Европейская безопасность в новых геополитических условиях




МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)»

(РУТ (МИИТ)

__________________________________________________________________

 

Факультет: «Экономический»

Кафедра: «Экономическая теория и менеджмент»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Геополитические интересы России в условиях глобализациях»

 

Выполнила:

Студентка 4 курса

ЗБС-491

1540-п/ЭБс-0024

Мезенцева Д. В.

Проверил:

Ст. преп. Касымова Д.М.

 

Москва 2018 г

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….…..3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫЕВРОПЕЙСКОЙБЕЗОПАСНОСТИВНАЧАЛЕ XXI В………………………………………………………………….4

1.1 Европейская безопасность в новых геополитических условиях …..…...4

1.2 Терроризм и экстремизм как угрозы Европе …………………….….……9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….…………………………………………….…….………17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...………………………..19

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования обусловлено тем, что проблема европейской безопасности в начале XXI века встала особенно остро. В то же время в начале сентября 2008 года президент России Д.А. Медведев отмечал, что «прежняя архитектура безопасности доказала свою неэффективность», и встает вопрос о новом понимании безопасности. Но для того, чтобы понять основные аспекты европейской безопасности, необходимо сперва определить само понятие «Европа».

Многие особенности европейского континента определяются его географическим положением. Территория Европы составляет примерно 10 млн. кв. км, это всего 7 % всей земной суши, в то время как Азия занимает 30 %, Америка 28 %, Африка 20 %

Во второй половине ХХ – начале ХХI веков понятие «Европа» приобрело новое содержание. Европейская интеграция превратила Европу из географического понятия в понятие политическое и экономическое, в единый субъект международных отношений.

В современном европейском сознании термин «Европа» идентифицируется во многом с Европейским Союзом, и значительное место в современной политической жизни Европы занимают поиски «европейской идентичности», своего рода объединяющего элемента всей европейской жизни.

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫЕВРОПЕЙСКОЙБЕЗОПАСНОСТИВНАЧАЛЕ XXI В.

Европейская безопасность в новых геополитических условиях

 

С окончанием холодной войны уменьшилась угроза широкомасштабных столкновений между блоками государств. Идеология обеспечения европейской безопасности, основанная на советской угрозе, стала историей. По этой причине ситуация в мире претерпела качественные изменения.

Если во второй половине 20 века создание системы безопасности диктовалось фактором внешней угрозы, то с начала 90-х вызовы и угрозы международной безопасности начали исходить из внутригосударственных источников.

В результате произошедших перемен расширилось и само геополитическое представление Европы. Перестало быть актуальным выделение в Европе Восточной части, которая воспринималась как протекторат Советского Союза, зона его политического влияния или даже как территория Советского Союза с определенной автономией. В те времена Западная Европа выступала политическим оплотом сдерживания амбиций Советского Союза

Несмотря на то, что деление Европы на Восточную и Западную вернулось в настоящее время к своему географическому толкованию, многочисленные проблемы безопасности не были сняты окончательно.

Для Европейского сообщества возникли значительные трудности с идентификацией противника, препятствующие сплочению. В новых условиях, Россия продолжает оставаться основным игроком противодействия НАТО и другим организациям антикоммунистической ориентации, но игрок этот уже принимает определенные правила игры и не демонстрирует явную или скрытую военную и политическую угрозы для Европы.

Современная Россия становится, пусть не во всем равноправным и не всегда стратегическим, но все же конструктивным партнером, а не противником, считающимся только со своими интересами.

По окончании противостояния между Востоком и Западом вопрос определения национальных интересов европейскими государствами осложняется противоречивым характером взаимоотношений большинства европейских стран, а также стремлением США доминировать в обновленном политическом пространстве Европы

В противоречиях государственных интересов кроется серьезная опасность для новой Европы. Различные трактовки отношений государств с партнерами по ЕС, союзниками по НАТО, государствами, не входящими в эти структуры, в том числе с Россией и странами постсоветского европейского пространства могут расколоть Европу на соперничающие блоки, возродив тем самым потушенные было очаги напряженности на всем континенте. Причем взаимоотношения России с ее бывшими союзниками, с одной стороны, взаимоотношения бывших союзников России с ее бывшими противниками, с другой, если и не создают пока прямых угроз безопасности, то существенно усложняют политическую ситуацию на европейском пространстве

В настоящее время особое влияние на развертывание геополитической перспективы оказывают следующие факторы.

Во-первых, "особые отношения" России и Германии, которые заставляют США смещать акценты в своей политике в Европе, что в свою очередь сказывается на общей политической обстановке. Во-вторых, противоречия между Францией и Германией осложняют и без того не простые взаимоотношения основных игроков европейского поля с одной стороны, и, с другой стороны, позволяют США как манипулировать субъектами европейской политики, так и маневрировать

Политика "дистанцирования" Великобритании по отношению к Европе и демонстрация ею "родственных" отношений с США ставят перед европейскими государствами проблему выбора ориентации в своей внешней политике.

