыми для организации коллективного труда. Появление конвейера по-новому организует труд людей. И нужны знания, чтобы управлять ими в процессе работы. В Англии в это время происходят кардинальные изменения в области средств коммуникации (речного, наземного и морского транспорта) и переворот в промышленности. Все это создает благоприятные предпосылки для анализа и теоретического объяснения коммуникационных процессов.
Термин «коммуникация» появился в научно-исследовательской литературе в начале XX века, когда в рамках различных наук (кибернетики, информатики, психологии, лингвистики, социологии и других) шел процесс осмысления новых знаний в этой области. В середине XX века понятие «коммуникация» достигло статуса исчисляемого символа. И в этом виде коммуникация становится мощным средством, обеспечивающим свободный концептуальный междисциплинарный обмен.
В 1948 году американский математик Клод Шеннон публикует монографию «Математическая теория коммуникации», в которой он, основываясь на итогах своей работы над секретными кодами в области криптографии начиная с 1941 года, выдвигает ряд гипотез, приведших его позднее к созданию математической теории и модели коммуникации. Шеннон предлагает схему «базовой модели коммуникации», рассматривая технические стороны процесса передачи информации. Согласно его предположению, проблема коммуникации заключается в «репродуцировании в данном месте с определенной точностью сообщения, переданного из другой точки». Шеннон поставил перед собой задачу разработать математический рисунок, с помощью которого можно представить, каким образом возможно создать высококачественное сообщение. И в 1949 году разрабатывает графическую линейную модель коммуникации, включающую четыре основных функциональных элемента и один фактор дисфункции — шум. Таким образом, он принимает во внимание, что в процессе передачи информации на качество сигнала или качество сообщения влияют шумы или помехи, которые могут исказить смысл передаваемого сообщения. В качестве технического шума может выступать, например, наличие нескольких сигналов в канале, в других видах коммуникации, например рекламе, такой шум может быть представлен в виде действий конкурентов. В этой линейной схеме коммуникация строится в виде цепочки элементов: источник (информации), который инициирует сообщение (например, разговор по телефону), передающее устройство, которое трансформирует сообщение в систему знаков, канал, по которому передается сигнал (телефонный кабель), декодер или приемник, который реконструирует сообщение, и направление (пункт назначения), человек, которому передается сообщение. Следы модели Шеннона можно обнаружить во множестве более поздних моделей массовой коммуникации. Разработки Шеннона становятся логическим продолжением работ математика Андрея Маркова по теории цепочки символов в литературе в первом десятилетии XX века, продолженных гипотезой Ральфа Хартли, который в 1927 году впервые предложил способ исчисления символов информации — бинарный код. Другой известный ученый, которого по праву называют отцом кибернетики, Норберт Винер, обосновал циркулярную модель коммуникации, в основе которой была модель Шеннона, но при этом было выделено новое важное обстоятельство — обратная связь коммуникатора с коммуникантом и обоснована ее роль с точки зрения эффективности самого процесса коммуникации. Н.Винер определил ряд особенностей социальной коммуникации и применил понятие энтропии. Так, согласно его пониманию, сумма информации в какой-либо системе есть мера уровня ее организованности. Энтропия — мера уровня ее деградации. Одно является негативным последствием другого. Энтропия — тенденция в природе разрушать порядок вещей, ускорять процесс биологической деградации и социальный беспорядок, составляющие фундаментальную угрозу. Информация должна постоянно циркулировать в обществе. Общество информации может существовать только при условии свободного информационного обмена. Наступление энтропии прямо пропорционально отступлению прогресса.
Наиболее активно феномен коммуникации изучался во второй половине XX века. В 50—60-е годы особый научный интерес вызывали способы формализации сообщения, его кодирование и декодирование, передача информации от адресанта к адресату. В информатике и кибернетике коммуникация рассматривалась как линейный односторонний процесс. 70-е годы отмечены интересом к проблемам, которые акцентировали внимание на психологические и социальные характеристики общения, семантическую интерпретацию коммуникативных актов, на правила и особенности речевого поведения. При этом исследователи практически не затрагивали механизм общения. В 80-е годы стало развиваться социологическое направление, в рамках которого изучалась сущность общения, понимаемое как следствие закономерностей функционирования общества, общественных институтов. Сформировались логико-семиотический и культурологический подходы, нашедшие свое отражение в психологии и социолингвистике.
В процессе формирования научного понятийного аппарата были выделены термины «общение» и коммуникация». Общение рассматривалось как межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера и составило содержание понятия «межличностная коммуникация». Общение представлялось как социально-обусловленный обмен мыслями и чувствами между людьми в различных сферах деятельности. Наряду с этим выделялось понятие массовой коммуникации как разновидности социальной коммуникации. Социальная коммуникация — это коммуникативная деятельность людей, организаций, масс-медиа, которая обусловлена совокупностью социально-значимых ценностей, оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных норм общения, принятых в данном обществе [53]. Она рассматривалась как социально обусловленный процесс (социальная коммуникация) передачи и восприятия информации в массовом общении и включала два аспекта: коммуникативно-социальный и социально-психологический. Содержательной стороной того и другого выступает информация. В обрядовой коммуникации, которую мы рассматриваем в данном пособии непосредственно, в качестве содержания выступают обряды, традиции, обычаи и т.д., на которых мы подробно остановимся в следующей главе. Обрядовая коммуникация является разновидностью массовой коммуникации.
^ Массовая коммуникация в большинстве теоретических работ трактуется как процесс связи и передачи информации группе людей одновременно с помощью средств массовой информации. Можно выделить некоторые особенности этого процесса:
1) массовость аудитории;
2) гетерогенность аудитории;
3) использование средств массовой коммуникации;
4) быстрое распространение сообщений.
Условия, создающие возможность современной массовой информации, включают обладающее определенным уровнем грамотности, досуговым временем и некоторой долей потребительской ориентации население.
Во всем многообразии подходов к понятию массовой коммуникации можно выделить несколько ключевых определений, которые аккумулируют в себе более частные значения этого феномена. Впервые в 30-е годы понятие массовой коммуникации сформулировал американский социолог Г. Лассуэл, анализируя язык политической пропаганды. В 1948 году он определил три функции массовой коммуникации:
1) информационную функцию или обозрение окружающего мира;
2) преобразующую функцию или воздействие на общество через обратную связь;
3)познавательно-культурологическую функцию или передачу культурного наследия.
Дэннис МакКвейл, профессор Амстердамского университета, предложил семь основных характеристик массовой коммуникации:
1) направлена на большие аудитории;
2) имеет открытый, публичный характер;
3) требует обычно сложной формальной организационной структуры;
4) социально-культурная неоднородность аудитории, участвующей в процессе коммуникации;
5) коммуникант, как правило, обладает знанием о социальном статусе коммуникатора;
6) коммуникация выполняет функцию сплочения аудитории вокруг общей цели во имя решения общих задач;
7) одновременный контакт с большим числом людей, удаленных друг от друга и от коммуникатора.
^ Современные концепции массовой коммуникации
Разнообразие подходов к исследованию массовой коммуникации можно разделить на два направления, две парадигмы, отличающиеся базовыми исходными принципами в понимании сущности, определении социальной роли и содержания массовой коммуникации: структурно-функционалистическую и социокультурную. В рамках функционалистской парадигмы рассматриваются, прежде всего, особенности функционирования средств массовой информации и проблема их эффективности. К таким исследованиям можно отнести концепции «индоктринации» Г. Лассуэла, «многоступенчатого потока информации» П. Лазарсфельда и У. Шрамма, «теории культивации» Дж. Гербнера, «гипотезы установленной повестки дня» Д. Шоу и М. МакКомбса. Исследователи этого направления рассматривают, прежде всего, социо-психологический аспект процесса массовой коммуникации. Они предлагают наиболее полные и достоверные исследования деятельности масс-медиа. В целом же социальная роль массовой коммуникации была сужена до утилитарного понимания массовой коммуникации как системы, выполняющей прагматически заданные функции.
Исследователи социокультурной парадигмы рассматривают массовую коммуникацию как специфическую черту культуры XX века, при этом термин «культура» представляется для них в описании и характеристиках общества. Поэтому массовая коммуникация понимается как способ формирования социального пространства и времени, как основной механизм социального управления. Представители «Франкфуртской школы» В. Бенья-мин, Т. Адорно, Ю. Хабермас и другие полагают, что в прошлом веке массовая коммуникация стала одной из основных форм социального господства, творцом так называемой «индустрии культуры», тотально закрепощающей индивида. М. Маклюэн же, напротив, уверен, что «электронный глобализм» массовых коммуникаций способствует росту единства и взаимопонимания человечества, обозначает путь ко всеобщему планетарному сознанию.
