Учебный вопрос №1
Маневрами называются перемещения подвижного состава в пределах станции для формирования и расформирования поездов, обеспечения погрузки, выгрузки и выполнения других станционных операций с вагонами. Маневровая работа является важнейшей составной частью перевозочного процесса. Поэтому рациональная организация ее в значительной степени определяет эффективность работы станции, уровень перерабатывающей способности, выполнение основного качественного показателя — затрат времени на обработку вагонов.
Рис. 233 Виды маневров
Основные виды маневров:
Маневры подразделяются:
по степени сложности — на простые и сложные: при простых величина маневрового состава остается неизменной, при сложных она изменяется в про- цессе маневров;
по характеру различают маневры сортировочные, перестановочные, группировочные и специальные.
ü сортировочные маневры заключаются в расстановке вагонов по сортировочным путям в соответствии с назначениями плана формирования поездов;
ü перестановочные — в перестановке составов или отдельных групп вагонов с одного пути станции на другой;
ü группировочные — в подборке вагонов в группы по разным признакам (станциям, районам назначения, пунктам погрузки, выгрузки и т. д.);
ü специальные маневры состоят в перемещении вагонов при взвешивании на вагонных весах, промывке или пропарке, осаживании вагонов в сортировочном парке и т. д.;
по назначению — маневры расформирования, формирования, прицепки, отцепки, подачи, уборки и др.
Расформирование, т. е. сортировка вагонов: груженых транзитных - по путям накопления, груженых местных - по путям выгрузки, порожних - по роду вагонов, неисправных - по пунктам ремонта, подборка порожних по роду вагонов.
|
Формирование - соединение вагонов в поезда в соответствии с требованиями ПТЭ и планом формирования. Формирование поездов обычно совмещается с расформированием, благодаря чему значительно сокращается время на окончание формирования.
Способы производства маневров;
Самым распространенным способом производства маневровых передвижений является осаживание. При маневрах осаживанием маневровый состав вытягивается маневровым локомотивом на вытяжку, а затем осаживается на тот путь, где должна быть поставлена крайняя группа вагонов. Отцепленная группа остается на месте, а локомотив снова вытягивает маневровый состав на вытяжной путь за разделительную стрелку для осаживания следующей группы вагонов на соответствующий путь.
Рис. 234 Схема производства маневров осаживанием
На некоторых станциях, где это разрешено нормативными документами, могут производиться маневры толчками с профилированной вытяжки. Это когда вагоны разборки вытягивают в вытяжку и оттуда небольшими группами расталкивают по путям сортировки. При этом способе вагоны катятся самостоятельно, не сопровождаемые составительской и локомотивной бригадами, с выключенными тормозами.
Для работы толчками требуется два составителя, один из которых выполняет функции регулировщика скорости движения вагонов, останавливая катящиеся вагоны - отцепы, тормозными башмаками. Работа толчками делится на два типа:
Работа одиночными (изолированными) толчками — это когда дежурный по станции готовит маршрут для следующего отцепа только после получения доклада от ловящего, встречающего, работника об остановке отцепа и его закреплении тормозными башмаками. Используется на путях с ломаным профилем, где есть угроза обратного скатывания отцепа в сторону стрелок. При этих маневрах локомотив вытягивает маневровый состав за разделительную стрелку, а затем останавливается. В момент остановки составитель отцепляет крайнюю со стороны сортировочного парка группу вагонов, затем локомотив разгоняется и толкает вагоны в сторону парка. Достигнув скорости, обеспечивающей прохождение отцепом требуемого расстояния, маневровый состав тормозится, а ранее отцепленные вагоны по инерции направляются на соответствующий путь парка. Затем маневровый состав вновь оттягивается за разделительную стрелку, составитель отцепляет очередную группу вагонов, производится новый толчок, и в парк следует второй отцеп (группа вагонов) и т. д.
|
Для предотвращения боя вагонов при подходе движущейся группы к стоящим на пути вагонам, регулировщик скорости в нужных случаях производит подтормаживание ручными тормозными башмаками или стационарными средствами торможения. Скорость соударения отцепов не должна превышать 5 км/час.
Рис.235. Схема производства маневров одиночными толчками
При работе серийными толчками маневровый состав подается на вытяжной путь с таким расчетом, чтобы последний вагон остановился на расстоянии 150 - 200 м от ближайшей разделительной стрелки. Затем крайнюю группу вагонов отцепляют, и машинист разгоняет состав до скорости 12--15 км/ч и начинает тормозить. В результате отцеп, получивший толчок от локомотива, направляется на соответствующий путь сортировочного парка. В момент торможения сцепщик отцепляет очередную группу вагонов, затем машинист делает новый толчок. Серия толчков без изменения направления движения локомотивов продолжается до тех пор, пока маневровый состав не дойдет до разделительной стрелки. Количество толчков в одной серии зависит от длины и профили вытяжки, длины и скорости разгона при толчке. На горизонтальной вытяжке серия обычно состоит из 2 -- 3 толчков, а на наклонном вытяжном пути число толчков в серии может быть доведено до 6 -8.
|
При сортировке вагонов серийными толчками оттягивание состава (бесполезное для маневров) производится не после каждого толчка, а после «серии» толчков. При этом дежурный по станции готовит маршрут для следующего отцепа, не дожидаясь доклада, по мере освобождения стрелок используемых для прохождения отцепов. Используется на путях с благоприятным профилем, исключающим скатывание отцепов в обратном направлении.
Рис. 236 Схема производства маневров серийными толчками
Элементы маневровой работы:
Маневровый полурейс - это маневровые передвижения без изменения направления следования
Рис. 237 Маневровый полурейс
Маневровый рейс - это маневровые передвижения с изменением направления следования
Рис.238 Маневровый рейс
Уч