Цветок. Строение и функции цветка и его частей.
4.Этап усвоения новых знаний. (25 минут)
4.1. Задача: организовать работу по изучению строения цветка и его частей, определению функций каждой части цветка и функции цветка, как целостной структуры; обеспечить усвоение понятия « обоеполый, раздельнополый цветок», «женский, мужской цветок», «однодомный, двудомный цветок».
Прогнозируемый результат: учащиеся изучают строение цветка, используют текст учебника и динамическую модель.
Учитель. На ваших столах лежат конверты. Откройте их и высыпьте их содержимое на парты. Что это? (Части цветка). Сложите из предложенных частей цветок. Получилось? (Не знают) Сравните свою модель с рисунком 73 учебника на с. 143. Исправьте, если у кого-то есть несоответствие. Обратите внимание, на названия частей цветка.(Что это такое? Как вы думаете, для чего эта структура цветку? Показать на модели. Учитель показывает на своей, а учащиеся - на своей).
Учитель. Чашечка и венчик образуют ОКОЛОЦВЕТНИК. Околоцветник, состоящий из венчика и чашечки, называется двойным, (показать на модели), а если есть только чашечка или только венчик – простым. (Показать на модели). Элементы околоцветника могут срастаться между собой или оставаться свободными.
Учитель. Посмотрите на слайд. (Демонстрация фрагмента фильма с ускоренной съемкой распускания цветов).Цветки бывают очень разные, но общий план строения одинаковый.
??? Не много ли частей в цветке, как думаете? (Не много.Каждая выполняет свою функцию).
??? Всегда ли в цветке есть все необходимые части? (На самом деле, не всегда).
Задание: Моделируем цветки:
· С простым околоцветником, где есть только венчик;
· С двойным околоцветником;
· С простым околоцветником, где есть только чашечка;
· С двойным околоцветником;
Учитель. Девочки, вы наверняка такие труженицы, как пчелки, поэтому наверняка справитесь с ролью пчел. (Раздать пчел).
Какой цветок для вас был бы более интересным, заметным? (С ярким околоцветником).
Значит, это важно для цветков, которые опыляются насекомыми.
А как же быть тем цветкам, у которых нет яркого венчика? (Пахнуть).
А если околоцветник простой и состоит только из чашечки? (Приспособиться к другому способу опыления.Опыление ветром, например)
Учитель. Так что же такое цветок? Что бы дать грамотное определение, нужно сказать, что это и для чего это. (Цветок – орган растения, выполняющий функцию размножения).
Учитель. Найдите в своих «Консультационных листах» сектор 2. Запишите определение «Цветок – это орган растения, выполняющий функцию размножения».
Учитель. Все части цветка – это единая команда, у которой есть общая цель – размножение. В цветке есть главные части и дополнительные. Какие части цветка, на ваш взгляд, главные? (Те, которые отвечают за размножение: пестик и тычинки). А почему венчик и чашечка являются дополнительными частями? (Защищают главные части и выполняют рекламную функцию, привлекают насекомых для опыления).
Учитель. Мы с вами рассмотрели строение цветка на модели.А сейчас продолжим изучение строения цветка на живых объектах.Мы должны справиться с Лабораторной работой №6. Найдите сектор 2, 3, 4 и 5 в своих консультационных листах.
Учитель. Познакомьтесь, пожалуйста с темой лабораторной работы
Раздать цветки
Этап выполнения Лабораторной работы №6 «Строение цветка».
Задача: обеспечить усвоение представления о строении цветка через выполнение лабораторной работы.
Прогнозируемый результат: осознанно используют знания для выполнения лабораторной работы.
Учитель. Познакомьтесь с целью работы. (Пока ученики читают, учитель раздает живые цветки герани, каланхое, галантуса (подснежник), препаровальные иглы, пинцеты, лупы.
Лабораторная работа №6
СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА
Цель: изучить строение цветка – органа семенного размножения покрытосеменных растений.
Оборудование: цветки герани, препаровальные иглы, пинцеты, лупы.
Ход работы:
1.
Пестик |
Цветоножка |
Чашелистики чашечки |
Лепестки венчика |
Тычинка |

2. Определите тип околоцветника цветка герани (4 балла).
Околоцветник простой/ двойной (Нужное подчеркнуть)
3. Найдите главные части цветка герани: пестики и тычинки (5-6 баллов).
Рассмотрите тычинки цветка герани под лупой. Прочитайте текст учебника на с.144, пункт «ТЫЧИНКА». Соедините название частей тычинки с рисунком.
Пыльцевое зерно (Пыльца) |
Пыльник с пыльцой |
Тычиночная нить |

Рассмотрите пестик цветка герани под лупой. Прочитайте текст учебника на с.145, пункт «ПЕСТИК». Соедините название частей пестика с рисунком.
Столбик |
Рыльце |
Завязь |

4. Ответьте на вопросы. (7 баллов).
Тычинка, это мужская или женская часть цветка?
Женская/ мужская (нужное подчеркнуть)
Пестик, это мужская или женская часть цветка?
Женская/ мужская (нужное подчеркнуть)
5. Сделайте вывод (8 баллов)
Вывод: Цветок—это ……………………………………, части которого приспособлены к выполнению функции ………………………………..
6. Дайте ответы на вопросы (9-10 баллов)
Какая структура в цветке является женским гаметофитом? _______________.
Какая структура в цветке является мужским гаметофитом?
_______________.
Какое значение для растения имеет близкое расположение гаметофитов?
Учитель. Так что же в цветке главное: пестик или тычинка? (И пестик и тычинка, потому что в них образуются половые клетки – гаметы, при слиянии которых развивается зародыш семени).
Как называется тип размножения растений, при котором образуются, а затем сливаются половые клетки? (половое). Верно ли выражение «ЦВЕТОК – это орган цветка, который отвечает за половое размножение»? (Да, верно)
Учитель. А сейчас поменяйтесь своими работами. Проверим их по слайду и выставим отметки.
Учитель. Вы видели когда-нибудь такой цветок как ГАЛАНТУС? А я думаю, что видели. Вот он. Рассмотрим его околоцветник. Чем околоцветник галантуса отличается от изученного нами околоцветника герани? (У него простой околоцветник)
Учитель. Если в цветке есть и пестик и тычинка, то такой цветок называют ОБОЕПОЛЫМ. Есть в природе такие цветки, у которых потерялся пестик. Соберите их на своих моделях.
Как вы думаете, как они называются? (Тычиночные или мужские).
А если потеряются тычинки? Смоделируйте и покажите (Пестичные или женские).
Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении, то оно называется ОДНОДОМНЫМ. А если на разных – ДВУДОМНЫМ.
Демонстрация на ватмане
Учитель. Мы рассмотрели строение цветка. А сейчас, давайте еще раз вспомним его основные части
Загадки: Королева, но ношу
Мужское имя я.
По столбику и завязи
Легко узнать меня. (Пестик)
Между завязью и рыльцем
От тычинки часть таится.
Дайте мне ответ сейчас –
Что там спряталось от нас? (Столбик)
У пестика в основе
Она из года в год,
А если вдруг погибнет-
Не разовьётся плод. (Завязь)
Я очень для цветка важна –
Для опыления нужна.
Стройна я, как тростинка.
Зовут меня … (Тычинка)
Ох! – кто-то простонал в цветке,-
Вам хорошо, вы – налегке.
А я – с огромною сумой,
Набитой доверху пыльцой. (Пыльник)
5. Закрепление новых знаний (5 минут)
Учитель. Посмотрите на слайд. Какая структура изображена под номером …
Учитель. Какие элементы цветка здесь не обозначены?