Концепция пост индустриализма как исследовательское направление современных массово-коммуникативных процессов представляет собой синтез идей собственно «постиндустриалистов» (Д. Белл, 36. Бжезинский, О. Тоффлер) и «пост модернистов» (Ж. Бодрийар, Ж.-Ф. Лио-тар, Ю. Хабермас и другие).
^ Содержание коммуникативного процесса
В коммуникативном процессе все действия коммуникатора направлены на достижение поставленной цели. Этой цели можно добиться, воздействуя на те или иные сферы человека. Таким образом, цель — это тот результат, ради которого коммуникатор вступает в коммуникацию с реципиентом. Предмет коммуникации — это та часть внутреннего или внешнего мира реципиента, на которую коммуникатор воздействует. И если по форме проявления (слова, жесты и другие невербальные аспекты) коммуникация относится к физическому, материальному миру, по содержанию (значение слова) к социальному, то по предмету воздействия коммуникация всегда относится к духовно-психологическому миру. Так как коммуникативное сообщение сначала воспринимается, затем интерпретируется, осмысливается и только после этого оно может быть принято или нет, то предметом любого коммуникативного воздействия является, в первую очередь, духовно-психологическая сфера человека, а затем — его поведение, состояние или отношение. Духовно-психологическая сфера человека наиболее подвержена изменениям и уязвима. Она чаще всего используется в коммуникации как посредник для изменения его эмоционального, познавательного, поведенческого аспектов. Это означает, что одной и той же коммуникативной цели можно добиться, воздействуя на разные особенности и духовно-психологические стороны человека как предмета коммуникации, а одни и те же формы воздействия на разных людей приводят иногда к противоположным результатам. Исходя из этого, коммуникативное воздействие на человека должно быть индивидуальным и адекватным той части его психологического мира, через которую коммуникатор стремится достигнуть своей цели.
Процесс коммуникации требует от его инициатора знания своей целевой аудитории. Это позволяет прогнозировать степень достижения поставленных перед конкретным коммуникативным актом целей. Коммуникативный акт — это процесс передачи сообщения от коммуникатора к реципиенту. Формальным критерием завершенности коммуникативного акта является наблюдаемый коммуникатором факт принятия реципиентом от него сообщения, т.е. наличие подтверждения достоверной обратной связи.
^ Информация как основной элемент коммуникации
Информация — это содержание, которое передается в процессе коммуникации и, таким образом, является одним из ее элементов. Подобно тому, Норберт Винер дает следующее определение информации: «Информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему наших чувств».
В рамках философского определения, информация — одна из трех фундаментальных субстанций, составляющих сущность мироздания и охватывающих любой продукт мыслительной деятельности, прежде всего знания, образы. Существует два вида информации: биологическая (генетическая) и социальная. Когда мы говорим о моделях коммуникации, мы рассматриваем коммуникационные процессы и в природе (биологические модели), и в обществе (социальные модели, модели массовой коммуникации). Биологическая информация содержится в хромосомах организмов и передается по наследству.
Социальная информация заново приобретается каждым поколением. Информация, которую использует человек, рассматривается как знание. В повседневной практике под информацией обычно понимают сведения, представляющие определенный интерес, которыми обмениваются люди в процессе общения. Таким образом, циркулирующая в обществе информация, к созданию которой причастен человек, называется социальной информацией. Носителями социальной информации являются речь, графика, знаковые системы, коды, символы и, наконец, технические средства. Источником социальной информации является человеческая деятельность. Одной из подсистем социальной информации, к которой мы в дальнейшем будем часто обращаться, является массовая информация.
Массовая информация — это вид социальной информации, которая собирается, накапливается, обрабатывается, передается с помощью средств массовой информации и которой хотя бы на одном из вышеуказанных этапов ее жизненного цикла оперирует массовая аудитория.
^ К характерным чертам массовой информации относятся:
— направленность на массовую аудиторию (общество, народ, слой, группу, регион, профессию и т.п.);
— направленность на формирование единой позиции масс по социальным проблемам;
— способность ориентировать массы в реализации социально-политических, экономических, культурно-духовных и других потребностей и интересов гражданского общества;
— доступность: легкость восприятия и усвоения информации, удобные способы ее получения (на дом, на работу или службу и т.д.);
— возможность интерактивного (благодаря современным информационным технологиям) обмена информацией взаимодействующих сторон;
— регулярность поступления;
— открытость для участия в работе органов информации в различных формах (письма, отклики, «прямой провод», выход в эфир).
Таким образом, массовая социальная информация связана со сведениями о социальной сфере в той мере, в какой они используются обществом, человеком, вовлечена в процессы общественной жизни. Она несет на себе глубокий след общественных отношений, отпечаток потребностей, интересов, психических черт, мнений различных общее гневных групп, которые пользуются этой информацией.
^ Базовые системы коммуникации
Содержание социальной коммуникации определяется теми целями, которые она призвана реализовывать. Это, прежде всего, обеспечение жизнеспособности социума и различных аспектов его существования. Базовые или первоначальные системы коммуникации — понятие, которое позволяет определить сущностные характеристики общественных систем, функционирующих в определенном, исторически сложившемся обусловленном коммуникативном пространстве, закономерности и перспективы их развития. Исследователь Холл предложил общие критерии оценки состояния социальной среды, определив их как 10 базовых систем коммуникации, которые объединены в три группы или вокруг трех «полюсов».
^ Первый «полюс» он определил как «ядро» и включил в него такие понятия, как «существование», «бисексуальность» и «объединение». Его содержание определено необходимостью выживания и репродукции человека.
^ Второй «полюс» назван Холлом «полюсом ориентации» или «позиционирования». Он содержит секторы «территории» и «времени», основополагающие элементы, относительно которых индивидуумы осуществляют общение с окружающей средой и между собой.
Но в процессе такого общения, и это будет третьим «полюсом», индивиды развивают свою эмоциональную чувственную сферу, которая соотносится к секторам «защиты», «игры», «знания».
В рамках Х системы коммуникации рассматривается проблема, которая сегодня составляет угрозу жизни человечества:
— проблема использования окружающей среды с учётом ее составляющих: земных угодий (лес, савана, пустыня), водных просторов (реки и моря воздушных просторов (ветер, полеты), т.е. проблема комфорта в широком смысле. Все это, представляя собой, технический уровень включает эксплуатационные технологии окружающей среды — от белого горючего до черного золота. При этом принимаются во внимание сберегающие технологии, технологии в области средств коммуникации (транспорт, информационные коммуникации). Кроме того, исследовательские более классические технологии, зондажи, которые вызваны к жизни ввиду реально проявляющегося сегодня там называемого эффекта бумеранга как результата загрязнения и увеличения отходов жизнедеятельности человеке
Другими словами, любую общность людей, обладающих своей культурой, можно охарактеризовать следующими категориями:
— осознание себя и пространства (разные культур имеют свое представление о «комфортной индивидуальной зоне»; чтобы чувствовать себя комфортно, американцам требуется большее расстояние между людьми, чем латиноамериканцам; одной культуры достаточно строго структурированы, формальны, другие — гибки и неформальны; которые культуры закрыты, и место каждого индивида в них четко закреплено, некоторые открыты и изменчивы);
— коммуникация и язык (система как вербально, так и невербальной коммуникации отличает одну культуру от другой; помимо множества языком диалектов, сленгов, акцентов, существующих мире, жесты по-разному интерпретируются в разных культурах);
— одежда и внешний вид (сюда можно отнести верхнюю одежду, а также украшения, которые отличают одну культуру от другой);
- еда и правила поведения за столом (в разных культурах по-своему выбирают еду, готовят, подают и едят ее; американцы и европейцы любят говядину, которая считается запретной у индусов; весь мир употребляет в пищу свинину, которая является табу для мусульман и евреев; манера потребления пищи также отличается в разных культурах);
— время и его восприятие (отношение ко времени различно в разных культурах: одни отличаются пунктуальностью, другие обращаются со временем свободно; замечено, что немцы, как правило, точны, а выходцы из стран Средиземноморья просто не задумываются об этом);
— взаимоотношения (каждая культура закрепляет определенные человеческие отношения в зависимости от возраста, пола, статуса, достатка: в одних странах почитают старших, в других их игнорируют; в одних странах женщины должны закрывать лицо и проявлять почтительность, покорность, в других они равны с мужчинами);
— нормы и ценности (потребности общества и приоритетные формы поведения тоже определяются культурой; в странах с невысоким уровнем развития к основным потребностям общества относятся еда и кров; в развитых странах ценности приобретают деньги, материальный достаток, закон и порядок;
— культурные нормы обусловливают этику поведения на работе, формируют традиции и ритуалы бракосочетания, рождения, смерти, устанавливают правила хороших манер и образцового поведения);
— система религиозных убеждений и представлений (религиозные традиции в различных культурах влияют не только на отношение к жизни и смерти, но находят свое отражение в деловых культурах);
— умственная деятельность и методы обучения (в разных культурах люди по-разному думают и учатся; например, немцы высоко ценят логику, некоторые культуры ценят абстрактное мышление умозрительность, другие предпочитают механическое заучивание и запоминание наизусть);
— организация труда и отношение к работе (отношение к труду, основные виды трудовой деятельности, разделение труда, методы и принципыработы также отличают одну культуру от другой; некоторые культуры пропагандируют такое понимание труда, при котором от всех членов общества ожидается участие в полезной и нужной деятельности; в других культурах идея труда понимается шире, включая в себя занятия спортом, музыка и другими видами искусства; в культурах, где оп ределяющую роль играет религия, работа является актом служения Богу и народу и считается моральным долгом каждого члена общества).