Так, несколько "вялая" реакция государств Северной Европы на происходящие процессы в регионе, которая позволяет им занять позиции "над схваткой" в качестве нейтрального арбитра и проводить насколько это возможно независимую от конъюнктуры национальную политику

И стремление России занять достойное место в новом европейском пространстве вызывает довольно острую полемику между европейскими государствами по этой проблеме, так как именно этот аспект затрагивает определение стратегии будущего устройства Европы.

Для того, чтобы снять, существующее на данный момент различное трактование вопроса, и связанные с ним опасения, о роли России в осуществлении общей европейской безопасности, необходимо прежде всего позволить ей участвовать в этом процессе достаточно эффективно, но в том объеме, который обеспечивал бы странам бывшего постсоветского пространстване воспринимать расширение деятельности России как угрозу своей безопасности.

В этом случае необходимо учитывать достаточно сложные взаимоотношения между этими государствами, а также привести к общему знаменателю противоречивые представления об общей европейской безопасности всех стран постсоветского пространства

Так, на все эти процессы, а следовательно, и на геополитическую перспективу, влияет существующее различие во мнениях по поводу роли тех общеевропейских структур, которые призваны обеспечивать защиту региона от любых угроз или применения силы. К таким организациям относятся НАТО, ОБСЕ и ЕС. По крайней мере две из них (НАТО, ОБСЕ) представляет собой серьезный потенциал для успешного разрешения конфликтных и предконфликтных ситуаций

Современная политическая ситуация предъявляет определенные требования по проведению реорганизации этих структур, или изменения их статуса, соответствующего изменившимся условиям. По вопросу необходимости преобразования НАТО и ОБСЕ не существует разногласий, несмотря на различные степени самоосуществления этих организаций.

Если НАТО является самодостаточным, хорошо структурированным органом, то ОБСЕ "зависла" в промежуточной стадии ор-ганизации. Следует также помнить, что ОБСЕ был в свое время создан как спе-циализированный институт безопасности.

И в отличие от НАТО, организованного в рамках концепции "коллективной обороны", он мог бы считаться прообразом системы "коллективной безопасности", предполагающей изменение принципов отстаивания собственных интересов и принципов взаимоотношений между государствами, учитывая и такие щепетильные проблемы как обеспечение прав человека и национальных меньшинств.

Однако результаты участия ОБСЕ в урегулировании различных кризисов последних лет демонстрируют низкую эффективность данной организации именно в сфере заявленных полномочий

Также в процессе урегулирования конфликтов выявились расхождения в позициях стран по вопросу о том, какое место должна занимать ОБСЕ в формирующейся системе европейской безопасности, и каким образом должна происходить координация ее действий с ООН, НАТО или ЗЕС.

События балканского кризиса показали, что европейские державы готовы решать региональные проблемы любого уровня силами НАТО с привлечением ООН, в то же время ОБСЕ используется как инструмент давления, а не как единственный, хотя и несовершенный орган, специально созданный для предотвращения и разрешения

Принимая во внимание тот факт, что в рамках этого института могут взаимодействовать все европейские государства, а не только члены Североатлантического альянса или ЗЕС, с одной стороны, мировое сообщество в праве было ожидать от ОБСЕ более успешной и эффективной деятельности в разрешении кризисных ситуаций, а с другой стороны ОБСЕ имело возможность развиться в достаточно авторитетную и влиятельную организацию эффективно обеспечивающую безопасность региона по всем направлениям.

Для достижения этой цели, прежде всего необходимо было оперативно, в кратчайшие сроки, закончить ее институциональное оформление, и, главное, выработать механизм принятия решений, обеспечивающий объективную оценку развития политических процессов в регионе.

В то же время, количественный фактор противоположных позиций и стремлений стран - участниц значительно осложняет выработку именно эффективных решений, основанных на объективном анализе, а не на национальных интересах отдельно каждой страны.

В данном аспекте необходимо отметить особую позицию России. Развитие событий Косовского кризиса, показало, что НАТО претендует на более масштабную роль в мире, чем это предусматривается ее уставными документами, что, собственно и подтолкнуло Россию к выработке национальной концепции европейской безопасности, в которой особое значение придается деятельности ОБСЕ.

Россия особо оговаривает свою заинтересованность в обеспечении ОБСЕ центральной роли в европейских делах. Наделение этой структуры необходимым политическим мандатом и средствами для адекватного реагирования на угрозы стабильности и безопасности - важнейшие условия расширения влияния ОБСЕ в европейском регионе. Именно в этом основное расхождение позиций России и большинства западных стран



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: