МАОУ «Школа №7 для обучающихся с ОВЗ» (учебный корпус 2)
Пермский край, г.Березники
Краевой конкурс методических разработок
По родительскому образованию взрослых и детей
«Родительству стоит учиться – родительству стоит учить».
Номинация: «Чтоб семья была счастливой».
разработали:
учитель-дефектолог Кох Светлана Сергеевна,
учителя-логопеды:
Истерина Наталья Павловна
Черткова Ирина Юрьевна
Куриленко Ольга Александровна
Г. Березники, 2020
Пояснительная записка
К циклу занятий в рамках реализации педагогического проекта
«С чего начинается Родина?»
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Понятие Родины для многих людей священно, но само по себе оно ни у кого не формируется. Воспитание патриотизма – сложный кропотливый труд, ориентированный на перспективу. Только время может дать ответ, насколько была эффективна деятельность педагогов, родителей, общественности по воспитанию этого чувства. «Нельзя только призывать к патриотизму, его нужно воспитывать – воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость» - справедливо отмечал Д.С. Лихачев.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания, приобретает все большее значение национально-региональный компонент. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей младшего школьного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными земляками.
Не менее важно и сохранение семейных ценностей в формировании патриотических чувств. На Руси всегда были большие семьи, семейные истории всегда передавались из поколения в поколение.
В результате изучения актуальности данного направления в работе, опыта работы начальной школы, мы пришли к выводу, что необходимо донести до обучающихся знания о своей Родине, крае, городе, семье. Поэтому и выбор темы проекта не случаен «С чего начинается Родина?».
Цель проекта
Формирование у детей духовно-нравственных качеств, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа, судьбе России.
Задачи проекта
1. Познакомить обучающихся с особенностями родного города, со знаменитыми земляками.
2. Уточнить и обобщить знания о семье.
3. Расширять представления об основах нравственности во взаимоотношениях с родителями.
4. Побуждать интерес у родителей к процессу развития ребенка в разных видах деятельности.
5. Уточнение, расширение и активизация словарного запаса у обучающихся, развитие связной речи.
6. Развитие творческих, интеллектуальных способностей, коммуникативной культуры обучающихся, умения работать в коллективе.
7. Воспитывать гордость за родной город и его жителей, бережное отношение к семейным ценностям и традициям
Продолжительность проекта: Данный проект долгосрочный рассчитан на год обучения (1и 1 дополнительные классы).
Сроки реализации проекта: сентябрь 2019 года – май 2020 года.
Обобщенная характеристика основных мероприятий проекта
Подготовительный этап – разработка основных направлений деятельности участников проекта (учителей, родителей, учащихся), выявление и учет речевого развития у обучающихся, знаний о родине, крае, городе, семьи. семьи.
Основной (деятельностный) - выполнение основных мероприятий, намеченных для достижения поставленной цели.
Заключительный – сравнительный качественный анализ развития речи младшего школьника, проведение открытого мероприятия по проекту, распространение опыта работы, выработка перспективы дальнейшего развития проекта.
Направления деятельности для достижения цели:
-проведение занятий, уроков по проекту, организация выставок, проведение бесед и других мероприятий с учащимися и их родителями;
-посещение учащимися праздников и других мероприятий, проводимых нашими социальными партнерами.
При построении педагогического процесса основное образовательное содержание проекта раскрывается через непосредственно образовательную деятельность с учащимися и самостоятельную деятельность детей.
Предполагается использование следующих форм работы:
- чтение художественной литературы,
- заучивание стихотворений,
- проведение тематических бесед,
- посещение библиотек,
- проведение тематических дидактических игр,
- оформление книг с рисунками и рассказами детей,
- рассматривание картин, иллюстративного материала,
- разучивание музыкальных произведений,
- проведение конкурсов, викторин,
- проведение занятий-экскурсий,
- организация выставок рисунков, поделок из разнообразных материалов,
-участие учебно-исследовательских работах;
- проведение развлекательных мероприятий.
Ожидаемые результаты:
1. Обучающиеся обладают устойчивыми знаниями о семье, активизирован словарный запас, улучшилась связная речь.
2. Обучающиеся знакомы с особенностями родного города, со знаменитыми земляками.
3. Уважительно относятся к истории своего народа, способны к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью.
4. У родителей повысился интерес к процессу развития ребенка в разных видах деятельности.
5. Улучшились творческие, интеллектуальные способности, повысилась коммуникативная культура обучающихся, умение работать в коллективе.
6. Расширились представления об основах нравственности во взаимоотношениях с родителями.
7. Обучающиеся испытывают гордость за родной город и его жителей, бережно относятся к семейным ценностям и традициям.
8. Семья ориентирована на духовно-нравственное воспитание ребенка, укрепление авторитета семьи.
Критерии оценки результативности над проектом:
Исходя из цели проекта, выделены критерии, по которым можно судить об уровне сформированности духовно-нравственных качеств:
1. Наличие знаний о малой родине;
2. Расширение и активизация словарного запаса, улучшение связной речи;
3. Наличие уважения к землякам, семье, товарищам и бережного отношения к семейным ценностям и традициям.