Контрольные вопросы для самостоятельной работы:
1. Раскройте понятие коммуникации.
2. Дайте определение процесса массовой коммуникации.
3. Раскройте содержание современных концепций массовой коммуникации.
4. Дайте определение массовой информации.
5. Определите особенности и характерные черты массовой информации.
6. Какое влияние оказывают базовые системы коммуникации на развитие общественной жизни?
7. Назовите основные системы коммуникации и назначение.
8. Каковы основные «полюсы» или критерии, позволяющие охарактеризовать содержание базовых систем коммуникации?
9. Раскройте понятие системы базовых коммуникаций. Какое место они занимают в общественной жизни?
Литература:
1. Нисневич Ю.А. Информация и власть. — М., 2000.
2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. — М.Рефл-бук, К.Ваклер, 2001.
3. Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях: учеб.пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2000.
4. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. — Спб., 1996.
5. Шаркав Ф.И. Теория коммуникации: учебник. — М.: «РИП-Холдинг», 2004.
6. Универсальный бизнес-словарь. — М.:ИНФРА-М, 2005.
ТЕМА. 2 КУЛЬТУРА: ФУНКЦИИ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЭЛЕМЕНТЫ
«Культура — это коммуникация» — этот знаменитый тезис одного из основоположников теории межкультурной коммуникации Э. Холла стал импульсом для развития в 50-60-е гг. XX в. теории межкультурной коммуникации. Он указывает на то, что понятие «культура» — базовое понятие в межкультурной коммуникации.
В самом общем виде межкультурную коммуникацию определяют как коммуникацию между членами двух или более разных культур. Межкультурная коммуникация — «совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам». Отсюда и возникает необходимость в рассмотрении проблемы определения понятия «культура».
Проблема определения культуры — одна из самых сложных в современной гуманитарной науке. Существуют самые разные концептуальные подходы к ееосмыслению.
Согласно описательному подходу, культура —это сумма всего созданного в рамках материальной и духовной культуры человеческого общества: представлений, знаний, обычаев, верований, произведений литературы, архитектуры, живописи, научных изобретений и т. д.
С точки зрения социологического подхода, культура — «общая система устойчивых, наследуемых предпочтений и приоритетов в человеческом отношении и поведении, а также в мыслях и чувствах». Культура — фактор организации общественной жизни, совокупность идей, идеалов, принципов, социальных институтов, обеспечивающих социальную жизнь человеческого коллектива.
Согласно психологическому подходу, культура — способ самосознания и самопознания общества. Данный подход указывает на связь культуры с психологией поведения людей и видит в ней отражение социально обусловленных особенностей человеческой психики.
^ Деятельный подход рассматривает культуру как вне биологически выработанный (не закрепленный генетически) и передаваемый способ человеческой деятельности, адаптивный механизм, облегчающий жизнь человеку в мире.
С точки зрения аксиологического (от др.- греч. ах1а— «ценность») подхода, культура— это совокупность духовных и материальных ценностей и смыслов, которые регулируют поведение индивида в обществе и обусловливают его отношение к себе, к другим людям и природе.
^ Символический подход позволяет представить культуру как совокупность символов — материальных носителей идеального, социокультурного содержания. Культура вырабатывает определенную систему символов, в которой выражаются ее ключевые смыслы и ценности, определяющие сознание и поведение людей, их приспособление к окружающей действительности.
Обобщив накопленный в научной литературе опыт по проблеме дефиниции понятия «культура», зарубежный культуролог Д. Дегенар выделил десять основных дефиниций культуры, которые наиболее часто используются в научной литературе. При этом ученый указывает, что каждое из приведенных ниже определений должно употребляться только в определенном смысловом контексте:
1) культура как «возделывание», облагораживание человеческой души;
2) культура как трансформация природы в окружающую среду человека;
3) культура как форма жизни сообщества;
4) культура как форма жизни этноса;
5) культура — форма жизни национального сообщества;
6)культура — форма существования общества, состоящего из различных взаимосвязанных этнических общностей;
7)культура — форма жизни метаобщества, включающего множество национальных государств и национальных культур (например, европейская культура);
8)культура — динамичная система знаний, ценностей, творений и действий, производимых людьми;
9) культура — развитие человеческого мышления;
10)культура — общий процесс духовного развития человечества как единого целого.
Культура — сложноструктурированная система, включающая в себя ряд компонентов.
^ Компоненты культуры — структурные элементы культуры, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. К ним относятся знания, ценности, нормы, обряд, обычай, ритуал, традиции.
Знания — проверенный общественно-исторической практикой результат процесса познания, зафиксированный в культуре в форме представлений, понятий, суждений и теорий.
Нормы — правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и обеспечивающие единство общества и стабильность его функционирования. Нормы — механизм социокультурной регуляции поведения и сознания людей. Находят свое воплощение в юридических законах, морали, этикете, эстетике и т. д.
Обряд — совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих культурные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающие определенные коллективные чувства.
Обычай — воспринятая из прошлого форма социокультурной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов.
Ритуал — форма социально-культурного санкционированного, упорядоченного символического поведения, совокупность регулярно совершаемых действий и их установленный порядок.
Традиции — элементы социокультурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном обществе в течение длительного времени
Ценности — общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что является желательным, правильным и полезным. Ценности помогают обществу и человеку отделить хорошее и плохое, идеальное и иллюзорное, истину и заблуждение, красоту и безобразие, допустимое и запретное, справедливое и несправедливое и т. д. Ценности могут быть квалифицированы на следующие группы: витальные (жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, потребление и т. д.); социальные (статус, трудолюбие, труд, профессия, семья, терпимость, социальное равенство, личная независимость и т. д.); политические (свобода выбора, законность, порядок, конституция, гражданские права, мир и т. д.); моральные (добро, благо, любовь, милосердие, честность, верность, справедливость, уважение к старшим и т. д.); эстетические (красота, гармония, мера и т. д.); религиозные (Бог, вера, спасение, божественный закон и т. д.).
Каждая культура характеризуется специфическими системами видения и восприятия мира. Они формируются в процессе практической деятельности людей, на основе их собственного опыта и традиций, унаследованных от предшествующих поколений. Определенной ступени развития производства, общественных отношений, «выделение» человека из природного окружения соответствуют свои формы переживанияим мира, которые фиксируются существующей моделью мира.
Культурная модель (от лат. тоаив — «мера», «образец») мира— конкретно-историческая система миро представлений и мироощущений, включающая совокупность как рационально-понятийных, так и чувственно-образных способов восприятия и постижения мира.
^ Культурная модель мира — это целостный образ мира, который формируется в рамках исходных мировоззренческих установок (мифологических, религиозных, философских, художественных, научных и т. д.) социальной общности. Она оформляется в процессе практической деятельности людей, на основе их собственного опыта и традиций, унаследованных от предшествующих поколений. Определенной ступени развития производства, общественных отношений, «выделенности» человека из природного окружения соответствуют свои формы переживания им мира, которые фиксируются соответствующей моделью мира.
Важнейшие компоненты культурной модели мира — пространство, время, причина, судьба, отношение части и целого, чувственного и трансцендентного и т. д. В совокупности эти понятия образуют своего рода «сетку координат», при посредстве которой носители определенной культуры воспринимают и осознают мир, рисуют его образ. Модель мира реализуется в различных семиотических воплощениях, скоординированных между собой в единую универсальную знаково-символическую систему дайной культуры.
Культурная модель мира специфична и различается у разных народов. Это обусловлено совокупностью факторов: географией, климатическими условиями, особенностями исторического пути, спецификой социального устройства этнической общности, религиозными представлениями, образом жизни, традициями, обычаями и т. д.
Например, в модели мира русской культуры традиционно преобладали представления о бескрайних просторах родной земли; о красоте её природы, разнообразии флоры и фауны, о суровом северном климате; об общих первопредках всех славянских народов, об общинном укладе жизнедеятельности, о православии как смыслоопределяющей, составляющей духовного пути русского народа, о вечном искании социальной правды и справедливости.
Культура — способ бытия чело